Профессиональная этика журналиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:20, аттестационная работа

Описание

О данной проблеме говорят и за круглыми столами, и в газетах, и в интервью. Мнений много, предложений еще больше, однако конкретных действий так и не обнаружено.
Первым кто предложил провести границы между журналистикой, рекламой и пиар, был Владимир Тулупов, декан факультета журналистики ВГУ, в недалеком 2005 году. В статье «Этика начинается с проведения границ между журналистикой, рекламой и паблик рилейшнз»:

Работа состоит из  1 файл

аттестационная работа по этике.docx

— 37.64 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 

Зачетная  письменная работа

по  профессиональной этике  журналиста 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Серебренникова  Диана – Ф44 
 
 
 
 

2011 год

1 Часть. Общетеоретический вопрос

«И  ЖНЕЦ, И ШВЕЦ…  НО ЛУЧШЕ - ЧТО-НИБУДЬ ОДНО»

Или почему журналистам  доверяют меньше?

«Чем внимательнее присматриваться к специфике  профессий журналиста и пиарщика, тем больше можно найти прямо  противоположных отличий между  ними. Однако и пиарщик, и журналист  делают одно и то же дело - просто первый находится в самом начале информационной цепочки, а второй - в ее середине. И, учитывая большое сходство необходимых  и там, и здесь профессиональных навыков, классный журналист вполне может стать неплохим пиарщиком, а высокопрофессиональный пиарщик - хорошим журналистом»1.

В XXI веке уже  становится тенденцией быть и журналистом, и пиарщиком. В университетах  нет четких разграничений этих профессий.  Ты можешь учиться на факультете журналистики, а специализация будет «PR». А кем же ты можешь быть после, это уже мало кого интересует. Главное чтоб тексты писал.

О данной проблеме говорят и за круглыми столами, и  в газетах, и в интервью. Мнений много, предложений еще больше, однако конкретных действий так и не обнаружено. 

Первым кто  предложил провести границы между  журналистикой, рекламой и пиар, был  Владимир Тулупов, декан факультета журналистики ВГУ, в недалеком 2005 году. В статье «Этика начинается с проведения границ между журналистикой, рекламой и паблик рилейшнз»:

«К сожалению, самый большой грех сегодняшней российской прессы – пренебрежение профессиональными стандартами, и прежде всего этикой. Как результат: аудитория все меньше доверяет СМИ, печатному и звучащему слову. Нынешнее поколение практически не знает качественной журналистики, считая: то, что им предлагается сегодня и есть журналистика.

Не углубляясь в теорию, лишь уточним, что когда  мы говорим о журналистике, то предполагаем обязательное условие: наличие массовой аудитории, потребляющую общественно-значимую информацию».

Владимир  Тулупов настаивает на разделении специалистов,  которые занимаются PR, рекламой и журналистикой. 

«PR – это создание имиджа и управление им,  реклама – создание побудительных мотивов для увеличения спроса на товар или услугу,  журналистика – отражение событийной картины мира, объективный анализ социальных проблем. Важно определиться и с объектом: у PR – репутация, в рекламе – товар (услуга), в журналистике – социальная информация. Каждый должен заниматься своим делом. Журналист, готовящий публикацию по заказу и за деньги, вряд ли в будущем сможет объективно написать о заказчике или предприятии, которое тот возглавляет…

Газета на каком-то этапе становится товаром, но ее товарные качества (а также  журнала, телепередачи, радиопрограммы) и предполагают публикацию честной, объективной информации, реализацию социальных функций журналистики, а  не обслуживание представителей власти, политики или бизнеса»2.

Однако не все из медиасообщества могут  поддержать такое четкое разделение. Профессиональный PR-портал «Советник» попросил журналистов и пиарщиков прокомментировать проблему «двойных стандартов».

«Большинство  российских экспертов утверждают, что  в своей практике они часто  обращаются к внештатникам не за PR-услугами, а именно за текстами, специальными статьями, интервью. Кроме того, практически  все они сходятся в одном: фрилансер  финансово выгоден, поэтому ситуация, когда журналист одновременно работает на конкурирующих заказчиков, давно  перестала удивлять».

