Троцкий как публицист

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:19, доклад

Описание

Троцкий рос в обеспеченной семье крупного землевладельца и досконально знал деревенскую жизнь во всех ее проявлениях. Он видел своего прижимистого и изворотливого отца, "все мускулы" которого "были напряжены, все помыслы направлены на труд и накопление" [Троцкий Л. Д. Моя жизнь. Опыт автобиографии], не оставляя времени для других интересов и чувств. Давид Бронштейн был абсолютно безграмотен и не стремился ничему научиться, лишь под конец жизни он стал немного разбираться в буквах, чтобы читать названия статей своего сына

Работа состоит из  1 файл

троцкий.docx

— 19.94 Кб (Скачать документ)

Троцкий рос  в обеспеченной семье крупного землевладельца и досконально знал деревенскую  жизнь во всех ее проявлениях. Он видел своего прижимистого и изворотливого отца, "все мускулы" которого "были напряжены, все помыслы направлены на труд и накопление" [Троцкий Л. Д. Моя жизнь. Опыт автобиографии], не оставляя времени для других интересов и чувств. Давид Бронштейн был абсолютно безграмотен и не стремился ничему научиться, лишь под конец жизни он стал немного разбираться в буквах, чтобы читать названия статей своего сына. Троцкий видел свою мать, коренную горожанку, которая пыталась приспособиться к крестьянской жизни. Анна Бронштейн любила читать, но делала это с трудом, сбивчиво и с запинками; именно ее настойчивое стремление дать детям хорошее образование помогло сыну малообразованных родителей стать блестящим эрудированным публицистом и политиком. Благодаря усилиям матери дети полюбили чтение. Но то, что мальчик в столь раннем возрасте превзошел – и довольно легко превзошел – своих родителей, вероятно, послужило началом заносчивой самоуверенности, характеризующей все творчество Троцкого и его отношение к окружающим. Его способности позволяли ему быть первым в школе, и с детства будущий лидер революции привык к своему превосходству над остальными. Это дало ему повод относиться к окружающим с некоторым пренебрежением, и со временем эта черта в нем только усиливалась. Г. А. Зив, юношеский товарищ Троцкого по "Южнорусскому рабочему союзу", в своей книге воспоминаний о Троцком пишет: "…быть повсюду и всегда первым, – это всегда составляло основную сущность личности Бронштейна; остальные стороны его психики были только служебными надстройками и пристройками". 

Отношение к  крестьянству Троцкий переносит  на всю Россию, которая кажется  ему одной большой деревней. История  России – примитивная, некрасивая потому, что ассоциируется для Троцкого с деревенской грязной избой  и бородатым мужиком вместо романтических  замков и рыцарей запада. Отрицая  все самобытное, Троцкий становится самым последовательным западником. Троцкий – гражданин мира. Он любит свое время за то, что можно  не ограничиваться своей страной, что  человеку принадлежит вся планета. ХХ век – время неограниченных возможностей и глобального размаха. Привести к свету весь мир, перестроить  всю Землю – кажется возможным. А Россия, вечно отстающая и  довольствующаяся объедками политических течений и философских исканий  со стола Запада, благодаря стечению обстоятельств стала трамплином для осуществления мечты, в поражение которой Троцкий не верил до самой смерти. 

Отсюда отличительная  особенность стиля Троцкого: в  нем отсутствуют приметы национальности. Это гладкий, универсальный стиль, без народных мотивов, без традиционных для русской литературы образов. Творчество Троцкого понятно всем западным читателем из-за отсутствия национальной специфики. 

Все время обучения в Одесском реальном училище Святого  Павла и Николаевском училище  Троцкий оставался первым учеником без особых усилий. Легкость, с которой  ему давалась учеба, поддержала в  нем чувство интеллектуального  превосходства над окружающими. С этого времени Троцкий стремился  всегда и во всем быть первым, у него развивается тщеславие, не раз отмеченное всеми, кто общался с ним на протяжении всей его жизни. Он становится неформальным лидером в классе и  впоследствии всегда легко и естественно занимает это место в любом обществе и кружке. "Огромная властность и какое-то неумение или нежелание быть сколько-нибудь ласковым и внимательным к людям, отсутствие того очарования, которое всегда отличало Ленина, осуждали Троцкого на некоторое одиночество", – писал А. Луначарский. 

