Спортивная журналистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:06, реферат

Описание

Цель: Изучение истории появления и становления спортивного комментария, как самостоятельного телевизионного жанра, систематизация различных видов комментария, выявление специфических особенностей работы комментатора.
Задачи:
выявить основные тенденции и условия развития в системе телевизионных жанров - спортивного комментария, а также факторы его эволюции;
определить значение спортивного комментария как жанра, его роль в ходе трансляции соревнований;
проанализировать имеющийся опыт спортивных журналистов российского телевидения;
выявить жанровые особенности «спортивного комментария»

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава I. История появления жанра спортивного репортажа.
Советская школа: первые комментаторы.
50-70 года.
Российская школа:
1 канал, Россия2 , НТВ плюс, Eurosport,

Работа состоит из  1 файл

referat_2.docx

— 47.18 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Уральский федеральный университет  первого Президента России Б.Н.Ельцина»

 

 

 

Реферат по дисциплине

«Введение в  специальность»

                                                                                                                  

 

 

 

                                                                                                     

 

                                                                                                                 

 

 

                                                                                                                   Выполнила:

Студентка 1 курса 

Факультета  журналистики

Шмелева.А.И

101 группа

Проверил: Лозовский.Б.Н.

2012г.

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………

Глава I. История  появления жанра спортивного  репортажа.

Советская школа: первые комментаторы.

50-70 года.

Российская школа:

1 канал, Россия2 , НТВ плюс, Eurosport,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение   

Человек интересуется различными сферами общества: социальными институтами, политика, экономика и культура, а также большой интерес вызывает спорт. Сотни тысяч людей нашей планеты включают телевизоры и следят за событиями на мировой спортивной арене, за успехами и поражениями наших спортсменов : будь то сборная России по футболу или наши биатлонисты. Связь между телезрителем и спортивным событием устанавливает комментатор, который в течение нескольких часов вместе с болельщиками переживает, подробно разъясняя все, что происходит на спортивной площадке. Одним интересен процесс и счет игры, в то время, как другие включают футбол только ради комментарев Гусева или биатлон ради комментариев Губерниева.      

Актуальность обусловлена малой изученностью и вместе с тем востребованностью журналистов данной специфики, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Спорт является важной составляющей нашей жизни. Он, в частности, а также успехи наших спортсменов  позволяют нам гордиться нашей страной. Присутствие спорта на телевидении и специалистов в области является важной задачей.      

Цель: Изучение истории появления и становления спортивного комментария, как самостоятельного телевизионного жанра, систематизация различных видов комментария, выявление специфических особенностей работы комментатора.     

Задачи:

  • выявить основные тенденции и условия развития в системе телевизионных жанров - спортивного комментария, а также факторы его эволюции;
  • определить значение спортивного комментария как жанра, его роль в ходе трансляции соревнований;
  • проанализировать имеющийся опыт спортивных журналистов российского телевидения;
  • выявить жанровые особенности «спортивного комментария»
  • сформулировать обобщающие выводы о роли спортивного комментария
  • определить возможные пути развития спортивного комментария в условиях эволюционирующего технологического процесса.

 

 

Жанр  спортивного репортажа в СССР был рождён успехами советских спортсменов  дотелевизионной эпохи и усилиями государства по развитию интереса советских граждан к спорту. В конце 1920-х годов появились спортивные репортажи на радио, а с 1950-х, с выходом телевидения на массовое вещание,  были заложены основы советской школы спортивной тележурналистики. В дополнение к любимому футболу, советское спортивное телевидение 1960—1970-х годов стимулировало интерес зрителей к хоккею с шайбой и фигурному катанию.

В начале 2010-х годов дирекция спортивного  вещания работает на «Первом телеканале», телеканалы «Россия-2», Eurosport и Eurosport-2 являются полностью спортивными, а компания «НТВ-Плюс» предлагает более десяти специализированных каналов, круглосуточно транслирующих в прямом эфире ведущие мировые и отечественные спортивные события с комментариями на русском языке.

Первые спортивные репортажи в СССР появились на радио. Спортивный жанр появился благодаря Вадиму Синявскому. Его можно считать основоположником. Синявсий .В.С был знатоком игры и языка, импровизатором. Первый футбольный репортаж в 1951г.  на телевидении принадлежит ему. Так же по его просьбе был написан «Футбольный марш», под звуки которого многие годы начинались все футбольные матчи в СССР.  Синявский не стал настолько популярным телекомментатором, каким являлся  на радио, но  большинство известных советских телекомментаторов называли его своим учителем. Известный советский телекомментатор Георгий Саркисьянц вспоминал: «Он так занимательно рассказывал о футбольных матчах по радио, что слушатели не могли заниматься никаким другим делом».