Наталья Решетникова, член Союза журналистов России, считает описанную тенденцию вполне закономерной. «С тех пор, как PR укрепился как явление и вышел в том числе на медийный рынок, журналисты не считают зазорным подработать и на эту сферу. Думаю, если бы труд журналистов оценивался хотя бы приблизительно в тех же цифрах, что и работа PR-сотрудников, ни один из них не помыслил бы совмещать эти профессии. А так мы всё чаще наблюдаем, как журналисты становятся сотрудниками по PR различных компаний».

Сергей  Бобок,  журналист, преподаватель кафедры тележурналистского мастерства Харьковской государственной академии культуры: «Нормой же является совершенно произвольное смешивание PR, журналистики и пропаганды. Приоритет независимости СМИ в лучшем случае обсуждается как желаемый, но недостижимый даже в первом приближении идеал, в худшем - вообще не воспринимается как нечто применимое на практике».

Мария Ерохова, генеральный директор коммуникационного агентства Presidium Communications: «Услугами журналистов, подрабатывающих на PR-поле, не пользуемся принципиально, руководствуясь понятием, что каждый профессионал должен заниматься своим делом»..

Роман Масленников, генеральный директор и партнер агентства «ПРОСТОР: PR & Консалтинг»: «Мне понравились мысли, высказанные на круглом столе «PR на страницах российской прессы - 2009», который проходил в "АиФ" при организационной поддержке «Советника»: «В России журналистики нет, есть только PR» (Всеволод Богданов) и «Каждый пиарщик – журналист» (Александр Чумиков)».

Екатерина Чалова, руководитель информационно-аналитического отдела дирекции общественных связей ФГУП «Почта России»: «В России едва ли не каждый журналист работает как пиарщик и едва ли не всякое СМИ живет на проплаченной информации. А некоторые издания открыто заявляют, что специализируются на PR-материалах (пресс-релизах, заказных статьях и интервью)».

Инна  Лысенко, управляющий партнер агентства InMar Relations: «Уверена, что в нашей стране журналисты всегда будут подрабатывать пиарщиками. Им хочется подзаработать, а заказчикам – сэкономить»3.

Подготовили Алена Тимченко и  Алексей Багратуни

На портале  «Советник» был найден материал с  точкой зрения полностью противоположной  В. Тулупова: «Написание текстов не должно губить ни в журналисте, ни в  пиарщике главного. Творчества. Текст  с годами лепится сам собой, причем ладный, но цели меняются. Будьте пиарщиком  и оставайтесь настоящим журналистом. Чему-чему, а этому на факультете журналистики учат»4.

Медиасообщество не видит большой проблемы в том, если журналист будет еще и пиарщиком. Для них главное, чтобы тексты были качественными, а уж какую идею (информационную, рекламную, пропагандистскую) эти тексты будут нести, это получается,  никого не волнует.

В подтверждение  этому высказывания журналистов, общественных деятелей, пиар-менеджеров за круглым  столом на тему: «Журналист, пиарщик, пропагандист: пределы профессии» от журнала «Богатей» (2009 год).

Эдуард  Абросимов, главный редактор «Радио Юмор РМ Саратов»: Показательно, что на факультете журналистики Санкт-Петербургского университета, где я учился, (как и в других профильных вузах) преподается комплекс дисциплин, связанных со связями с общественностью, формированием имиджа, продвижением марки, то есть со всем тем, что мы коротко называем пиаром. Я лично не вижу никакого противоречия между журналистикой и пиаром. Нет никакой проблемы в том, если люди, формально, «по диплому» являющиеся специалистами в «паблик рилейшнз», будут заниматься журналистикой, и - наоборот. Когда лично меня спрашивают, кем себя я больше считаю, пиарщиком или журналистом, я отвечаю - я не считаю себя каменным гостем.

Алексей Голяков, корреспондент газеты «Богатей»: Я думаю, что это отрадно для всех, так или иначе аффилированных в сферу СМИ: сегодня у издателя и у непосредственно журналиста есть право выбора, что ему делать. Заниматься журналисткой, «паблик рилейшнз» или, может быть, почувствовать в себе талант пропагандиста и агитатора. Важно, чтобы всегда и везде был дух творческого поиска, но при этом не отбрасывался «за ненадобностью» принцип, созвучный деятельности врача: не навреди. 
 