Самомнение и  эгоцентризм составляют отличительную  особенность не только личности, но и всего творчества Троцкого. Отсюда резкие и бескомпромиссные оценки, готовность обсуждать любую тему, убежденность и убедительность, уверенность  в собственной непогрешимости. Для  Троцкого никогда не существовало непререкаемых  авторитетов, и нередко он бывал  единственным, кто осмеливался свергнуть  кумира. Так, например, было с корифеем марксизма Плехановым. На II съезде партии Троцкий высказывался о нем крайне непочтительно и "с необыкновенной ретивостью атаковал его", и это  в то время, когда Плеханов считался "абсолютно неприкосновенным величеством" и все "даже сторонние люди в  полемике подходили к нему без  шапок". Троцкий часто оказывался тем, кто осмеливался бросить  первый камень. 

Главным для  Троцкого всегда оставался он сам, его  мнение, его переживания, а его  талант и несокрушимая убежденность в собственной правоте позволяли  заразить своими идеями других. Отсюда – кажущееся противоречие: его  оценки и критика часто зависели от личных симпатий, и в то же время  никакие теплые человеческие чувства, дружба и симпатия не могли помешать Троцкому резко и оскорбительно  выступить против человека, которым  он раньше восхищался… Один из самых ярких примеров: о своих недавних товарищах по партии, меньшевиках, о людях, убеждения которых он разделял на протяжении нескольких лет, Троцкий на Втором съезде Советов в 1917 году скажет: "Вы – жалкие единицы, вы – банкроты, ваша роль сыграна, отправляйтесь туда, где вам отныне надлежит быть: в сорную корзину истории". 

Благодаря своему родственнику, М. Ф. Шпенцеру, крупному издателю, Троцкий со времен отрочества был знаком с редактированием, хорошо знал, что такое корректура, набор, печать. Знакомство с журналистами, писателями, артистами привили ему любовь к слову, которая сопровождала его "с ранних лет, то ослабевая, то нарастая, а вообще несомненно укрепляясь" [Троцкий Л. Д., Моя жизнь. Опыт автобиографии, М.: Панорама, 1991, С. 56]. Способность писать легко и талантливо сделала это занятие любимым делом Троцкого. Чем бы он позже ни занимался, перо всегда было его главным оружием. Один из первых псевдонимов, которым он подписывал свои статьи – "Перо", очень четко отражает особенность жизни Троцкого, а именно то, что каждый его шаг был им описан. Можно сказать, что Троцкий буквально не выпускал пера из рук, всегда готовый писать, или, если уж не мог писать сам, обязательно просил секретарей стенографировать за ним речи, а потом, лично их поправив, посылал в различные издания в виде статей.  

Легкость и  ясность стиля, острый ум, наблюдательность, яркость изложения сделали Троцкого блестящим критиком, пусть непримиримым и резким, но оригинальным и интересным. Кто знает, как сложилась бы его  творческая судьба, не завладей его  воображением единственная пагубная идея, подчинившая себе все его многочисленные таланты и деформировавшая все  его оценки, сделав их однобокими и  во многом неверными.

Троцкий стал одним  из основоположников политического  подхода к искусству, и внес огромный вклад в становление новой  методологии. Идеи Троцкого, его оценки стали очень популярны и широко использовались и после его высылки  из страны, вплоть до окончания режима. Чего стоит один ярлык "попутчики", введенный в обиход именно с подачи Троцкого. 

Во время ссылки, пребывая в сибирском селении  Усть-Кут, Троцкий много читал, продолжал  свое образование, следил за публикациями в журналах и сам много печатался. Особенно часто Троцкий печатался в местном сибирской газете "Восточное обозрение". Некоторые свои работы он переправлял за границу, они попали в "Искру" и вызвали положительный отклик. «Троцкий был преисполнен кипучего, хотя и незрелого, но чудесного энтузиазма", и его статьи не могли не вызвать интереса, несмотря на отсутствие в них глубины. Это был блестящий дебют для молодого публициста. Никто не знал, что работы написаны очень юным еще человеком, только что открывшем для себя Маркса».  

