Средства массовой информации: информирование и предвыборная агитация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 07:01, реферат

Описание

Главной целью данной работы является изучение дозволений и запретов, а также ответственности средств массовой информации в отношении предвыборного информирования и агитации граждан страны.
Для достижения поставленной цели в процессе изучения вопроса необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить нормативную базу и основные принципы информационного обеспечения выборов;
2. Проанализировать работу организаций СМИ как участников избирательного процесса и информирование ими избирателей;
3. Разобраться в чем различаются понятия информирование и агитация;
4. Освоить понятие предвыборной агитации и агитационного периода;
5. Изучить формы и порядок ведения предвыборной агитации в СМИ, а также порядок предоставления средств массовой информации для проведения предвыборной агитации;
6. Проанализировать ответственность организаций СМИ;
7. Изучить особенности участия организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий, Интернета в избирательных кампаниях.

Содержание

Введение
Глава I. Общие условия информирования избирателей
1. Нормативная база и основные принципы информационного обеспечения выборов
2. Организации СМИ и участники избирательного процесса
3. Организации СМИ и информирование избирателей
Глава II. Понятие, формы и условия ведения предвыборной агитации в средствах массовой информации
1.Понятие предвыборной агитации. Агитационный период
2. Формы и порядок ведения предвыборной агитации в СМИ
3. Особенности агитационной кампании
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Средства массовой информации информирование и предвыборная агитация.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

Выдвижение региональным отделением политической партии кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не является основанием для ограничения права политической партии распространять информацию о партии, не связанную с участием региональных отделений партии в региональных выборах (а при совмещении региональных выборов с федеральными - проводить предвыборную агитацию) на каналах общероссийских организаций телерадиовещания.

 

 

 

ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И УСЛОВИЯ  ВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.Понятие предвыборной  агитации. Агитационный период

Предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных  блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них (Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.2). Исходя из данного определения, можно вывести определения предвыборной агитации в средствах массовой информации, которое будет звучать следующим образом: предвыборная агитация через СМИ - деятельность граждан, избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты и других участников избирательного процесса по подготовке и распространению через СМИ в установленных законом формах информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов, федеральных списков кандидатов.

Содержание информационных материалов, размещаемых в СМИ или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не нарушать равенство  кандидатов, политических партий. Именно соблюдение этих принципов позволяет считать какой-либо материал, размещенный в СМИ, информационным. Нарушение же указанных принципов с агитационной целью может повлечь за собой признание материала агитационным.

К примеру, если информация о кандидате, политической партии является объективной, достоверной, но подается систематически, с целью побудить избирателей голосовать за или против какого-либо одного кандидата, список кандидатов, в то время как сведения о других кандидатах, политических партиях замалчиваются, то распространение такой информации можно расценивать как предвыборную агитацию.

Агитационной следует считать, помимо деятельности по распространению  прямых призывов голосовать определенным образом (т.е. деятельности, имеющей  целью побудить избирателей голосовать за или против кандидата, списка кандидатов), целенаправленную деятельность по систематическому распространению информации о кандидатах, политических партиях в основном позитивного (или в основном негативного) содержания, заведомо недостоверной информации, а также связанную с выборами, с участниками избирательного процесса информационную деятельность с использованием специальных приемов подачи информации, например таких, как смешение информации и комментария, фактов, и предположений и тому подобное. [10, с. 45-50]

Выводы правоприменительного органа (избирательной комиссии, иного органа, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций) об агитационном характере материала, распространенного с нарушением правил предвыборной агитации, и материалы о привлечении в связи с этим организации СМИ к ответственности подлежат оценке судом в ходе рассмотрения соответствующего дела.

