Журналист на задании. Модели поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:39, лекция

Описание

Предположим, журналисту необходимо подготовить информацию об открытии социально значимого объекта для газетной подборки новостей. Пусть таким событием будет презентация крупного торгового центра.

Работа состоит из  1 файл

Журналист на задании.doc

— 35.50 Кб (Скачать документ)

Журналист на задании. Модели поведения 

Предположим, журналисту необходимо подготовить информацию об открытии социально значимого  объекта для газетной подборки новостей. Пусть таким событием будет презентация  крупного торгового центра. 

Модель первая. Репортер побывал на открытии объекта, выслушал торжественные речи представителей местных властей, строителей и прочих заинтересованных лиц. Он сделал «дежурный» снимок (разрезание ленточки) и срочно отбыл в редакцию «отписываться». В ближайшем утреннем выпуске газеты появилась соответствующая информация (4-5 абзацев) и фотоиллюстрация. 

Модель вторая. Репортер не только выслушал официальные  речи, но и пообщался с коллегами  по цеху и узнал немало интересного. Оказывается, объект построила известная  фирма Х, хотя на подряд претендовали также фирмы Y и Z. Между тем, никакого конкурса на подрядные работы не проводилось, и почему местные власти отдали предпочтение фирме X — неизвестно. Обо всем этом наш репортер благополучно забыл, поскольку редакция от него ждет оперативную информацию в 4-5 абзацев, не более. 

Модель третья. Репортер на открытии объекта пообщался  с коллегами по цеху, а также  со строителями, рядовыми работниками  торгового центра. Журналист осмотрел торговые и подсобные помещения  гипермаркета и прилегающую территорию. Он узнал не только о том, что выбор подрядчика на строительство осуществлялся в тиши властных кабинетов. Оказывается, объект возведен с существенными изъянами, которые, впрочем, в глаза не бросаются. В редакции наш репортер написал требуемые 4-5 абзацев. После чего он в редакционной курилке поделился с сотрудниками редакции всей информацией о новом торговом центре. Журналисты всласть посудачили о коррупции в местных органах власти, заклеймили позором нерадивых строителей и разошлись по своим делам. 

Модель четвертая. Журналист выполнил задание редакции, сделал краткую информацию об открытии объекта. Но после этого он не стер из памяти полученные на презентации  сведения, которые проливают на общественно  значимое событие иной свет, чем  парадные речи. Он поделился полученной актуальной информацией с руководством редакции и зарезервировал за собой тему актуальной статьи. Как вариант — «горячая» информация передается в профильный отдел редакции или сотруднику редакции, который специализируется на журналистских расследованиях. 

Модель пятая. Наш репортер вообще не появился на открытии объекта, поскольку это  событие он «караулил» давно и  заранее написал необходимые 4-5 абзацев  для своей газеты. Кроме того, наш репортер своевременно «продал» свою информацию коллегам из местной «вечерки», а также на радио и телевидение. В день события наш репортер проверил по телефону, что открытие центра состоялось. Информация появилась, как и планировалось, в утреннем выпуске газеты, где трудится наш репортер, а также в других СМИ. 

Социальный конфликт — широкое понятие, используемое в конфликтологии для обозначения  любого типа конфликта в обществе. В качестве рамочного определения  конфликта в современной литературе наиболее часто используется дефиниция  Льюиса Козера, которая трактует конфликт как «борьбу по поводу ценностей, или притязаний на ограниченно доступные статус, власть или ресурсы, в которой каждая из сторон стремится нейтрализовать, ущемить или подавить цели». 

Журналисты без  труда могут продолжить эти упражнения в моделировании поведения репортера. То, какая модель будет выбрана для каждой конкретной ситуации, зависит от редакционных установок на освещение события, от профессионализма журналиста и его гражданской позиции, от мотивации, от осознания своей роли в происходящих вокруг него процессах и от многих иных обстоятельств. 

