Жанрово-стилевое своеобразие публицистики А. Кабакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить своеобразие публицистики А. Кабакова, разобрать его работы с точки зрения, рассматриваемых тем, специфики стиля и жанрового разнообразия.

Все это формирует задачи исследования: разобраться с понятием публицистики, как жанром литературы и журналистики, определить жанры, которые реализуются в публицистике и разобрать языковые средства публицистических материалов.

Содержание

Введение

Публицистика.
Определение
Авторская позиция в публицистике
Язык публицистики
Жанры публицистики
Глава 2. Тематика публицистики А. А. Кабакова


Тематика публикаций


Глава 3. Жанрово-стилистические особенности публицистики А. Кабакова

Жанровая специфика публицистики
Стилевое своеобразие творчества А. Кабакова

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 58.58 Кб (Скачать документ)

     Однако  публицистика не только использует готовый  материал. Под влиянием воздействующей функции публицистика преобразует, трансформирует слова из разных сфер языка, придавая им оценочное звучание. Газета рождает и культивирует и  свою фразеологию. Устойчивые сочетания  являются готовым арсеналом газетных стандартов и нередко переходят  в штамп.

     Основной  стилистический принцип публицистики В.Г. Костомаров определяет как единство, сопряжение экспрессии и стандарта, составляющее специфику газетной речи. Конечно, в известном смысле сопряжение экспрессии и стандарта (в тех  или иных "дозах") свойственно  всякой речи вообще. Однако важно, что  именно в газетной публицистике, в  отличие от других речевых разновидностей, это единство становится стилистическим принципом организации высказывания. В этом главный смысл и, несомненно, ценность концепции В.Г. Костомарова. Между тем, приоритет в этом единстве имеет все же первый компонент.

     На  стилистику публицистической, прежде всего газетной, речи сильное влияние  оказывает массовый характер коммуникации. Газета - одно из наиболее типичных средств  массовой информации и пропаганды. Здесь массовым оказывается и  адресат, и автор. Собственно, газета и конкретный корреспондент выступают не от имени какого-то одного лица или узкой группы лиц, но, как правило, выражают позицию миллионов единомышленников.

     Свойственно публицистике и образное употребление слов: метафоры, метонимии, особенно олицетворения.

Для публицистической речи характерно метафорическое использование  терминологии.

  Материалом для создания оценочной газетно-публицистической лексики служит весь словарь литературного языка, хотя некоторые его разряды особенно продуктивны в публицистике.

     Воздействующая  функция газетно-публицистического  стиля особенно ярко проявляется  в синтаксисе. Из разнообразного синтаксического  репертуара публицистика отбирает конструкции, обладающие значительным потенциалом  воздействия. Именно выразительностью привлекают публицистику конструкции  разговорной речи. Они, как правило, сжаты, емки, лаконичны. Другое важное их качество - массовость, демократичность, доступность. На фоне книжного в целом  синтаксиса публицистики разговорные  конструкции выделяются стилистической новизной.  

Жанры публицистики

     Под жанрами в теорий журналистики понимаются устойчивые типы публикаций, объединённых сходными содержательно-формальными  признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. В качестве основных выделяют следующие  факторы: предмет отображения, целевая  установка (функция) отображения, метод  отображения.

   В журналистике существует три главных  способа, отображения:

  • фактографический;
  • аналитический;
  • наглядно-образный.

   Первый  и второй способы отличаются один от другого, прежде всего, степенью глубины  проникновения в суть предмета отображения.

   Первый  способ нацелен на фиксацию неких  внешних, очевидных характеристик  явления, на получение кратких сведений о предмете (что, где и когда  произошло?).

   Второй  способ нацелен на проникновение  в суть явлений, на выяснение скрытых  взаимосвязей предмета отображения.

   Третий  способ наглядно-образного отображения  действительности нацелен не только и не столько на фиксацию внешних  черт явления или рациональное проникновение  в суть предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного. Нередко это  обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже - художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой.

   На  основе этих способов выделяются три  группы жанров:

  • информационные,
  • аналитические,
  • художественно-публицистические.

Художественно-публицистические жанры.

     Художественно-публицистические жанры являются наиболее сложными, здесь, наряду с содержанием, особую эстетическую роль играет форма. Это  предполагает повышенную требовательность к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности.