Согласно подпункту 4 статьи 2 Федерального закона об основных гарантиях предвыборной агитацией признается деятельность, осуществляемая в период избирательной  кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). Таким образом, деятельность признается агитационной в случае ее направленности на позиционирование в сознании избирателей определенных лиц в качестве кандидатов на соответствующих выборах и распространения призывов голосовать за или против таких кандидатов. В случае осуществления этой деятельности до выдвижения гражданина в качестве кандидата и, соответственно, до создания его избирательного фонда и при условии, что такая деятельность осуществлялась с финансовыми затратами, к проводящим агитацию лицам могут быть применены предусмотренные законом меры ответственности за нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций СМИ (статьи 5.5, 5.8, 5.10 КоАП), а также за финансирование избирательной кампании кандидата помимо средств избирательного фонда - вплоть до мер государственно-правовой ответственности, выражающихся в отказе в регистрации или отмене регистрации (если виновным лицом является кандидат). [9, c. 22-24]

Исходя из определения предвыборной агитации в его взаимосвязи с  пунктом 1 части 1 статьи 55 Федерального закона о выборах депутатов, в период с начала избирательной кампании до выдвижения политической партией федерального списка кандидатов этой партией не должны распространяться призывы голосовать за федеральный список кандидатов или против него, либо за кандидата (кандидатов) или против него (них). Распространение иной рекламы (информации о деятельности политической партии), поскольку она не подпадает под определение предвыборной агитации, до выдвижения федерального списка кандидатов допустимо. После выдвижения федерального списка кандидатов на любую политическую рекламу распространяется правовой режим предвыборной агитации, в том числе требования о сроках проведения предвыборной агитации в СМИ.

Законодательство о выборах  не предъявляет к информации, распространяемой в порядке проведения предвыборной агитации, требования достоверности. Поэтому с точки зрения избирательного законодательства не имеет значения, соответствуют ли действительности приводимые в агитационных материалах данные. Редакция СМИ не несет ответственности за достоверность конкретных данных (например, показателей экономического развития региона, сведений о численности членов партии и т п.), приведенных в агитационном материале кандидата, избирательного объединения.

Размещение в СМИ поздравлений с праздниками от имени политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, либо от имени кандидатов, включенных в этот федеральный список может рассматриваться как деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к таким политической партии, кандидатам, то есть, в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 статьи 48 Федерального закона об основных гарантиях, пунктом 6 части 1 статьи 55 Федерального закона о выборах депутатов, как предвыборная агитация.

Предвыборная агитация в СМИ  должна проводиться с соблюдением  требований, предъявляемых федеральными законами к такой агитации, в том  числе по оплате из соответствующего избирательного фонда. Также следует  учитывать, что распространение  от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений, не оплаченных из средств избирательного фонда выдвинувшей его политической партии, в соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 46 Федерального закона о выборах депутатов квалифицируется как использование преимуществ должностного или служебного положения.

Приглашения от имени политической партии на встречу с кандидатом, на субботник, а также на другие мероприятия, проводимые кандидатом либо политической партией в период избирательной  кампании, исходя из определения  предвыборной агитации, перечня форм и методов ее проведения, должны расцениваться как разновидность агитационных материалов, порядок изготовления и распространения которых, в том числе через СМИ, установлен законодательством о выборах.

Мнение телеведущего относительно одного или нескольких кандидатов, высказанное в эфире, будет считаться предвыборной агитацией, если будет установлено наличие в действиях телеведущего агитационной цели. Согласно пункту 21 статьи 48 Федерального закона об основных гарантиях действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций СМИ профессиональной деятельности и указанные в подпункте «а» пункта 2 указанной статьи (прямые призывы голосовать «за» или «против» кандидатов, списки кандидатов), признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Таким образом, если телеведущий, например, неоднократно высказывает мнение о  каком-либо из кандидатов, способствуя созданию отрицательного отношения к нему, это может свидетельствовать о наличии у него агитационной цели и, соответственно, о нарушении им запрета, установленного подпунктом «ж» пункта 7 статьи 48 Федерального закона об основных гарантиях.

Деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей  к неучастию в выборах, не является предвыборной агитацией (подпункт 4 статьи 2 Федерального закона об основных гарантиях). При определенных обстоятельствах  такая деятельность может оцениваться как воспрепятствование осуществлению избирательных прав граждан, например, если она сопряжена с подкупом, физическим или психологическим насилием, использованием должностного или служебного положения, что влечет привлечение виновного лица (виновных лиц) к уголовной ответственности по статье 141 УК. [9, c. 24-27]

Агитационный период

Действия, о которых идет речь, не регулируются законодательством о  выборах. Следовательно, соответствующих  ограничений на размещение на правах рекламы в эфире организаций  телерадиовещания информации о деятельности политических партий до официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы не существует.

Согласно пункту 1 статьи 49 Федерального закона об основных гарантиях агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, а в соответствии с пунктом 5 статьи 48 Федерального закона об основных гарантиях, расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательных фондов.

