Портрет читательской аудитории эпохи перестройки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:43, доклад

Описание

Перестройка – общее название нового курса советского партийного руководства, совокупности коренных политических и экономических перемен в обществе, затронувших все сферы жизни – экономику, политику, культуру, общественное сознание, происходивших в СССР с 1985 по 1991 годы.
Этот период напрямую связан с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва, инициировавшего большие, глубокие, неоднозначные перемены во всех сферах жизни советского общества. Началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была впервые объявлена новым направлением развития государства.

Содержание

Характеристика времен «перестройки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 2
Российский читатель времен «перестройки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 4
Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 6
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 7

Работа состоит из  1 файл

Портрет читательской аудитории эпохи перестройки.docx

— 31.37 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тольяттинский государственный  университет»

 

 

Гуманитарно-педагогический  институт

Кафедра «Журналистика и  социология»

Специальность 030601.65 «Журналистика»

 

 

 

 

               

 

Реферат на тему:

«Портрет читательской аудитории эпохи «перестройки»

 

 

 

 

Студентка:                                                                                   Самсонова, Л. О.

                                                                                               гр. жур-0801

 

 

 

 

Руководитель:                                                                             Щербакова, О.Ю

                                                                                                       ст.преподаватель

 

 

 

                                                   Тольятти 2012

Содержание

 

  1. Характеристика времен «перестройки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 2
  2. Российский читатель времен «перестройки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 4
  3. Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 6
  4. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика времен «перестройки»

 

Перестройка  – общее название нового курса советского партийного руководства, совокупности коренных политических и экономических перемен в обществе, затронувших все сферы жизни – экономику, политику, культуру, общественное сознание, происходивших в СССР с 1985 по 1991 годы.

Этот период напрямую связан с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва, инициировавшего большие, глубокие, неоднозначные перемены во всех сферах жизни советского общества. Началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была впервые объявлена новым направлением развития государства.

Перестройку условно можно разделить  на три этапа:

Первый этап (март 1985 — январь 1987). Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») – антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985—1986 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. 

Второй этап (январь 1987 — июнь 1989). Попытка реформирования социализма в духе демократического социализма. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности – смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» – курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения.

Третий этап (июнь 1989—1991). Заключительный этап, в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980—1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями. С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. «Новое мышление» на международной арене сводится к односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и фактически перестает быть сверхдержавой, еще несколько лет назад контролировавшей половину мира. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы – начинается «парад суверенитетов». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.

 

Российский читатель времен «перестройки»

 

Чтение российского читателя времен перестройки было весьма специфично и характеризовалось многими исследователями как «читательский бум». В годы перестройки читательские интересы дифференцируются, даже поляризуются. Подписка на определенные периодические издания, выражающие ту или иную тенденцию, становятся самой значимой социальной характеристикой читателя; все виды изданий занимались самым спешным заштриховыванием «белых пятен» отечественной истории, культуры, публикуя запрещенных прежде авторов, в том числе философов и публицистов; чтение этих произведений в определенной мере потеснило интерес к развлекательной литературе.

Благодаря одному из достижений перестройки – гласности – читателям стала доступна запрещенная ранее литература, прежде всего, художественная (романы и повести И. Шмелева, Б. Пастернака, А. Солженицына, Е. Замятина, B.Гроссмана, В. Некрасова и многих других).

Судя по итогам котировок на книжной «бирже», в 1995 году среди выпущенных книг чемпионом по названиям оказался сентиментальный жанр (17% среди художественных изданий, средний тираж 53 тыс. экз.). На втором месте – остросюжетные произведения (12,8%, 44 тыс. экз.), на третьем – фантастика (6,3%); затем идут: русская современная и классическая художественная литература (6,1%, 34 тыс.); приключения (4,4%, 37 тыс.); зарубежная современная и классическая литература (2%, 27 тыс. экз.).

Особенностью читательских интересов этого периода было массовое увлечение документальной литературой (мемуарами, архивными  материалами, дневниковыми записями и  др.), в которой раскрывались заново многие страницы истории страны, имена  и т. п. Уровень интереса российского читателя к этим публикациям был сравним с уровнем интереса к детективным произведениям, что считается беспрецедентным явлением в мировой культуре.

