Расследовательская журналистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 06:56, курсовая работа

Описание

ОДостаточно долгое время понятие «журналистское расследование» в отечественной прессе и в науке о журналистике воспринималось как синоним журналистского исследования действительности. И в этом плане обозначало собой сбор материала, связанного с анализом различных проблем общественной жизни, подготовкой выступлений, прежде всего в жанрах аналитической статьи, очерка, фельетона. Лишь с началом перестройки общества в обиход отечественной журналистики вошло то понимание журналистского расследования, которое на западе уже обозначало определенный жанр журналистских публикаций.

Содержание

Введение
3
§1. Понятие «расследовательская журналистика»
4
§2. Цели расследовательской журналистики
5
§3. Организация, этапы и поиск информации в работе журналиста-Расследователя
8
§3.1. Методы журналистского расследования
12
§4. Источники информации в журналистском расследовании
17
§5. Современные расследовательские СМИ в России
21
Заключение
28
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая журналистика готовая.doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

 

§3. Организация, этапы и поиск информации в работе журналиста-расследователя

 

Подготовка  расследования – это, прежде всего, поиск информации. Со стороны она ничем не отличается от обычной журналистской работы, ведь информацию ищет и комментатор, и репортер, и рецензент, и обозреватель. Но, получить нужную, именно в расследовании, становится порой исключительно трудной задачей. Ведь журналисты ищут при этом не просто чрезвычайно актуальные и значимые для общества сведения, а те, которые малодоступны или вообще скрываются от них и общества в целом. И те «драконы», которые этим «владеют», порой готовы пойти на любые преступления, лишь бы информация осталась нераскрытой. Так что расследователю приходится иногда мучительно долго добираться до истины и при этом понимать, что избранный путь – не один-единственный: каждая «уходящая в сторону» тропинка может оказаться не менее важной.

Проблемы, которые  сопровождают журналистское расследование, отнюдь не носят исключительно познавательно-психологический характер. Над тем, кто его проводит, постоянно висит «дамоклов меч» – преследования за «клевету»,  «вторжение в частную жизнь». Это могут быть судебные иски власти или отдельных лиц к журналисту, уголовные дела, заключения под стражу на срок ведения следствия и лишения свободы по приговору суда.

Независимо  от того, как тот или иной журналист  представляет себе причины, побуждающие его заняться расследованием, и осознает конкретный его ход, можно говорить о существовании определенных, относительно устойчивых шагов, способствующих его логичности, последовательности и в целом – эффективности.

Первый шаг  – общая организация расследования. Она связывает  самые разные стороны деятельности журналиста в период подготовки, проведения расследования, а также опубликование результатов после его завершения. Организация расследования часто предусматривает не только предварительное осмысление тех или иных обстоятельств, связанных с расследованием, но и фиксацию их в виде определенных пунктов плана расследования. Что может включать в себя такой план, во многом определяется как характером будущего расследования, так и представлениями самого журналиста о том, что особенно важно предпринять.

План одного из расследований может выглядеть так (по книге Майкла Берлина «Краткое руководство по проведению журналистского расследования»):

  1. Название проекта.
  2. Тема проекта. Например, расследование качества выполняемой работы (Как работает школа?) или стоимость услуг (Что стоит налогоплательщикам уборка мусора в нашей местности по сравнению с другими?).
  3. Почему читателей волнует данная проблема, возможная реакция на данный материал, зачем эта информация нужна, какую выгоду получит ваша организация от публикации (трансляции) данного материала?
  4. Методы. Как будут действовать журналисты?  Какие предварительные исследования нужно сделать, сколько провести интервью, опросить источников; наличие документации, нужно ли проводить сравнительный анализ, наблюдение и т.д.
  5. Стоимость проекта. Сколько средств потребуется, сколько персонала нужно задействовать, какие опасности могут возникнуть?
  6. Результаты и последствия. Когда будет опубликован материал?  Какой будет реакция общественности? Планируется ли продолжение поисков после публикации результатов расследования? И т.д.

План, намеченный журналистом, не всегда может быть реализован в полной мере, но, тем не менее, он помогает организовать расследование, придать ему осмысленные очертания. Они будут потом корректироваться, но в этом ничего страшного нет. Главное, что расследование будет их иметь, и это может помочь его успешному проведению.

Второй шаг  – познавательные этапы расследования. Они характеризуют ту сторону  деятельности журналиста, которая представляет собой сбор данных об интересующем его явлении (преступлении, тайне), осмысление полученной информации (создание текста).  Познавательные этапы, присущи любому расследованию.

Третий шаг  – использование познавательных этапов расследования, таких как получение предварительной информации, конкретизация задач и целей расследования, формирование расследовательской гипотезы и ее проверка, изложение собранной информации. Рассмотрим данные этапы подробнее.