1. Очерк. Центральное место среди этих жанров занимает очерк. Очерк сочетает в себе репортажное, исследовательское и писательское начала. Он не просто сообщает факты и выводы, но и художественное обобщение и осмысление действительности. В отличие от аналитических статей, в очерках вполне уместны метафоры и другие художественные приёмы.

Выделяют  такие разновидности очерка как  портретный очерк и проблемный очерк.

2. Фельетон является сатирическим жанром. Его цель - осмеяние всевозможных пороков. Успех фельетона зависит от четкости изложения фактов и языкового вкуса фельетониста.

3. Памфлет. К фельетону близок памфлет. Если фельетон высмеивает отрицательное явление, то памфлет героя, который представляется автору носителем опасного общественного зла.

4. Пародия представляет собой сатирическое изображение чужой речи: литературного произведения, политического выступления, научного или философского сочинения.

5. Малым жанром является сатирический комментарий, который отличается от аналитического установкой на использование художественных средств (иронии, гиперболизации). Пример такого комментария - рубрика "Филантропия" в "Независимой газете".

     В последние годы в жанровой системе  публицистики произошли существенные изменения. Так, почти во всех газетах  исчезла передовая статья. Почти  пропали очерки и фельетоны. Большее  место в газете, чем прежде, стал занимать жанр журналистского расследования. Вместе с тем популярными становятся жанры, в основе которых лежит  диалог: интервью, "круглые столы", беседы, экспресс--интервью, позволяющие  узнать информацию и мнение "из первых рук".

     В настоящее время для системы  жанров в целом характерно упразднение  жанровых перегородок и появление  гибридных жанров.

Глава 2. Тематика публицистики А. А. Кабакова 

Биографическая  справка 

     КАБАКОВ, АЛЕКСАНДР АБРАМОВИЧ  - русский писатель, публицист. Родился 22 ноября 1943 в Новосибирске в семье офицера. После войны жил с отцом на первом советском ракетном полигоне. Закончил механико-математический факультет университета, служил в армии. По окончании механико-математического отделения Днепропетровского университета переехал в Москву, работал инженером в ракетном конструкторском бюро и писал прозу{1, 259}.  Как говорит Александр Кабаков о себе сам в одном из интервью: «Инженер из меня вышел никудышный: я ведь на самом деле хотел поступать во ВГИК на сценарный факультет - отец отсоветовал. Он был прирожденный инженер; в нашей семье вообще ни с какой стороны не было гуманитариев. А я стал заниматься всякой дрянью: КВНом, джазом, журналистикой. Вот тогда уже всерьез хотелось писать. Но я был глубоко убежден, что в советские писатели принимают либо по блату, либо если напишешь про великую стройку коммунизма. Поэтому в советские писатели не рвался. Но поскольку умел складывать слова, устроился журналистом»{2}. Во время Советской власти писал, как говорится «в стол», что-то читал друзьям вслух.

     В 1972 году Александр начал профессионально  работать журналистом в газете "Гудок". Был репортером, специальным корреспондентом, фельетонистом, заведующим отделом  информации "Гудка". В годы перестройки  стал обозревателем, потом заместителем главного редактора газеты "Московские новости". В последние десять лет  работал специальным корреспондентом  и заведующим отделом издательского  дома "Коммерсант", обозревателем "Столичной вечерней газеты", заместителем главного редактора журнала "Новый  очевидец". Работал заместителем главного редактора в газете «Московские новости».

     В 80-е годы прошлого века Александр  Кабаков публиковал в разных изданиях юмористические рассказы, получил за них несколько литературных премий. В 1988 году написал повесть-антиутопию "Невозвращенец", которая, была опубликована через год. Повесть «Невозвращенец» (1988) принесла А. Кабакову мировую известность, она была переведена и вышла в 90-е годы во Франции, Германии, Италии, Испании, во всех скандинавских странах, США, Японии и Китае.

     В 1991 году Кабаков пишет повесть  «Сочинитель».

     Ситуация  нравственного выбора в экстремальных  обстоятельствах так же типична  для произведений Кабакова, как помещение  фантастических событий в реальную, со множеством подробностей выписанную бытовую среду. При этом ситуация полного благополучия – по крайней  мере внешнего – таит в себе не меньше опасностей, чем война или террор. В такой ситуации находятся персонажи  романа «Последний герой» (1995).

