Средства массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 21:16, реферат

Описание

Со средствами массовой информации общество сталкивается ежедневно (газеты, журналы, радио, ТВ) и о каждом из них формирует то или иное мнение. Больше всего меня привлекло телевидение, поэтому я хотел бы более подробно рассмотреть его влияние на общество.

Содержание

1. Введение.
2. Формирование общественного мнения в СМИ. 2
2 а. Общая характеристика СМИ. 3
2 б. Взаимодействие СМИ. 4
3. Телевидение как механизм социального контроля. 9
4. Заключение. 20
5. Список литературы. 21

Работа состоит из  1 файл

О средствах массовой информации.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

        Несоответствие  между  реальным  и  " телевизионным "  мирами  проявляется  наглядно  в   освещении,  например,  темы  преступности  и  насилия  в  программах  американского  телевидения .  Хорошо  известно,  например,  что  насилия  и  преступления  составляют  значительную  часть  телевизионного  эфира .  Однако  изображение  преступлений  на  телевидении  не  соответствует  реальной  статистики  преступлений .  В  телепередачах  большее  место  занимают  преступления  против  человека,  в  обществе  -  преступления  против  собственности .  В  телепередачах  преступления  по  меньшей  мере  в  10  раз  более  распространены,  чем  в  реальной  жизни .

        Явный  " перекос "  существует  и  в  социально - демографическом   составе  преступников .  В   телепередачах  среди  преступников  преобладают  белые  мужчины   из  среднего  класса  в  возрасте  от  30  до  40  лет,  треть   из  которых  является  специалистами  высокого  класса  или  занята  интеллектуальным  трудам .  В  обществе  преступники  распределены  более равномерно  между  социальными  классами.

         Мотивами  у  трех  четвертых  " телевизионных  преступников "  выступают  жадность,  месть  или  проблемы  психологического  характера .  Мотивы  преступления  редко  анализируются  в  контексте  сложных  социальных  процессов  или  как  результат  противоречий  социальной  структуры .  Телевидение  показывает  в  основном  процесс  расследования,  преследования  и  ареста .  Преступник  в  " телевизионном  мире "  почти  всегда  бывает  задержан  и  наказан,  в  отличие  от  реального  мира,  где  уровень  раскрываемости  преступлений  и  совершения  правосудия  низок .  Обвинения,  предъявление  исков,  судебные  процедуры  и  вынесение  приговора  практически  не  рассматривается .

        Х . Тейлор  и  Т . Дозьер   изучили  американские  телевизионные   передачи  за  период  с  1950  по  1976 г.  Особенно  их  интересовали  передачи,  в  которых  лица,  вершащие  правосудие,  были  изображены  как  герои .  В  ходе  их  анализа  и  в  ходе  последующего  анализа,  сделанного  Р . Стаплсом  и  Т . Джоннсом,  были  выявлены  некоторые  интересные  моменты .

        Например,  начиная  с  1965 г.  в  качестве  стражей  правопорядка  чаще  всего  фигурировали  мужчины  с  черным  цветом  кожи .  Черный  супергерой  имел  определенный  набор  черт  характера :  очень  мужественный,  вспыльчивый,  агрессивный,  грубый,  резкий,  яркая  личность,  житейски мудрый,  простодушный,  вызывающий  доверие и симпатию .  Авторы  считают,  что телевидение слишком идеализирует,  пропагандирует  этого героя как модель  подражания  для черных  подростков .  Делается  это с той целью,  чтобы подростки представляли  себе  работу  в  полиции  как  возможность  сделать  хорошую  карьеру .

        Телевидение  оправдывает  и  легитимизирует  применение  насилия,  если  оно  направленно  на  защиту  статус - кво .  В  этом  случае  насилие  является  морально  ( если  не  законодательно )  допустимым  и  социально  необходимым .  Герой  должен  применять  насилие,  так  как  силы  зла  не  остановятся  ни  перед чем,  чтобы  уничтожить  демократию ,  Те,  кто  нарушает  статус-кво,  изображаются  как  неразумные  революционеры .  Те  герои,  которые  выходят  за  рамки  традиционных  законов  и  сами  решают,  что  является  несправедливым,  почти  всегда  принадлежат  к  белой  расе .  Представители  черной  расы  не  появляются  на  экране  в  таком  качестве,  возможно,  чтобы  не  вызвать  движения  линчевателей  среди  представителей  черной  расы .  Имеющие  черный  цвет  кожи  могут  применять  социально  оправданное  насилие  только  для  защиты  своего  положения  или  действуя  под  непосредственным  руководством  белых .

