Антропометрическая идентификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:09, контрольная работа

Описание

Обнаружение разыскиваемых преступников или выявление лиц, скрывшихся с мест происшествий — одна из сложнейших задач правоохранительных органов. Для ее решения в настоящее время разработаны различные методы, обеспечивающие эффективность проводимых розыскных мероприятий. Основы этих методов были заложены еще более 100 лет назад, когда стало ясно, что существовавшие в то время способы регистрации преступников не обеспечивают розыск и установление их личности.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………… 3
2. Система антропометрической идентификации ………………………… 4
3. Полицейская фотография, почерковедческая экспертиза и "словесный портрет" ………………………………………………………………………... 7
4. Заключение………………………………………………………………….. 15
5. Список литературы…………………………………………………………. 16

Работа состоит из  1 файл

Антропометрическая идентификация (2).doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

Значителен  вклад А.Бертильона и в развитие почерковедческих исследований. В данном направлении отправным пунктом принято считать каллиграфическую экспертизу, осуществляемую каллиграфами - людьми, умеющими красиво (художественно) писать в силу своей профессии (учителя чистописания, приказные дьяки, преподаватели рисования, архивариусы и т.п.). В связи с тем что "сличение почерков" в лучшем случае основывалось на чисто эмпирическом материале и личном опыте самого исследователя, процесс исследования сравниваемых почерков обычно сводился к выявлению сходства в конфигурации одноименных букв. При этом признаки почерка в своем большинстве как внешнее проявление свойств письменно-двигательного навыка исполнителя спорной рукописи оставались для исследователя невидимыми.

Впервые на признаки почерка как приметы (особенности) выполнения пишущим строк, слов, букв, элементов и частей обратил внимание А. Бертильон, который стал основоположником нового направления в судебно-почерковедческой экспертизе - приметоописательного. Он разделил признаки почерка по степени их соподчиненности на общие и частные и ввел понятие повторяемости (устойчивости) признака. Для выявления и оценки признаков почерка им совместно с А.Рейссом был предложен способ их разработки, который и явился первой попыткой объективизации процесса исследования и выводов эксперта.

Данный способ представлял собой графическую  разработку, которая размещалась  на листе бумаги. Для этого лист бумаги делился посередине на две  части: левую и правую. На левую часть листа последовательно в соответствии с алфавитом наклеивались увеличенные фотоизображения букв и слов из исследуемого текста. На правую часть листа наклеивались и те же самые буквы, и слова из образцов почерка подозреваемого лица (лиц). Такой способ позволил не только проанализировать конструктивное строение знаков и особенности их выполнения в словах, но и сделал процесс сравнительного исследования наглядным. Кроме того, порядок размещения букв по алфавиту позволил последовательно изучить каждую из них как в исследуемой рукописи, так и в образцах почерка подозреваемого лица, что свидетельствовало о полноте проведенного исследования1.

Этот порядок  используется и в настоящее время  в экспертной практике при составлении  алфавитных разработок частных признаков почерка.

В систему регистрации А.Бертильоном было заложено наряду с антропометрией, сигналетической съемкой и описание внешнего облика регистрируемого, выполняемое по определенным правилам. Оно получило название словесного портрета — точного описания, при помощи специального словаря, форм внешних органов человеческого тела, черт и наружности.

При задержании человека полицией, составлялось его  описание, которое затем сравнивалось со словесными портретами ранее зарегистрированных преступников. Если одноименные признаки совпадали, проводилась дополнительная идентификация посредством антропометрии.

Чтобы описание, сделанное одним полицейским, было правильно “прочитано” другим, использовались одни и те же термины. Описание одного и того же человека, сделанное разными людьми, должно было быть одинаково. И методика А. Бертильона позволяла это сделать. Последовательность описания по Бертильону следующая: лоб, нос, правое ухо, губы, рот, подбородок, брови, веки, глазные яблоки, глазницы, межглазье, морщины, полнота лица, овал в профиль и анфас. Чем больше градаций черт внешности удавалось описать, тем полнее оказывался словесный портрет. А. Бертильон писал: “...до тех пор, пока та или другая анатомическая особенность наружности индивидуума, отличающая его от тысячи других лиц и дающая возможность запечатлеть ее в памяти, не получит точного названия, она остается незамеченной и как бы не существует. Уже давно известно, что мы не можем представить себе того, чего не можем выразить словами, также запечатлеть в мозгу то, чего не можем описать”2.

Но все же по словесному портрету лучше всего  удавалось выявить разыскиваемого тогда, когда в описании имелось указание на особые приметы или крайние степени выраженности признаков внешности.

Для того чтобы сделать словесный портрет более значимым для целей розыска, к описанию элементов лица стали добавлять: особенности осанки — положение головы, изгиб шеи, изгиб спины; характеристику походки, жестикуляции; особенности взгляда (“бегающий”, “угрюмый”, “открытый”), мимики, бытовые привычки; особенности голоса и речи; покрой, фасон одежды и ее состояние..

