Воздействие СМИ на личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:43, доклад

Описание

Информация в современном мире – это не просто возможность всегда быть в курсе свежих новостей, это настоящий инструмент власти. Как только была выявлена восприимчивость психики личности к внушениям, сообщения в форме пропаганды, а также агитации стали самым главным рычагом управления сознанием людей. Информация, при правильном ее применении, эффективнее насилия, которое долгое время считалось основным и чуть ли не единственным способом управления. Ричард Никсон когда-то сказал, что один доллар, который вложен в информацию даст гораздо больший импульс, чем десять, вложенные в оружие, так как последнее употребиться лишь в крайнем случае, а информация начинает работать и демонстрировать эффект сразу же, здесь и сейчас.

Работа состоит из  1 файл

Воздействие СМИ на личность.docx

— 488.41 Кб (Скачать документ)

Как будет видно в дальнейшем, современная история изобилует  яркими примерами того, что несомненно является проявлениями воздействия СМИ на психологию и поведение. Это особенно касается тех случаев, когда потребители массовой информации реагировали на тревожные, пугающие сообщения и поддавались внушению. Также существуют многочисленные свидетельства разнообразных проявлений общественной озабоченности по поводу последствий воздействия СМИ. Меры по ограничению свободы прессы, нередко предпринимаемые государством, служат доказательством того, что власти вполне осознают влиятельность масс-медиа. Про обеспокоенность предположительно негативным воздействием сцен насилия и порнографии на потребителей массовой информации, особенно на детей, свидетельствуют также попытки отдельных граждан добиться ограничения или запрета подобного рода изданий и передач.

В XX веке, во время  двух мировых войн, правительство  США предпринимало меры для пропаганды американского военного участия. Во время Первой мировой войны президент Вудро Вильсон организовал Комитет по вопросам общественной информации, который занимался цензурой и пропагандой под руководством журналиста Джорджа Крила. Комитет выпускал статьи, пресс-релизы, фильмы, создавал рекламу и нанимал ораторов для пропаганды военного участия по всей стране. Многие ученые, задействованные в подобной программе "общественной информации" во время Второй мировой войны, позже стали у истоков современных исследований медиавоздействия.

В конце 1930-х годов  многие газеты начали энергичную кампанию за повышение дорожной безопасности. В результате количество автотранспортных происшествий резко сократилось. Незадолго  до этого полным успехом увенчалась газетная кампания за "благопристойное" празднование Дня Независимости. Инициатива проведения этой кампании приписывается  газетному редактору Джеймсу  Кили.

"Вечером 4 июля 1899 года он сидел у постели  своей тяжелобольной дочки. Гром  от тысяч фейерверков не давал  ей заснуть. Он позвонил в  редакцию, чтобы узнать, сколько  несчастных случаев произошло  в тот день в тридцати крупнейших  городах Америки. Цифры говорили  о том, что празднование Дня  Независимости унесло больше  жизней, чем война с Испанией. В следующем году газета Tribune привела подобную статистику, требуя 'благопристойного' празднования. Позже и другие периодические издания последовали этому примеру, пока число погибших и изувеченных 4 июля не снизилось более чем на 9/10" (Bent, 1969, р. 220).

МАССОВАЯ ПАНИКА КАК  РЕАКЦИЯ НА СООБЩЕНИЯ В СМИ

В настоящее время  страх у потребителей массовой информации, особенно у детей, как правило, связан с демонстрацией фильмов ужасов и репортажами о неприятных или  пугающих реальных событиях. Как будет  показано в главе 13, где говорится  о реакции аудитории на страшные и неприятные сообщения в СМИ, исследования Джоанны Кантор в этой области — типичный пример современного подхода к данной проблеме. Кэнтор и несколько ее самых одаренных студентов сосредоточились на измерении количественных параметров реакции испуга у детей разного возраста, вызванной просмотром фильмов ужасов, криминальной хроники и репортажей о бедствиях и катаклизмах. Эти эксперименты помогли установить, какие именно медиама-териалы могут вызвать страх у детей различных возрастных групп, а также найти способы снижения негативного воздействия пугающих передач на детей.

История СМИ полна  примеров более масштабного воздействия  пугающих или неприятных сообщений. В газете New York Herald от 9 ноября 1874 года напечатали пугающую мистификацию, которая вызвала массовую истерию читателей. Репортер Т.Б. Коннери, обеспокоенный слабыми мерами безопасности в зоосаде Сентрал Парк, сочинил историю о том, что его обитатели оказались на свободе. "Число искалеченных, растоптанных и травмированных людей достигает двухсот, около шестидесяти из которых, по предварительным данным, находятся в тяжелом состоянии, а трое из них едва ли доживут до утра", — писал журналист. "Двенадцать хищников все еще остаются на свободе. Место, где они скрываются, точно не установлено..." (Hoff, 1998,р. 239). В последнем абзаце объяснялось, что это сообщение было "чистейшей выдумкой" и "не более чем мистификацией", но до этого места дошел далеко не каждый читатель. Некоторые вышли на улицы с оружием в руках для отстрела сбежавших хищников.

Самый известный  в истории пример массовой паники, вызванной сообщениями в СМИ, связан с радиопостановкой романа "Война  миров". В 1939 году радиостанция CBS транслировала  постановку Орсона Уэллеса и театра Mercury по оригинальной версии научно-фантастического романа Герберта Уэллса "Война миров". По сюжету романа, марсиане завоевывают нашу планету и умерщвляют миллионы людей отравляющим газом. Многие радиослушатели включили приемники уже после сообщения о том, что все события сюжета являются вымыслом (рис. 2.1). Трансляция прерывалась четыре раза, чтобы передать это сообщение:

"(1) В начале  радиопостановки (когда большая  часть людей еще не начала слушать эту передачу); (2) перед первой рекламной паузой, около 8 ч. 35 мин. (к этому времени большинство тех, кто поддался панике, уже не слушали, а спасались бегством); (3) сразу после рекламной паузы; (4) в конце трансляции. Более того, следует помнить, что наиболее пугающая часть передачи прозвучала до первой рекламной паузы. Те люди, которые не слышали первого объявления перед началом программы, имели все ос-нованиядля испуга" (Lowery&DeFleur, 1995, p. 51).

По приблизительной  оценке около одного миллиона из нескольких миллионов радиослушателей испытали страх, а некоторые из них поддались  панике и покинули свои дома, спасаясь бегством от зловещих пришельцев (Cantril, Gaudet & Henpg, 1940).

Великая лунная мистификация 1835 года

Первый американский таблоид New York Sun в 1835 году напечатал вымышленную историю, настолько потрясшую воображение читателей, что тираж издания подскочил до рекордной цифры — 19 тыс. экземпляров. Журналист Ричард Адаме Локк писал, что некий британский астроном, разглядывая поверхность Луны с помощью мощного телескопа, обнаружил там разумную жизнь. Читатели потребовали повторного издания статей, и другие газеты по всему миру перепечатали их. Члены библейских женских обществ собирались лететь на Луну, чтобы обратить ее обитателей в христианство. Эдгар Аллан По сказал, что эта мистификация "в целом была наибольшим успехом в истории сенсаций — популярных сенсаций, — когда-либо появлявшихся в подобной литературе, в Америке или в Европе" (Рое, 1902, р. 134).

Дженнингз Брайант,основы воздействия сми

Университет штата Алабама

Сузан Томпсон

Университет штата Алабама


Информация о работе Воздействие СМИ на личность