Но для нас  важно еще вот что: даже в таком  «протокольном» мероприятии, как открытие торгового центра, оказались замаскированы  различные конфликты. Все они  могут быть отнесены к типу социальных конфликтов. 

Любой конфликт (будь он социальным, национальным или  религиозным) в своем развитии проходит несколько стадий. Конфликт никогда  не вспыхивает сам по себе, без какого-либо толчка. Причем для этого совершенно не обязательно вмешательство внешних сил — конфликт может разразиться в результате накопления отрицательного потенциала в самой конфликтной ситуации. 

Конфликтная ситуация — исходное положение конфликта. Это такое состояние социальной системы, группы людей или взаимодействий между ними, в которой проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения или жизненных установок. Осознание этих противоречий побуждает потенциальных оппонентов начать конфликтное взаимодействие, готовиться к предстоящей борьбе. За конфликтной ситуацией может последовать инцидент. 

Инцидент —  это столкновение сторон конфликта, означающее перевод конфликтной  ситуации в стадию конфликтного взаимодействия. 

С профессиональной точки зрения, сообщая о конфликте, журналист (редакция, пресса, СМИ в целом), как правило, информирует свою аудиторию о предмете конфликта, т.е. об объективно существующей или мыслимой (воображаемой) проблеме, которая становится причиной расхождения во взглядах, оценках и целях оппонентов. Конечно же, пресса не обходит вниманием тех людей, общественные группы, структуры власти или иные группы влияния, которые являются участниками конфликта, то есть конфликтующими сторонами. Иными словами, пресса участвует в идентификации непосредственных (явных или неявных) участников конфликтных событий — субъектов конфликта, показывает их во взаимодействии. 

Хочет журналист  того или нет, но зачастую он в своей  профессиональной практике занят не чем иным, как информационным сопровождением конфликта. 

Информационное  сопровождение конфликта — направленное или спонтанное освещение в прессе значимых событий конфликтного противостояния. При этом аудитории СМИ дается информация о субъектах и предмете конфликта, о предполагаемых или реальных целях и намерениях соперничающих сторон, о реальных и вероятных последствиях конфликтного взаимодействия. 

Конечно, выбор  модели поведения журналиста, как  правило, остается за профессионалом прессы. Вопрос же в том, чему журналист отдает предпочтение, чем руководствуется  в этом выборе. Журналист может  просто описывать реальные и лежащие на поверхности факты, а может попытаться пролить свет на природу их происхождения, показать взаимосвязь и противоречивость событий. Это сложно. Журналист может захотеть увидеть нечто большее за фактом (например, проблему большой социальной значимости или конфликт, затрагивающий многих людей), а может и не иметь никакой иной мотивации, кроме редакционного задания и чисто прагматического интереса — выжать максимум из своего статуса «владельца информации». 

Исследователи мотивации журналистской деятельности, в целом, сходятся во мнении, что в системе факторов, побуждающих журналиста к конкретной профессиональной деятельности, ключевым является желание «влиять». Влиять на ситуацию, на человека, на развитие событий, на социально значимые обстоятельства и процессы. При этом важно понимание того, что если журналист и не ставит перед собой прямой цели влиять, то его информирование о конфликтном событии так или иначе оказывает влияние на восприятие конфликта, а значит и на решение или углубление самой проблемы, которая обеспечивает динамику и интенсивность конфликта. 

Здесь никуда не уйти от очевидных вопросов. Влиять с какой целью? Зачем? Какими средствами? С какими предполагаемыми последствиями? 

Еще один немаловажный вопрос, вытекающий из того очевидного факта, что журналистика предполагает большой выбор поведенческих моделей и наделяет значительными степенями свободы представителей этой профессии. Каковы пределы положительного влияния журналиста, где та грань, за которой начинаются негативные последствия воздействия прессы на развитие конфликта? 

И очень серьезный  вопрос к самим журналистам: а  можно ли рационально и с позитивными  последствиями влиять на предмет, явление  или процесс, не зная его сущности? Ответ на этот вопрос ясен: вряд ли.

Информация о работе Журналист на задании. Модели поведения