2 Часть. Актуализация  одной из вечных  этических проблем

     В IV веке до нашей эры Аристотель обозначил  прилагательным "этический" класс  человеческих добродетелей — добродетелей характера в отличие от добродетелей разума — дианоэтических. Аристотель образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели. Таким  образом, этика как наука существует свыше 20 веков и не перестаёт быть актуальной темой исследований.

     Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа  воспитания человека, научения его  добродетели, рассматривалась и  рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется  как учение о непререкаемом долге  и способах его реализации, как  наука о формировании "нового человека" — бескорыстного строителя  абсолютно справедливого общественного  порядка и т. д.

     В этике принято разделять два  рода проблем: собственно теоретические  проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику —  учение о том, как должен поступать  человек, какими принципами и нормами  обязан руководствоваться.  

Конфуций  - великий древнекитайский мыслитель, философ и  просветитель. Его учение проповедует человеколюбие и управление  государством и народом на основе добродетели, делая акцент на  уважении ритуала и нравственно-этических норм5. 

Основной  источник этики конфуцианства –  книга «Беседы и суждения» (Луиь-юй), в которой в форме философских  притч и афоризмов высказываются  суждения о должном поведении  людей, основанном на трех понятиях –  «человеколюбии», «золотой середине»  и «взаимности». Все вместе они определяют «правильный путь», следуя которому человек будет жить счастливо, в согласии с собой и другими людьми. Взаимность получила название «золотого правила» нравственности. Конфуций определил ее так: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Человеколюбие ориентирует людей на почитание прошлого, уважение к старшим. «Золотая середина»  – удел мудрых правителей, способных к сдержанности и осторожности. Нравственным идеалом является «благородный муж», всесторонне эрудированный государственный деятель, просвещенный знаток ритуалов, который постоянно заботится о своих подданных, воздействуя на простолюдинов не принуждением, а исключительно собственным положительным примером. 

Многие идеи конфуцианства, особенно в части  управления государства нам сейчас на первый взгляд кажутся наивными. Однако следует помнить, что конфуцианство, по крайней мере, как этическое  учение просуществовало практически  до наших дней, притом, что зародилось задолго дот нашей эры.

Основные  понятия конфуцианства – вечные идеалы, к которым должен стремиться каждый человек в любое время. Однако в современном мире редко кто провозглашает и живет по таким принципам. Каждый день выпуски криминальных новостей напоминают нам, в какой действительности мы живем.

«На сегодняшний  день, когда на Планете непрерывно обостряются различные конфликты  и кризисы, в учении конфуцианства  нуждается не только Китай, но и весь мир. К такому единому мнению пришли ученые из 22 стран и регионов, собравшиеся  в родном городе древнекитайского мудреца  Конфуция Цюйфу /пров. Шаньдун, Восточный  Китай/ для участия во Всемирном  конгрессе конфуцианства.

В трехдневном  Первом всемирном конгрессе конфуцианства, закрывшемся 29 сентября (прим. 2008 год), приняли участие свыше 170 специалистов и ученых из 22 стран и регионов мира, включая Китай, США, Францию  и САР Сянган и Аомэнь. Участники  конгресса обсудили вопросы, связанные  с ситуацией в области исторических исследований этого древнекитайского учения, его совеременной интерпретации, значения в наши дни, а также распространением в мире. 

«В современном обществе конфуцианство должно не только служить духовным руководством китайской нации, но и играть достойную роль в содействии миру во всем мире, повышении нравственных качеств человечества, многообразии и общем процветании мировой культуры и равенстве мировых религиозных направлений», - отметил ректор Сянганского института конфуцианства Тан Эньцзя. 

Конфуцианство приобретает все большую популярность в мире, становится одним из важных символов культуры Востока в сокровищнице мировой истории и культуры. По мере того как на пути к новому международному порядку возникает все больше экономических вызовов, все громче звучит призыв к созданию гармоничного всемирного сообщества на основе проверенных  тысячелетиями ценностей». 
 
 
 
 
 
 

Часть 3. Исследование кодексов журналистской этики

Информация  – ради нее мы покупаем газеты, смотрим  телепередачи, сидим в Интернете. Объект журналистики – информация.

Информация о работе Профессиональная этика журналиста