        Эти  же  авторы  полагают,  что  насилие  на  телевидении   выступает  механизмом  социального   контроля,  так  как  применения  насилия  теми,  кто  защищает  статус-кво,  легитимизируется,  то  есть  рассматривается  как   социально  положительное  явление,  а  также  пропагандируется  идея,  что  полиция  представляет  собой  воплощение  справедливости .  Но  Тейлор  и  Дозьер  отмечают,  что  эти  образы  часто  бывают  полны  иронии .  Например,  черные  супергерой  телевизионных  передач  часто  в  реальной  жизни  являются  самыми  презираемыми  членами  негритянского  сообщества .  Система  правосудия,  карающая  преступников,  представлена  как  равная  для  всех,  без  этнических  и  расовых  предрассудков ,  а  на  самом  деле  она  дискриминирует  права  меньшинств .

        В  работе  " Функции  социального   контроля,  выполняемые  изображением  насилия  в  СМИ "  Шаттенберг  делает  интересное  замечание  :  полезность  и  польза,  которую  приносит  телевидение,  вовсе  не  уменьшаются  от  того,  что  образ,  созданный  телевидением,  о  системе  социального  контроля,  имеет  мало  общего  с  реальностью .  Телевидение  приобрело  социальные  функции,  которые  когда-то  приписывались  системе  публичного  наказания  Эмилем  Дюркгеймом .  Телепередачи  на  криминальные  темы  составляют  вид  общественного  ритуала,  где  преступник  определен,  опознан  и  наказан  ( в  полном  соответствии  вашим  ожиданиям )  и  где  восстанавливается  нарушенная  социальная  норма.  Таким  образом,  телевидение  распространяет  информацию  о  границе  морали  подобно  тому,  как  это  делали  раньше  публичные  казни .  Оно  напоминает,  что  процесс  социального  контроля  продолжает  существовать,  хотя  он  сейчас  и  скрыт  от  всеобщего  обозрения  в  результате  возросшей  рационализации  и  бюрократизации  общества .  В  реальном  мире  правосудие  часто  медлительно,  неполно  и  вообще  является  делом  грязным.  Телевидение  хотя бы  на  символическом  уровне  восстанавливает  баланс  в  пользу  социального порядка .

    Этот  пример  с  изображением  насилия  в  СМИ  показывает,  что  телевидение  играет  роль  своеобразных  очков,  с  помощью  которых  человек  воспринимает  мир,  очков,  рекомендованных  не  окулистом,  а  мастером  по их  изготовлению.

        Наиболее  интересным  с  точки   зрения  социологического  анализа   выступает  процесс  влияния   телевидения  на  стратификационную   структуру  общества,  на  подтверждение   или  опровержение  существующих  социальных  различий . 

    Здесь  необходимо  заметить,  что  в  современном  обществознании  при  всем  многообразии  объяснительных  моделей  существования  социального  неравенства  преобладает  подход,  который  во  главу  угла  ставит  индивида,  его  заложенные  природные  отличия.  СМИ,  в  свою  очередь,  скорее  подтверждают,  чем  ставят  под  сомнение  индивидуалистическое  объяснение  процессов  социальной  стратификации .  К .Гулд  и  С . Дагмар  в  своей  работе  " Телевидение :  искаженный  взгляд  на  бедность "  говорит  о  стереотипе  бедности,  который  создает  телевидение :  бедные  редко  недовольны  своей  судьбой  или  ставят  под  сомнение    справедливость  самой  системы ;  при  этом  реальные  экономические  трудности  минимизируются  или  идеализируются.

        В статье  " Класс и род в развлекательных передачах на  телевидении в прайм - тайм :  наблюдения  с точки зрения  социалистов и феминистов "  на  основе  анализа 10  самых высокорейтенговых передач прайм-тайма Х . Стивс и М . Смит  утверждают,  что  понятие  социального  класса  в  телевизионных  передачах  чрезмерно  упрощено  и  не  способно  отразить  многое  из  социальной  реальности .

    Телевидение  дает  портреты  только  людей  из  высшего  и  среднего  классов,  а  персонажи  из  среды  рабочего  класса  практически  отсутствуют.  Женщины  изображаются  преимущественно  как  источник  эмоциональной  жизни  для  мужчин,  или  в  связи  с  приобретением  товаров  и  услуг,  или  в  процессе  поддержания  и  демонстрации  своей  привлекательности .  В  профессиональном  плане  они  занимают  подчиненное  место  по  отношению  к  мужчинам  и  обладают  меньшей  властью .  Брак  играет  значительную  роль  в  достижении  более  высокой  ступени  в  структуре  занятости .  Нет  персонажей,  которые  представляли бы  большинство  женщин , т.е.  имеющих  низкооплачиваемые,  считающиеся  чисто  женскими  профессии - канцелярия,  сфера  услуг .  Обойдена  вниманием  и  проблема  так  называемого  " двойного  рабочего  дня "  женщины .  Стивс  и  Смит  говорят,  что  подобные  образы  женщин  укрепляют  "  идеологию  угнетения".  