  Сам Георгий Георгиевич Саркисьянц  внес огромный вклад, познакомив болельщиков с фигурным катанием, также комментировал футбол, хоккей, фигурное катание и бокс.. Саркисьянц в постсоветское время работал на телеканалах ОРТ, «НТВ-Плюс» и Eurosport. Чертами его стиля были интеллигентность, информированность, уход от интриг, образность речи. Спортивному репортажу он учился у Вадима Синявского.

По  словам заслуженного тренера СССР Елены  Чайковской, «после его комментария поклонников и болельщиков у фигурного катания прибавлялось, потому что это было фантастически профессионально, безумно доброжелательно и очень артистично».  Так отозвалась Елена Чайковская о Сергее Николаевиче Кононыхине. Его пригласили как хорошего специалиста в фигурном катании, т.к комментаторы не обладали столь профессиональными знаниями в этом виде спорта.

 

Самым  известным голосов СССР, был голос Николая Озерова, пришедшего на телевидение в 1950 году. Николай Николаевич Озеров 38 лет вёл трансляции самых престижных международных и советских спортивных соревнований. Он был хорошим помощником для начинающих комментаторов, его репортажи всегда были живыми,  заряжали позитивной энергией. Языковой стиль Озерова был образцом культуры речи.

После окончания спортивной карьеры и  нескольких лет тренерской работы на телевидение Николаем Озеровым был  приглашён именитый хоккеист, заслуженный мастер спорта Евгений Александрович Майоров. Майоров в отличие от других комментаторов не был красноречив, раскован,  использовал в работе стандартные фразы (штампы). Поработав над собой , и Евгений Александрович оказался не таким уж скучным комментаторов, он стал везти репортаж грамотно, ненавязчиво. В 1998 году ему присуждена премия ТЭФИ как лучшему спортивному комментатору , в 2001- специальный приз за вклад в освещение мирового хоккея. Также лучшим комментатором его назвал авторитетный журналист Лев Филатов.

Эмоциональный обладатель «с лёгкой хрипотцой баритона»  является народный артист Грузинской СССР Котэ Иванович Махарадзе. Он прокомментировал более трех тысяч футбольных матчей. Расцвет его комментаторской карьеры пришелся на 1960-1970-е годы.

Легкий праздничный человек , добросовестный репортер так называли Анатолия Анатольевича Малявина. В спортивный отдел «Маяк» он попал не сразу. Его увлечения автомобилями ему очень помогли. Анатолий Малявин стал вести репортажи авто- и мотогонок, затем стал специалистом в экстремальном спорте. После распада Центрального ТВ СССР работал в передаче «Футбольное обозрение» на ОРТ.

Комментатор более 1 тыс. футбольных репортажей Владимир Иванович Перетурин являвшимся любимцем Леонида Ильича Брежнева считал,  что оценка  проделанной работы заключается в зрительском интересе проявленного к его репортажу.  Также отмечал, что футбол значительно поменялся, в советское время самое главное было раскрытие футбола со стороны культурного явления, а не как сейчас упор на информативность. Поэтому на футбол ходили «культурные интеллигентные люди», сейчас же «кроме этих бандитов фанатов на футбол никто не ходит, боятся…». После ухода с ОРТ Перетурин сотрудничал с 7ТВ, печатными СМИ.

 

 

 

  По мнению Александра Иваницкого  возглавившего в 1970-е годы  редакцию спортивных программ  Гостелерадио СССР, что в спортивном  эфире могут работать  только  добившиеся высоких результатов  профессиональные спортсмены. На  экранах телевизора появляются  заслуженные мастера спорта.

Владимир Никитович Маслаченко вратарь «Спартака» попробовал себя в роли футбольного комментатора, до этого работал корреспондентом спорта на радио. Имеет премии. ТЭФИ как лучший спортивный комментатор. После распада СССР работал для радио, для телеканалов Eurosport и «НТВ-Плюс».

Нина Алексеевна Ерёмина появилась первый раз в спортивном выпуске программы «Время» 14 марта 1974г. До этого работала комментатором,  вела баскетбольные, волейбольные и гандбольные репортажи на радио. После прерывания своего репортажа в эфире Еремина ушла с ОРТ. По мнению Нины Ерёминой, комментатору обязательно нужна специализация в «своём» виде спорта, тогда он накапливает информацию и находится постоянно в курсе всех событий. Главное же в работе комментатора — рассказывая, «не мешать смотреть».

Обозревать  программы «Время» Георгий  Анатольевич Сурков комментатор лыжных гонок. Чтобы зрители были в курсе, свежую информацию  о гонке во время соревнований, придумал ставить в комментаторской кабинке тренерскую рацию, таким образом, он слышал все, что происходит на трассе.