Методика словесного описания, несмотря на ее четкость и продуманность, оказалась довольно сложной. Только наиболее способные полицейские сотрудники могли полностью овладеть этой методикой и успешно применять ее в ситуациях розыскной работы.

Тем не менее, с  небольшими усовершенствованиями метод  «словесного портрета» сохранился до настоящего времени:

Пример словесного описания внешности мужчины. 
 
Словесный портрет (полный): 
1. Пол: мужской 
2. Возраст: на вид 25-27 лет. 
3. Национальность: украинец. 
4. Рост: средний. 
5. Телосложение: среднее, упитанность - средняя. 
6. Голова: большая; затылок вертикальный; теменная часть - куполообразная. 
7. Волосы: средние, волнистые; по цвету - темно-русые; линия роста - дугообразная. 
8. Лицо: в анфас - овальное; в профиль - прямое; по степени полноты - среднее; по цвету кожи - белое. 
9. Лоб: средний, вертикальный; по форме - прямой. 
10. Брови: средние, по форме - прямые, горизонтальные. 
11. Глаза: малые, горизонтальные, сближенные; по цвету - серые. 
12. Нос: большой, широкий, спинка носа - прямая, основание - горизонтальное, кончик носа - заостренный. Выступание - среднее, глубина переносицы - средняя. 
13. Рот: средний; смыкание губ - волнистое; углы рта - горизонтальные. 
14. Губы: средние, выступание обеих губ. 
15. Подбородок: средний, по контуру - треугольный; по форме - острый; по положению - вертикальный, с ямкой. 
16. Зубы: среднего размера, частые, выступание одного нижнего зуба, нормальный прикус. 
17. Ушная раковина: малая, оттопыренность - общее прилегание, по форме - овальная. Мочка - большая, козелок - большой, противокозелок - сильно скошенный. Завиток - большой, противозавиток - выступающий. 
18. Шея: длинная. 
19. Плечи: широкие. 
20. Грудь: широкая. 
21. Спина: широкая. 
22. Руки: средней длины. 
23. Ноги: средней длины. 
24. Осанка: прямая. Голова наклонена вперед. 
25. Походка: быстрая, ровная. 
26. Жестикуляция: быстрая. 
27. Мимика: прищуривание. 
28. Голос: по тембру - баритон, по силе - средний. 
29. Речь: спокойная. 
30. Особые приметы: небольшой шрам на подбородке. 
31. Одежда: одет в черные джинсы, коричневый свитер, обут в коричневые ботинки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение

 

Таким образом, Бертильон первым в мире ввёл научные методы работы в криминалистику.

Он предложил  и внедрил в практику методы идентификации преступников по измерениям размеров всех частей тела (метод антропометрической регистрации), сигналитической и метрической фотосъёмки на месте происшествия, системного описания внешности человека с помощью специальной терминологии («словесный портрет»).

Именно он является изобретателем и создателем картотечных  систем регистрации людей по каким-либо физиологическим их признакам с  целью и возможностью использования  этих картотек для опознания, для установления личности. И во многом, пожалуй, именно успехи изобретённого им антропометрического метода подталкивали первых энтузиастов-исследователей дактилоскопии к созданию системы такой регистрации, которая позволяла бы только при наличии лишь отпечатков пальцев рук находить в больших массивах дактилоскопических карт ту, единственную, которая являлась бы «родной» для дактилокарты, являющейся «запросной». Дактилоскопия, с системой регистрации гораздо более надёжной, и положила конец антропометрическому методу.

Многие изобретения  Бертильона, в частности «бертильонаж», теперь существует лишь в учебниках  по истории криминалистики. Но разработанная  им система полицейской фотографии и метод «словесного портрета» живут и сегодня.

 

 

Список литературы

 

  1. Бахтадзе Г.Э. Спорные страницы истории использования исследовательской фотографии в судебно-экспертной практике // Эксперт-криминалист, 2009, N 3. С. 39 - 42.
  2. Кошманов П.М., Кошманов М.П. Использование разработок признаков почерка в процессе идентификационного экспертно-криминалистического исследования рукописей // Эксперт-криминалист, 2007, N 2. [Электронный ресурс]. СПС "Консультант Плюс", 2010.
  3. Юрген Т. Век криминалистики / пер. с нем. Решетников Ф.М. – М.: Прогресс, 1991.
  4. Эдмонд Локар. Руководство по криминалистике. — Москва, Юридическое издательство НКЮ СССР, 1941

1 Кошманов П.М., Кошманов М.П. Использование разработок признаков почерка в процессе идентификационного экспертно-криминалистического исследования рукописей // Эксперт-криминалист, 2007, N 2. [Электронный ресурс]. СПС "Консультант Плюс", 2010.

2 Цит. по: Юрген Т. Век криминалистики / пер. с нем.  Решетников Ф.М. – М.: Прогресс, 1991. С. 23.




Информация о работе Антропометрическая идентификация