Психология журналистского творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:30, реферат

Описание

В своём реферате я расскажу об основных направлениях творческой журналистской деятельности, об особенностях процесса творчества, об аспектах творческого мышления и самое главное – о том, как развить человеку, заинтересованному в своей деятельности, эти самые профессиональные качества и умения.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
Направления в изучении творчества…………………………...4
Журналистское познание действительности…………………..6
О роли воображения в творчестве журналиста………………10
Индивидуальная характеристика журналиста………………..14
Заключение……………………………………………………...18
Библиография…………………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА, реферат doc.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

     В журналистском творчестве интуитивное  нахождение новых идей может возникнуть на основе чувственных впечатлений  и последующей их разработки с помощью методов абстрагирования и идеализации. Но интуитивные решения могут прийти и в процессе обдумывания. Одной из наиболее продуктивных форм интеллектуальной интуиции является, по мнению психологов, творческое воображение, с помощью которого как раз и создаются новые понятия и формируются новые гипотезы. 
 
 
 

     О роли воображения в творчестве журналиста.

     Воображение в работе сотрудника СМИ? Да как же так? – воскликнет какой-нибудь незадачливый гражданин. В отличие от литературного творчества, где воображение играет первостепенную роль в создании художественных образов, в деятельности журналиста оно выполняет определенные функции: во-первых, способствует углублению и расширению знаний, во-вторых, помогает предвосхитить результат рассматриваемых вопросов, в-третьих, так же, как и в литературном творчестве (особенно в художественно-публицистических жанрах), участвует в создании образов. Творческое воображение является одной из психологических предпосылок журналистской деятельности, проявляясь на различных стадиях творческого процесса по созданию будущего произведения. Особенно значительна роль воображения на начальных этапах творчества – при зарождении замысла, когда журналист обдумывает идею, планировку материала, выдвигает ряд гипотез по развитию той или иной жизненной ситуации или явления, а также при вынашивании произведения; при детальной разработке всех художественно-выразительных средств; в процессе синтезирования фактологических данных и непосредственных впечатлений. В этом смысле воображение выступает как своеобразная форма отражения действительности. Чтобы разобраться в столь сложном явлении, рассмотрим, как же трактуют данное понятие психологи.

     По  мнению Р.С. Немова, воображение –  это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Самое важное в воображении, это то, что оно позволяет представить результат труда, ещё до его начала.  Вытекает следующий вывод, что воображение помогает представить человеку идеальную модель конечного продукта труда. Это, так называемое, опережающее отражение действительности.

     В силу того, что воображение тесно  связано с мышлением, вполне естественно, что в процессе обдумывания плана будущего произведения журналист осуществляет и логический анализ стоящей перед ним проблемы. Но опережающее отражение действительности в воображении и в мышлении происходит по-разному. В первом случае отражение происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений (они могут выступать в виде различных иллюстративных материалов или словесного описания), во втором – путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир. Таким образом, в осмыслении замысла будущего произведения можно обозначить две системы опережения сознанием результатов журналистской деятельности: образное и понятийное. Специфика журналистского воображения проявляется не только в предвосхищении будущего результата деятельности. Воображение наш верный друг и помощник! Оно помогает нам создавать новые идеи, участвует в перераспределении  жизненных впечатлений и образов, и при переносе признаков одного объекта на другие, и в преобразовании прошлого опыта, и при структурной организации материала, когда в отдельных частях будущего текста необходимо увидеть и осознать целостное произведение, и т.д. При этом существуют различные способы стимулирования воображения:

     1.      Перегруппировка событий и фактов (можно начать повествование не с начала, а с конца, например) выявляет скрытые причинно-следственные связи между ними.

     2.      Различная «игра слов» – особенно  эффективна при создании новых  фразеологических оборотов, каламбуров, метафор, сравнений, аналогий и т.д.

     3.      Составление разных классификаций  и типологий. Воображение развивается при поиске новых типов, общих черт и критериев, их объединяющих. Графики, модели, таблицы, диаграммы не просто иллюстрируют уже известные знания, но служат инструментом разработки нового знания. Оно появляется и в тех случаях, когда словесное описание заменяется графическим. В результате выделяются новые связи и структуры. Человек начинает мыслить точнее и проще.

     4.      Рассмотрение проблемы под различными углами зрения.

     5.      Предполагаемый диалог с читателями, оппонентами и критиками ваших  взглядов и позиций.

     6.      Предметное обсуждение темы будущего  произведения с коллегами и  т.д.

     Характеризуя  воображение, психологи отмечают две основные его составляющие: процесс преобразования представлений и создание новых образов на основе имеющихся. Соединение представлений в процессах воображения осуществляется в следующих формах:

     1.      Агглютинация – элементарная форма соединения образов; предполагает «склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (например, сказочные образы – русалка, кентавр, избушка на курьих ножках и т.п.).

     2.      Гиперболизация – характеризует не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение количества частей предмета или их смещений (многорукие богини в индийской мифологии, многоголовые драконы и т.д.).

     3.      Заострение – подчеркивание каких-либо признаков (дружеский шарж или злые карикатуры).

     4.      Схематизация – происходит в том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план (например, создание художественного орнамента, элементы которого взяты из растительного мира).

     5.      Типизация – форма широко используемая в художественной литературе, для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

     Данные  приемы могут быть активно использованы журналистами в сатирических жанрах журналистики – фельетоне и памфлете, где для достижения комического эффекта используется целый арсенал художественно-изобразительных средств.