Стиль Троцкого отличается прозрачной ясностью, железной логикой изложения, простотой восприятия и категоричностью оценок. Ленин  отмечал, что раннее творчество Троцкого страдало вычурностью и фельетонным  пафосом, однако этот недостаток постепенно сгладился.

Одна из характерных  черт его письма – очень лаконичные и строго функциональные названия статей. Это особенно заметно в начале творчества; позже, после депортации, ореол трагического героя привнесет  в стиль Троцкого особый пафос. Пока в заглавие выносится фамилия  героя статьи, название рассматриваемого произведения, привлекшая внимание автора проблема. Пример подобных названий: "В. А. Жуковский", "Н. В. Гоголь", "Глеб Иванович Успенский", "О Бальмонте", "Лев Толстой"; "О пессимизме, оптимизме, ХХ столетии и многом другом", "Нечто о сомнамбулизме", "О настроении" и т.д. 

Революция 1905 года стала тем толчком, который позволил талантам Троцкого раскрыться полностью. Революция явилась идеальной  формой самовыражения, позволившей  отдельным личностям, поднявшись над  массой, над толпой, обрести и  проявить всю полноту своего дара. Сразу меняется тон статей на гораздо более уверенный и зовущий к одной цели – к революции. Дар убеждать и вести за собой раскрылся в Троцком до конца. Если раньше Троцкий выражал одну владевшую им идею через призму отвлеченных тем, то теперь его статьи прямолинейны и направлены точно в цель. "Все должно бить в одну точку: прокламации, речи, кружковые занятия", – пишет Троцкий в "Политическом письме", опубликованном в "Искре" ["Искра" № 93, 17 марта 1905]. И эта точка – вооруженное восстание пролетариата. 

Троцкий писал  воззвания, листовки и прокламации, выступал на многочисленных митингах, принимал участие в III съезде партии (резолюция съезда была принята на основании тезисов Троцкого), издавал "очень бойкую, очень хорошо редактированную, маленькую дешевую" (А. Луначарский) "Рабочую газету", писал передовицы в ленинских газетах "Начало" и "Известия". "Как мы в этом водовороте жили, мне самому неясно", – говорил он, но очевидно, что  это время – одно из счастливейших  в жизни Троцкого: он нашел свое предназначение и путь к осуществлению всех своих стремлений. С самого юного возраста Троцкий знал, что станет великим человеком, и мечтал оставить след в истории; поэтому он так серьезно относился ко всем своим документам, сохраняя любые бумажки, по которым хоть бегло, мимоходом пробежало его перо. И вот теперь – какое широкое поле для деятельности, какое море возможностей! Почувствовав, что звездный час настал, честолюбивый Троцкий усилил свое внимание к наследию, которое должно было войти в историю. А. Луначарский вспоминает, как Троцкий, "положив ногу на ногу, записывал карандашом конспект того экспромта, который ему пришлось сказать на митинге". В этом – весь Троцкий: ни на минуту не забывать о том, чтобы каждое его слово вошло в историю. 

Троцкий пишет, что "уже с самого начала нового столетия, вместе с наступлением политического  прибоя, толстому журналу наносится  смертельный удар. Его заменяет политическая газета с ярко очерченной программой действий…". Эта тенденция получила дальнейшее развитие в последующие годы, а в дни революции 1905 года политическая газета на пике популярности и в зените успеха. Новое время выдвигает на первый план новые стили и жанры, предъявляет к публицистике новые требования. Троцкий схватывает их на лету, и Председателя Петербургского Совета рабочих депутатов можно смело назвать пионером новой публицистики. 

В ходе революции 1905-07 Лев Троцкий проявил себя незаурядным организатором, оратором, публицистом; фактический лидер  Петербургского совета рабочих депутатов, редактор его «Известий». Принадлежал  к наиболее радикальному крылу в  Российской социал-демократической  рабочей партии. В 1908-12 редактор газеты «Правда». В 1917 председатель Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, один из руководителей Октябрьского вооруженного восстания. 

Информация о работе Троцкий как публицист