Структура и композиция издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2011 в 09:03, реферат

Описание

Издание - документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.

Содержание

Введение 3
Структура и композиция издания 4
Заключение 8
Список использованной литературы 9

Работа состоит из  1 файл

издания.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

     Оглавление 
 

     Введение

 

     Печатное  издание  -  средство массовой информации, распространяющее свою продукцию в печатном виде, то есть, отпечатанное на бумаге тем или иным способом  -  совокупность таких субъектов журналистской деятельности, как: газеты, журналы, альманахи, сборники, бюллетени.

     Издание  - документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения

     Печатное  издание - издание, полученное печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленное.

     Предназначение  изданий - нести информацию в основном широким кругам читателей.

     Целевое назначение изданий - повышение общекультурного и научно-технического уровня масс.

     Определение «возрастной» характеристики читательского  адреса имеет первостепенное значение. Такие признаки, как целевое назначение и характер информации, также являются определяющими и позволяют в свою очередь спроектировать целесообразное оформление и иллюстрирование. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Структура и композиция издания

 

     Понятие «структура» наиболее тесно связанно с понятием «форма», обозначающим способ существования, способ выражения содержания и способ организации его элементов. Но все же нельзя отождествлять структуру с формой. Исходный признак первой – зависимость одних элементов от других, форма же много шире, ведь она помимо способа связи элементов целостной системы, включает в себя еще и пространственный, временный аспекты.

     Структура издания состоит из следующих  элементов:1

     1) все виды текстов:

     - основной

     - дополнительный (дополнительные разъяснения, дополнительная информация, цитирование других источников)

     - вспомогательный (напоминания, отсылки, обращения)

     - методический (вопросы, задания, резюме),

     - рубрикационный (заголовки, развернутые подзаголовки, эпиграфы),

     - тексты, относящиеся к научному аппарату книги (примечания, сноски, библиография, перечни понятий, имен, терминов и пр.);

     2) все подрисуночные подписи (многие дополнительные тексты могут быть одновременно и развернутой подрисуночной подписью);

     3) элементы, подлежащие акцентированию (это могут быть термины, имена, названия, даты, научные формулировки, выводы);

     4) все иллюстративные материалы:

     - иллюстрации к дополнительным, вспомогательным  и прочим видам текстов,

     - иллюстрации «прямые» к основному тексту,

     - иллюстрации «косвенные», не связанные прямо с текстом,

     - иллюстрации рубрикационной системы (фронтисписного, шмуцтитульного типа и заставки, которые раскрывают смысл локальной темы, и пр.);

     5) элементы ориентации (оглавление, компендиумы, колонтитулы, колонцифры, мнемонические знаки).

     Простую структурную организацию имеют, издания, тексты которых идут почти без иллюстративного сопровождения. Основной составляющей их структуры является сплошной текст, не считая сносок, примечаний, заголовков, колонтитулов и пр.

     Сложные в структурном отношении - это издания с несколькими видами текстов, со смысловыми акцентировками и соответственно с несколькими видами иллюстративных материалов, со сложной системой рубрикации и пр.

     По  мере включения в основной текст большего числа дополнительных текстов или иллюстративных материалов структура издания будет усложняться.

     Формирование структуры  издания - необходимый и важный этап проектирования - есть этап реализации лучших условий для восприятия научной  информации в «форме» издания.2

     Элементы  структуры приобретают активность в момент, когда читатель пользуется изданием. Очередность просматривания материалов определяется «движением» читателя внутри издания.3

     Возможны  следующие схемы «движения» читающего:

     - от рисунка - к поясняющей подписи  и к тексту;

     - от текста - к рисунку или, наоборот, от рисунка - к тексту;

     - от основного текста - к дополнительному тексту и далее к рисунку;

     - от колонтитула - к отдельной части текста.

     Композиция  издания - это последовательность расположения его составных частей, к которым относятся  предтекстовые и затекстовые элементы.

     Порядок расположения частей предтекстового аппарата:4

     1) авантитул;

     2) контртитул или фронтиспис;

     3) титульный  лист;

      4) предисловие издательства;

      2) предисловие редактора (редакции);

     3) вступительная статья;

     4) предисловие автора к изданию в переводе;

     5) предисловие автора к последнему оригинальному изданию;

     6) предисловие автора к предшествующим оригинальным изданиям в порядке, обратном номерам издания;

     7) посвящение.

     Порядок расположения частей издания затекстового аппарата:

      1) дополнения;

     2) приложения;

     3) части, примыкающие к тексту;

     4) части, поясняющие отдельные места  основного текста с предшествующими общими комментариями;

     5) части, указывающие на литературные источники издания;

     6) части, представляющие собой путеводители по тексту издания:

     иллюстраций указатель,

     -  именной указатель,

     -  предметный указатель;

     7) части, поясняющие условные обозначения  и сокращения;

     8) рефераты или резюме публикуемых произведений;

     9) оглавление или содержание;

     10) предвыпускные и выпускные данные;

     11)макет аннотированной каталожной карточки (если он не размещен на обороте титульного листа);

     12) рекламно-информационные тексты.

     Поскольку жесткий порядок не установлен нормативами и должен меняться в зависимости от состава и характера частей, идущих после основного текста, следует в каждом конкретном случае руководствоваться рядом общих принципов:

     1) части, к которым читатель должен обращаться по ходу чтения основного текста, целесообразно размещать тем ближе к концу издания, чем чаще вероятность обращения к ним по ходу чтения, так как размещенные ближе к концу издания части находить;

     2) части, к которым читатель будет  обращаться по ходу чтения с примерно равной частотой, целесообразно размещать в зависимости от их объема: чем он меньше, тем ближе к концу издания следует расположить часть, поскольку так ее легче открыть, а на розыск объемной части она существенно не повлияет;

     3) части, к которым читатель не будет обращаться по ходу чтения основного текста, целесообразно размещать по степени связи их с основным текстом, а также по степени их взаимозависимости.5 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

 

     Решая композиционные вопросы оформления издания, художник стремится с помощью пространственно-шрифтовой организации облегчить процесс прочтения текста.

     В последние годы композиция издания приобретает особое значение в связи с коммерциализацией изданий и возрастающей конкуренцией на рынке прессы.

     Подчеркнутый  интерес к индивидуализации композиционных решений, к поиску своего графического лица позволяет использовать в газетном дизайне типично рекламный термин «фирменный стиль».

     Таким образом, и в редакционной практике введение методов системного проектирования позволяет более эффективно организовывать процесс создания и последующего выпуска изданий, связав все его этапы в единую функциональную цепочку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

 
     
  1. Адамов Е.Б. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.:Книга, 2006. 
  2. Адамов  Е. М., Композиция изданий. Проектирование научно-технических, научно-популярных и учебных изданий. Учеб. Пособие, 2008.
  3. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 2005. 
  4. Композиция изданий. Особенности проектирования различных типов изданий: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУП, 2005. 
  5. Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. — Справочник издателя и автора, - М: 2005

Информация о работе Структура и композиция издания