Получение предварительной информации. Чтобы расследование было начато, необходим некий, конкретный, информационный «посыл». Эти данные могут соответствовать действительности, или могут оказаться вымыслом, но пока их нет, журналисту нечего расследовать, нечего проверять. Как они появляются? Иногда – в результате  «слепого» поиска  сведений по теме, основанного на обычном  любопытстве. Чтение  книг,  газет, журналов,  просмотр документальных фильмов и телепередач, знакомство с библиографическими обзорами, другими библиотечными источниками, компьютерными изданиями и базами данных как российских,  так и международных, могут подсказать  журналисту достаточно определенный адрес вполне конкретного поиска. Но гораздо чаще подобные адреса  подсказывают телефонные звонки  или поступающие в редакцию письма. Иногда повод для подготовки расследования возникает как бы сам собой, на основе той информации, которая постоянно циркулирует в профессиональной журналистской среде. Еще один возможный путь получения первоначальной информации -  анонимное анкетирование. С этой целью в издании, в котором работает журналист-расследователь,  может быть опубликована анкета, содержащая вопросы, ответы на которые могут натолкнуть его на вполне определенный адрес дальнейшего поиска.

Конкретизация  задач и целей журналистского расследования. Обладая исходной информацией, журналист должен, хотя бы примерно, определить конкретную задачу расследования. Для этого ему следует, прежде всего, очертить  сферу деятельности и круг тех лиц, чьи  действия могут иметь отношение к расследованию. Далее ему необходимо, исходя из реальных возможностей, существующих  в данном конкретном случае, конкретизировать  общие цели расследования как такового, то есть, «сузить» до уровня реально реализуемых целей. В качестве таковых  могут, например, выступать следующие цели: 1) выявление конкретных  участников; 2) описание  механизма  преступления;  3) определение   мотивов,  побудивших участников расследуемой  ситуации совершить преступление; 4) установление социальных  причин; 5) прогнозирование  возможных  последствий  развития исследуемой криминальной ситуации.

Журналист может  поставить перед собой задачу реализовать все эти цели, а может остановиться только на некоторых, или даже – на одной из них. Все будет зависеть от тех фактов, которые окажутся у него в руках, а также  и от  ряда других причин, которые будут известны только самому автору или его редактору.

Формирование  расследовательской гипотезы и ее проверка. Выдвижение гипотезы является одним из важных  этапов расследования. Под расследовательской гипотезой  понимается предположение  о том, почему, например, произошло то преступление, которое заинтересовало журналиста, что, может быть  его причиной, кому оно выгодно, кто может являться  его участником? Выдвижение гипотезы (гипотез) важно, прежде всего,  в силу того, что она подсказывает, в каком направлении следует двигаться, чтобы  ответить на поставленные вопросы, связанные с  предметом журналистского расследования. Проверка гипотезы, то есть, сбор основного материала, как правило, является самой трудоемкой частью  и основным содержанием полноценного журналистского расследования. Ведь любое предположение, каким бы оно интересным и, возможно, верным по своей сути  ни было, будет  всего лишь предположением. Только получение необходимых фактов, аргументов, доказательств, подтверждающих его верность, может оправдать поиск журналиста и, возможно, поставить точку в этом поиске. Для проверки гипотезы следует воспользоваться специальными методами журналистского расследования, которые подробно описаны в следующей главе моей курсовой работы.

Изложение собранной  информации. Когда расследование завершено и собрана необходимая информации, проясняющая основные моменты дела, которое стало предметом интереса журналиста, наступает последний этап работы над этой информацией – её изложение. Репортер должен построить собранный материал в сюжет так, чтобы показать читателям направление удара, квинтэссенцию расследования. После построения сюжета неизменно обнаруживаются пробелы в логической последовательности событий. Для заполнения этих пробелов потребуются дополнительные исследования, новые интервью и документы. Дальнейшее — дело репортерского ума, пера, фантазии, “архитектурного” дара. Сюжет расследуемой истории вовсе не обязательно станет сюжетом журналистского материала. “История” должна работать на идею статьи, отражать поставленную проблему, а не наоборот.

§3.1. Методы журналистского расследования.

Цели журналистского расследования реализуются  в  результате применения  соответствующих  методов, соотнесенных, в свою очередь, с его познавательными  этапами. Журналистскому расследованию присущи своеобразные методы получения информации. Они диктуются особенностями цели и предмета расследования. Методы поиска информации роднят журналиста-расследователя одновременно и со следователем, и с ученым-исследователем, что в первую очередь проявляется в изучении логических связей событий, в осмыслении и аналитической обработке каждой детали, вплоть до мелочи. Вопросы кто? как? что? для занимающегося расследованием журналиста наиболее важны. Условно методы журналистского расследования можно разделить на две основные группы: сбор информации и её осмысление. Это разделение важно, прежде всего, в теоретическом отношении, поскольку позволяет придать определенную стройность в изложению сущности тех методов, которые используются журналистом. В реальном расследовании четкого разделения процесса познания на этапы сбора и осмысления добытых фактов может не быть. Осмысление фактов часто вплетено в процесс их поиска, и сам журналист, как правило, вообще не задумывается над последовательностью применения тех или иных методов. Но в учебных целях раздельное изучение методов расследования не только местно, но и необходимо.