     Таким образом, воображение в творческом процессе имеет большое значение, связанное не только с предвосхищением результатов труда, но и с активным созданием представлений и образов, отличающихся неожиданными, непривычными сочетаниями и связями, для достижения конечного результата труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Индивидуальная  характеристика  журналиста.

     Потребность в осмыслении своего индивидуального  творчества у людей заинтересованных было, есть и остается всегда. Важно  иметь представление о своих  способностях, стремиться к большему, знать способы, как этого достичь. Есть много интересных книг, которые раскрывают секреты журналистского мастерства. Мне, например, очень нравятся книги А. Аграновского, А. Рубинова, там всё доступно и понятно. Любопытно почитать так же Т. Шумилину. Да и просто любые собрания материалов известных журналистов, допустим, очерки В. Пескова, репортажи В. Гиляровского, М. Кольцова… Их, наверное, можно назвать классиками отечественной журналистики, на которых можно равняться, и к работе которых нужно стремиться!

     Потребность в осмыслении своего индивидуального творчества, конечно, существует.

     Профессиональные качества современного журналиста нельзя свести только к умению быстро ориентироваться в ситуации и оперативно информировать читателей о тех или иных общественно-значимых фактах. Безусловно, эти качества важны. Но достаточно ли их, чтобы разобраться в серьезной проблеме, чтобы грамотно провести журналистское расследование, чтобы квалифицированно написать аналитическую статью, чтобы умело использовать всю жанровую палитру журналистики?

     Современный журналист должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед ним задач, поставленных редакцией. К наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе первичной информации, обладание индивидуальным стилем письма и др. Все эти качества в совокупности создают понятие «профессиональное мастерство».

     Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия. Там, где зрение обычного человека рассеивается, не находя в окружающем ничего примечательного и существенного, профессионал должен уметь увидеть, услышать, уловить массу живых, неповторимых подробностей человеческого поведения, характерные детали во внешности людей, в окружающей их обстановке, отметить особенности их речи и мышления. При этом не следует забывать, что на человеческое восприятие обычно влияют привычные установки, стереотипы, оценки других людей, сложившееся общественное мнение, предубеждения, общепринятые взгляды и т.д. Поэтому способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, – это нечто большее, чем, скажем, просто наблюдательность.

     Для журналистского творчества необходимо и такое качество, как «цельность восприятия». Обычно этим термином обозначают способность человека воспринимать то или иное явление в его целостности. Для того чтобы воссоздать полную картину какого-либо события, журналисту иногда требуется от развернутого анализа перейти к синтезу различных частей. Цельность восприятия необходима и при композиционном построении произведения, когда журналист стремится к гармоничному сочетанию различных частей текста.

     В познавательной деятельности журналиста большую роль играют интеллектуальные способности, а точнее – развитость мышления. По мнению психологов, «мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует... Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. Таким образом, мышление – это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера». В психологии выделяют различные типы мышления:

     1)        наглядно-действенное (осуществляющееся путем манипулирования объектом); 

     2)        наглядно-образное (основанное на преобразовании образа предмета); 

     3)        словесно-логическое (подразумевает опосредованное использование понятий, логических конструкций, языковых средств).

     Среди умственных способностей творческой личности выделяют следующие: легкость генерирования идей, способность к переносу, «сцеплению», свертыванию, сближению понятий.

     Легкость  генерирования идей предполагает способность человека к выдвижению самых разнообразных предложений в разрешении той или иной творческой задачи. Чем больше идей человек предлагает, тем больше у него шансов выйти на оригинальные и нестандартные решения.

     Способность к переносу предполагает «умение применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области». Данное качество особенно необходимо при поиске различных аналогий и сравнений.

     Способность к «сцеплению» понятий означает умение «быстро увязывать новые  сведения с прежним багажом человека, без чего воспринятая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта». Способность объединять ранее воспринятые факты и впечатления с новыми, находя при этом новые взаимосвязи между ними, не только помогает углубленному пониманию того или иного описываемого журналистом явления, но и открывает новые грани этого явления.

     Следующее качество мышления – свертывание. Оно обозначает способность человека к замене нескольких понятий одним, более абстрактным, к использованию все более емких в информационном отношении символов». (например, название политической партии «Яблоко» возникло на основе свертывания фамилий трех лидеров данного политического движения: Явлинского, Болдырева и Лукина).

     Сближение понятий предполагает легкость ассоциирования различных понятий. Наличие в  тексте богатых ассоциативных связей – один из признаков авторской  одаренности.

     Знание  механизмов тех или иных мыслительных процессов позволит журналисту более  осознанно подходить к организации  своей интеллектуальной работы, умело  управлять движением мысли, наконец, быть более эффективным в поиске решений, стоящих перед ним творческих задач.

     Но  путь журналиста в работе над материалом может быть задан системой координат, которые и предопределяют весь творческий процесс по воплощению конкретного  замысла. К ним, как правило, относят  знания, профессиональные умения и  навыки; жизненный опыт и мировоззренческую позицию; развитые интеллектуальные и литературные способности и др. Для того чтобы журналист мог эффективно осуществлять свою деятельность, он должен обладать едиными для данного вида творчества свойствами и качествами. От развитости этих способностей зависит и степень раскрытия его творческого потенциала.  
 
 
 

Информация о работе Психология журналистского творчества