Геннадий  Орлов- президент Ассоциации спортивной прессы Санкт-Петербурга  и руководитель кафедры футбола в университете имени Лесгафта. Орлов считает, что спортивный репортёр может и не быть профессиональным спортсменом, но обязан уметь расставить акценты, аргументированно объяснить и оценить происходящее на арене, использовать при этом грамотный русский язык и правильно произносить иностранные фамилии.

  Полуфиналистка Уимблдона Анна Владимировна Дмитриева начинала репортёрскую карьеру с ежедневных мини-обзоров турниров «Большого шлема» на Гостелерадио СССР. В Sports.ru Анна Дмитриева поделилась своим мнением, какой  же должен быть комментатор:  спортивный комментатор должен быть интересен, свободен от предвзятости, он должен быть болельщик, и он должен быть искренен. Анна Дмитриева признаётся, что щедро, но деликатно, «без каких-то мелких деталей», делится информацией со зрителями, хотя раньше «огульно критиковала всех и вся».

 

 

  Из-за нового формата-присутствия русскоязычного спортивного телевидения на телеканалах России и зарубежья,  большой спорт почти покинул бесплатные федеральные каналы, перейдя в основном на платные каналы. Федеральные каналы оставили за собой лишь право освещать главные спортивные события планеты и страны. Такая вещательная политика повлекла изменения в работе телекомментаторов.

  Вообще, по мнению комментатора советской школы Сергея Кононыхина, у современных комментаторов занижены профессиональные требования и уровень ответственности. Он полагает, что современное телевидение само по себе стало развлекательным, оттого стало много пошлости, примитивизма и дурного вкуса во всех передачах, и оттого более интеллектуальная и эрудированная аудитория отошла от телеэкрана. 

  К нему присоединяется и Владимир Перетурин считая , что : сегодня телекомментаторами работают непрофессионалы — допускают много ошибок, не знают вид спорта. Всё усреднилось, учителей уже нет, молодых не учат русскому языку.

По  словам главы Дирекции спортивных программ телеканала «Россия-2» Дмитрия Анисимова, сегодня комментаторов много, но увлекательно и грамотно рассказывать умеют не все, поэтому спрос на грамотных комментаторов у телеканалов остаётся.

Современные комментаторов  относятся к совмещению репортёрства и должности пресс-атташе какой-либо команды, в том числе и сборной команды страны. Не видят в этом ничего плохого Виктор Гусев, Борис Майоров, Георгий Черданцев, Андрей Кондрашов, Сергей Курдюков.

  А. Алексей Попов наоборот считает, что : невозможно одновременно быть пресс-атташе команды и комментировать — это исключает объективность, ведь «когда ты надеваешь на себя форму одной из команд, ты автоматически становишься частью этой команды».

 

 

 

 

 

Первый канал 

«Первый канал», транслирующий ключевые соревнования по футболу, хоккею, биатлону, фигурному  катанию, боксу, а также показывающий все виды спорта во время проведения Олимпийских игр, предъявляет к  комментаторам два основных требования — знание материала и психологическая выносливость. Политика канала не предусматривает «переманивания» комментаторов с других каналов.

В 2000-е годы основные комментаторы «Первого» — Виктор Гусев, Андрей Голованов, Константин Выборнов (уволился в 2009 году), Владимир Гендлин (работает также для НТВ). Бывших спортсменов канал старается не привлекать, так как спортсмены, по убеждению руководителей Дирекции спортивного вещания, часто не обладают правильной, грамотной речью.

В середине 2000-х годов, вместе с падением уровня игры российских футболистов, на «Первом» существенно упал объём  трансляций матчей российского футбольного  чемпионата, но в конце 2010 года ситуация изменилась настолько, что между  «Первым каналом», «Россией-2» и  РФС даже возник спор о правах на лицензию — «Первый» желает получить все матчи, РФС отказывается сотрудничать с «Первым», а «Россия-2» согласна транслировать столько матчей, сколько дадут на бесплатной основе.

«Первый канал» является организатором ежегодного Кубка Первого канала по хоккею в Москве (одно из прежних названий — турнир на приз газеты «Известия») и, в 2006—2008 годах, ежегодного Кубка Первого канала по футболу в Израиле. «Первый канал» — лауреат нескольких премий ТЭФИ в области спортивных программ: в 1995 году за документальный цикл «Русские на американском льду», в 2001 году премия Виктору Гусеву как лучшему спортивному комментатору, в 2002 году премия ему же как лучшему ведущему программ, в 2003 году премия Владимиру Гендлину как бессменному спортивному комментатору боксёрских поединков цикла «Бокс. Бои сильнейших профессионалов мира».

Информация о работе Спортивная журналистика