     Написал также и опубликовал романы "Ударом на удар", "Самозванец", "Поздний  гость", "Все поправимо", несколько  десятков повестей и рассказов, сотни  эссе и статей. Были поставлены по мотивам  романов два фильма: "Десять лет  без права переписки" (1990, режиссер В. Наумов) и "Невозвращенец" (1991, режиссер С. Снежкин). После 1995 Кабаков пишет в основном публицистику. Печатается в газете «Коммерсант» и др. периодических изданиях.

     2005 год, по словам писателя был  удивительно удачным. За роман  "Все поправимо" он получил  престижную премию имени Аполлона  Григорьева, присуждаемую литературными  критиками, а цикл рассказов  "Московские сказки" был назван "прозой года" на Московской  международной книжной ярмарке. "Человек года" на Рамблере.{3}

     Ни  в КПСС, ни в какой-либо другой партии никогда не состоял. Не вступал и  не вступает в Союз писателей и  ПЕН-Клуб.( ПЕН-клуб — международная неправительственная организация, объединяющая профессиональных писателей, редакторов и переводчиков, работающих в различных жанрах художественной литературы.{4}

     До  появления своей повести «Невозвращенец»  А. Кабаков был малоизвестным  писателем. Александр Кабаков в  одном из своих интервью рассказывает, что при Советском режиме писал  про соцсоревнование и считает, что и тогда, и сейчас писать о  таком было скучно{5}. Рассказывает Александр Абрамович и о том, что он никогда не занимался разоблачениями, называет себя «вписавшимся», при чем, вписавшимся не в какой-то определенный политическую систему, а в жизнь. Он бунтарь и многим недоволен сейчас, как и был недоволен многим при советской власти: «Я и при советской власти не был диссидентом. Вернее, так: я и при советской власти был вписавшимся. Внешне. Я просто никогда не бунтовал на таком практическом уровне. При советской власти я служил журналистом. Старался служить журналистом таким образом, чтобы не обличать Сахарова и Солженицына, вообще не заниматься политической журналистикой. Тихо сидел, писал в стол книжки. Сейчас я служу журналистом, стараюсь не заниматься политикой, к сожалению, иногда это вырывается, но на уровне социальном. И пишу книжки. Но теперь в силу того, что нет цензуры, — не в стол. Вот и все — в моей жизни ничего не изменилось. Я всегда был встроен не в систему, а в жизнь. И всегда сочинял то, что хочу, вовсе иногда не укладывающееся в систему жизни».{6}

     Сейчас  А. Кабаков – публицист и публицист  признанный. Он много и плодотворно  писал в российское интернет издание  Газета.ру (gazeta.ru), в журналы «Знамя»{7},  «Октябрь», «Нева», «Зарубежные записки», «Новый Берег», в приложение аналитического еженедельника «КоммерсантЪ».

Тематика  публикаций 

     У него огромное количество публикаций. Тематика его статей разнообразна: это и политика {8},{9} и революция, и терроризм [10],[11], и социальные[12],[13],[14] и культурные [15] явления, интеллигенция [16],[17], религия [18], журналистика, молодежь, власть[19],[20] , время, деньги[21] и многое другое.

     В этой работе необходимо рассмотреть наиболее яркие и запоминающиеся статьи А. Кабакова.

     А. Кабаков мыслитель. У него на все  есть своё специфическое мнение, которое  не всегда укладывается в рамки привычных  нам понятий. К примеру, теме молодежи у него посвящена не одна статья, как то: «Идущие против»[22], «Галилея – к ответу»[23], в которых он размышляет о современной молодежи, о ее том, что, по его мнению, нынешняя молодежь представляет собой «реальную угрозу для существующего общества». Он наблюдает такой процесс, что молодежные настроения становятся более радикальными и антиобщественными, чем сорок лет назад. Он отмечает «разрушительный характер образа мыслей и поведения» различных социальный слоев молодежи, а так проводит очень условное, но все же деление: идейные бунтари, нацистские штурмовики и уголовники. А. Кабаков рассматривает молодежные беспорядки и предлагает свои факторы воздействия, которые, как он утверждает, сейчас совсем не используются, как то: подкуп и жестокое подавление. Также он со всей серьезностью предлагает методы борьбы с нацистскими преступлениями.

Информация о работе Жанрово-стилевое своеобразие публицистики А. Кабакова