Осуществление в период избирательной кампании деятельности, подпадающей под признаки предвыборной агитации (подпункт 4 статьи 2, пункт 2 статьи 48 Федерального закона об основных гарантиях), до момента выдвижения кандидата, списка кандидатов, а при осуществлении в связи с этой деятельностью финансовых затрат - до создания избирательного фонда кандидата может быть расценено как попытка обойти закон. Подобные действия - при условии последующего выдвижения данным лицом своей кандидатуры на выборную должность - могут повлечь за собой отказ в регистрации кандидата на основании подпункта «з» пункта 24 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях, а также привлечение кандидата к ответственности по ряду статей КоАП (5.10, 5.18).

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Например, если день голосования - 2 декабря, то указанная предвыборная агитация может начинаться с 3 ноября и должна быть прекращена в ноль часов 1 декабря. Если день голосования - 2 марта, то начало предвыборной агитации в организациях СМИ - 2 февраля, окончание - в ноль часов 1 марта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Федерального закона об основных гарантиях предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 28 дней до дня голосования. Если организация СМИ предоставит эфирное время или печатную площадь кандидату, политической партии для распространения информации, носящей признаки предвыборной агитации, в рамках периода избирательной кампании, но ранее даты, с которой начинается агитационный период в СМИ, это будет нарушением закона. Информация о кандидатах, распространяемая ранее чем за 28 дней до дня голосования (равно как и информация, распространяемая в течение 28 дней до дня голосования) не является предвыборной агитацией при условии, что она не подпадает под понятие предвыборной агитации (подпункт 4 статьи 2 Федерального закона об основных гарантиях) и не имеет признаков агитационных действий (пункт 2 статьи 48 Федерального закона об основных гарантиях). Информируя о кандидатах, журналисты должны соблюдать принципы беспристрастности, объективности, достоверности, равенства прав кандидатов, политических партий. [9, c. 28-30]

2. Формы и порядок  ведения предвыборной агитации  в СМИ

Закон предусмотрел множественность  форм предвыборной агитации через СМИ. Однако это многообразие относится в основном к электронным СМИ. «Предвыборная агитация через средства массовой информации проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, избирательном объединении, избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах». [2, статья 52] Предвыборная агитация на телевидении, на радио и в периодических печатных изданиях представлена приложениях № 1 и №2 соответственно.

Почти ничего из сказанного не относится  к печатным СМИ. Что бы это значило? Видимо, из-за максимального воздействия  электронных СМИ в них были наиболее заинтересованы участники  избирательного процесса. Это и отразилось на законодательной регламентации. Но при этом остались без заслуженного внимания некоторые спорные вопросы о допустимости и границах использования в печатных СМИ художественных произведений, изобразительных средств (рисунки, карикатуры) для целей предвыборной агитации.

Известно, что в Интернете размещаются электронные версии изданий, не идентичные их печатным вариантам. Известно также, что в этой информационной сфере периодически обновляемые сайты вполне отвечают признакам средства массовой информации.

Предвыборная борьба в этой сфере сейчас уже не кажется чем-то фантастическим, подобно звездным войнам. Видимо, по этим и многим другим вопросам еще потребуются разъяснения Центральной избирательной комиссии.

Особенно обстоятельно разработаны  нормы, обеспечивающие равенство в  использовании СМИ для целей предвыборной агитации. Но ведь как легко благодаря тому же закону обходить эти препоны. Вспомним знакомые всем сюжеты, когда лидер общественного движения месяцами не сходит с экранов телевидения. Вот он любовно изображен на фоне нового жилого массива, на закладке очередного храма, на открытии памятника поэту, на юбилейных торжествах театра, на выступлении перед университетской аудиторией, на открытии автомагистрали, на палубе линкора, на балу любителей пива и пр., и др., и т.п., и т.д.

И все это не считается агитацией, поскольку может быть признано репортажем о выполнении данным лицом своих служебных обязанностей.

Не снимает этого парадокса  и указание закона о том, что в  информационных теле- и радиопрограммах  сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться отдельным блоком без комментариев и без предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению и блоку, в том числе и по времени освещения их предвыборной деятельности.

Информация о работе Средства массовой информации: информирование и предвыборная агитация