I. Методы сбора информации. Хотя у многих журналистов – расследователей есть свои излюбленные методы поиска информации, из этого не следует, что всегда можно обойтись только каким-то одним методом. Используются, разумеется, исходя из конкретной ситуации, в которой проводится расследование, разные методы часто используются в комплексе. Рассмотрим наиболее важные и наиболее применяемые  из них:

1) Метод наблюдения. Этот метод основан на личном наблюдении, личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. Наблюдение в журналистике может использоваться как основной или дополнительный метод. Лазутина Г. В. пишет, что в основе этого метода лежит « способность человека к восприятию предметно – чувственной конкретности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним». Журналистское расследование в своей основе всегда имеет целенаправленный и чётко заданный характер и, продолжает исследовать «именно преднамеренность восприятия и осознанность задач позволяют смотреть и видеть». В отличие от обыденного наблюдения, которое часто носит непреднамеренный, случайный характер, журналистское наблюдение целенаправленно. Объектом журналистского наблюдения могут быть и относительно простые, и исключительно сложные общественно-политические, культурные, религиозные, нравственные процессы, события, ситуации. Наблюдение представляет собой довольно сложное действие, предопределяемое как особенностями наблюдаемого объекта, так и личными качествами, профессиональными навыками, опытом наблюдающего. Существует несколько видов журналистского наблюдения. Определения этих видов возникают на разных основаниях. Так, в зависимости от степени непосредственности контакта наблюдателя с наблюдаемым объектом, на который направлено его внимание, наблюдение может быть названо прямым или косвенным. Имеется в виду, что одни предметы автор может наблюдать, явно контактируя с ними, другие же, в силу их удаленности и иных условий, лишь опосредованно, используя косвенные данные.

По временному признаку (количеству затраченного времени) наблюдения подразделяются: на кратковременные  и длительные. Кратковременные наблюдения используются при подготовке оперативных публикаций, в случае же, когда надо изучить предмет подробно, основательно, что чаще всего и требуется  в ходе  журналистских расследований,  применяется длительное наблюдение.

Наблюдения  подразделяются на открытые и скрытые. В ходе открытого наблюдения журналист вполне осознанно афиширует свою роль  наблюдающего. Во втором случае, тот  факт, что он ведет, например, за кем-то, наблюдение, журналист скрывает от других  людей (прежде всего от лиц, привлекших его внимание).

Особенности журналистского наблюдения могут быть предопределены и таким фактором, как степень участия журналиста в том событии, за которым он ведет наблюдение. Наблюдения могут быть разделены на включенные и не включенные. Включенное наблюдение в наибольшей  мере приближает  автора к интересующему  его объекту, поскольку он непосредственно и повседневно соприкасается с ним, видит все происходящее, как говорят, изнутри.

2) Методы интервью и беседы. Многие ответы, на волнующие журналиста - расследователя  вопросы, он может получить, обращаясь к «носителям» базовой информации. Одна из труднейших задач в данном случае - предстать перед интервьюируемым (или собеседником) в образе человека, компетентного в том вопросе, о котором идет речь. Ибо вполне логично предположить, что, например, государственный деятель, обычно обремененный множеством забот, будет ожидать лаконичного разговора по существу, а, значит, и хорошей подготовки журналиста к разговору. Но когда речь идет о компетентности интервьюера, то имеется в виду не только знание им особенностей предмета интервью. От журналиста ждут и компетентности другого плана - профессионализма коммуникатора. То есть умения точно и оперативно ставить вопросы, умения направлять разговор в нужное русло, умения акцентировать внимание собеседника на самом главном, самом интересном для аудитории и хода расследования.

3) Метод эксперимента. Одним из важнейших методов, используемых в ходе  журналистского расследования является метод эксперимента (метод «провокации действительности»). «Прародителями» этого метода журналистики являются научный и следственный эксперименты. В науке и юриспруденции этот метод применяется очень широко. В последние годы он стал активнее, чем ранее, осваиваться и отечественными  расследователями. Этот метод очень близок  методу  «включенного» наблюдения и нередко их считают одним и тем же методом. Иногда «эксперимент» определяют как разновидность «включенного»  наблюдения. Но это разные методы. Дело в том, что, применяя «включенное» наблюдение,  журналист внедряется в уже существующую ситуацию и просто фиксирует те факты, которые возникают по ходу ее развития.  После завершения «включенного» наблюдения  ситуация (объект наблюдения), как  правило, не исчезает, продолжает существовать в основных своих параметрах. Намеренно созданная ситуация позволяет журналисту увидеть  в наиболее ярком виде  то, что при обычном наблюдении было бы растянуто во времени и не проявилось бы  настолько концентрированно и наглядно. После того, как эксперимент завершен, созданная журналистом искусственная ситуация  «снимается». Метод эксперимента надо отличать и от экспертиз, которые осуществляются не журналистом, а специалистами (экспертами) в какой-либо сфере деятельности и к которым, в случае необходимости, может обратиться журналист-расследователь.

Информация о работе Расследовательская журналистика