        Конечно,  любые  заявления   об  эффективности  СМИ  в   передаче  различных  точек   зрения  о  процессах  социальной  стратификации  является  дискуссионным.  Сообщения,  передаваемые  с  помощью  телевизионных  образов,  являются  сложными  символическими  феноменами,  глубоко  укорененными  в  конкретных  социальных  и  исторических  условиях .  Люди  могут  использовать  их  при  объяснении  социальной  действительности ;  они  могут  влиять  на  формирование  их  взглядов,  мнений  о  процессах  социальной  стратификации .  Однако  долгосрочный  эффект  воздействия  телевизионных  сообщений  на  когнитивные  структуры,  посредством  которых  люди  обобщают  и интерпретируют  свой  опыт  и наблюдения,  пока  неизвестен .

        В  американской  литературе  по  социологии  и  коммуникативистике  нет  систематического  анализа   ценностной  структуры  телевизионных   передач,  но  ее  можно  попытаться  воссоздать  по  большому  количеству  замечаний,  сделанных  о  ней.

        В  основе  телевизионной   идеологии  современного  общества,  базирующегося  на  частной   собственности  и  законах   предпринимательства,  лежат   следующие  ценности :  индивидуализм,  протестантская  трудовая  этика  ( несмотря  на  то,  что  реклама  и  развитие  культуры,  ориентированной  на  потребление,  разрушают  ее ),  подчинение  авторитетам  и  власти,  жертвенность,  дисциплина,  образование  (одновременно  с  некоторыми  антиинтелектуалльными  чертами ),  материализм,  технологический  прогресс,  умеренность  семья,  плюрализм  (если  только  различия  и  разнообразие  не  угрожает  статус-кво)  и  институциональная   ответственность.

        Телевидение,  как  правило,  показывает,  что  решение  проблем  лежит  исключительно  на  индивидуальном,  личностном  уровне.  Оно  предполагает  в  своей  основе  консенсус  ценностей  и  опирается  на  модель  порядка,  а  не  конфликта .  Предлагаемые  решения  проблем,  как  правило,  являются  воображаемыми,  так  как  они  скрывают  основной  внутренний  конфликт  между  ценностями  и  идеалами  ( например,  счастьем  и  достижением )  и  институтами  современного  индустриального  общества .  Эти  институты  характеризуются  процессами  приватизации,  рационализации  и  бюрократизации.  Все  это  может  сильно  затруднить  достижение  идеальных  целей .  В  свою  очередь  идеалы  отражают  основные  моральные  принципы,  которые  редко  оспариваются .

         Обобщая,  можно  сказать,  что   хотя  телевидение  имеет  внешние  " ограничители "  ( в  виде  цензуры  и  коммерческого  спонсорства ),  в  гораздо  большой  степени  оно  является  жертвой  ограничений,  которые  оно  само  на  себя  наложило,  определив,  что  их  главной  целью  является  привлекать  и  развлекать  как  можно  более  широкую  аудиторию

Заключение. 

         Проведенный  анализ  различных   точек  зрения  и  позиций   исследователей,  анализировавших   деятельность  телевидения,  функционирующего  в  условиях  развитой  рыночной  экономики,  позволяет  сделать  вывод,  что  они  констатируют  его  значительную  роль  в  реализации  механизма  социального  контроля  общества.  Вторгаясь  во  все  сферы  общественной  жизни,  телевидение  оказывает  колоссальное,  все  возрастающее  влияние  на  общество,  каждого  его  члена,  что  порождает  еще  одно  " проблемное  поле ",  которое  требует  особого  разговора - проблему  социальной  ответственности. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Список  литературы. 

Культура  русской  речи.

Москва  , 1998г.  560с. 
 

Средства  массовой  информации  и  пропаганды.

Москва , 1997г. 352с. 
 

Прохоров  Е. П.

Введение  в  теорию  журналистики.

Москва , 1995г. 294с. 
 

Полуэхтова  И. А. 

Телевидение  как  механизм  социального  контроля.

// Вестник   Московского  университета:  Социология  и политология . - 1998г. - № 1 . - С. 49 - 60 .  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Средства массовой информации