В 1993 году опрос, проведенный  ВЦИОМ, показал, что детективы по-прежнему сохраняют первенство: о том, что  они чаще всего читают детективную  литературу, сообщили 48% опрошенных. Произведения на темы истории, мемуары назвали 32% респондентов, приключения – 27%, любовные романы – 26%, фантастику – 19%, классическую литературу – 19%, современную отечественную прозу – 8%, поэзию – 7% (можно было давать более одного ответа).

В период перестройки читательский интерес многократно возрос и  к публицистике.  Публицистика перестройки представляет собой переработку всей совокупности информационно-коммуникативных средств, выработанных в процессе исторического развития русской журналистики и прохождения ее через этапы становления и политических режимов и адекватных типов социума, определявших общий дискурс печати. Перестроечная публицистика – это также комплекс материальных и интеллектуальных ценностей, сложившийся в рамках формирования новых демократических свобод, целостная система их производства и функционирования. Это и знаковая система, со своим языком, «кодами» передачи реалий действительности, выполняющая полифункциональную роль в процессе репрезентации действительности.

Читатели эпохи перестройки стали называть публицистику одним из самых актуальных жанров, призывая «сохранить лучшие страницы периодики дней перестройки» как «духовное завещание одного поколения другому». Именно поэтому только в 1988 г. один за другим появляются сборники публицистики «Зависит от нас. Перестройка в зеркале прессы», «Иного не дано». Составители сборника «Зависит от нас. Перестройка в зеркале прессы» в редакционном вступлении заявляли: «Наш сборник, конечно, ни в малой степени не претендует на полноту охвата важнейших публикаций и жанров последнего времени. Уровень сегодняшней журналистики таков, что понадобилась бы целая библиотека, чтобы поместить все статьи, достойные книжного запечатления».

Как правило, все эти произведения печатались в периодике – журналах и газетах, что позволило им увеличить свой тираж в этот период в десятки раз. В библиотеках выстраивались очереди из желающих прочитать то или иное произведение.

Журналистика переходного периода играет особенную роль как для попытки формирования гражданского общества и новых государственных институтов, так и в общеисторическом контексте перехода от моностилистической, не имеющей возможности варьироваться структуры, к полистилистической, предполагающей существование в государстве и социуме большого диапазона позиций. Освещая перемены в государстве, СМИ становятся участниками этих перемен. Изменяя порядки и нравы, «информаторы» меняются сами. Особый интерес исследователей - филологов, историков, политологов, социологов вызывают перемены, произошедшие в умонастроениях людей, в их отношении к жизни, к политике, к историческому прошлому и литературе. Публикация материалов, принципиально новых по содержанию и форме, в массовой печати сыграла особенно важную роль в изменении политических и мировоззренческих взглядов советских людей: газеты «Правда», «Известия», «Литературная газета», «Советская Россия», «Советская культура» и другие, еженедельные и ежемесячные общественно-политические и литературно-художественные журналы, программы радио и телевидения стали важнейшими средствами распространения новых сведений, фактов и оценок событий и деятелей советской истории, формирования на этой основе сдвига в общественном сознании в сторону критики, а затем и отрицания советского прошлого, реформирования социализма.

В это время  Россия нуждалась в обобщающем освещении  событий, углубленном анализе происходящего  в науке и литературе. Это и  дало жизнь новому типу тонкого иллюстрированного  журнала. Характер аудитории, к которой  обращается журнал, требовал своего специфического способа изложения и подачи материала: особого оформления текста на странице, наличия иллюстраций, умеренного объема статей при глубине анализа и  широте аргументаций.

Однако некоторые  исследователи, глубоко изучавшие  данную ситуацию, связывают этот «читательский  бум» не с внезапно выросшими читательскими  потребностями, а скорее с желанием «успеть» прочесть «дефицитную» книгу, о которой много говорят, «пока  опять не запретили».

В этот же период ярко проявился интерес и к  прежде не издававшейся философской, психологической, экономической литературе. В 1995 году философская и гуманитарная литература по числу изданных названий уступала только любовному роману и детективам (9,1% от общего числа названий), хотя средний тираж ее значительно меньше (16 тыс. экз.). Однако, вспыхнув, довольно быстро, к концу 1990-х годов интерес к подобной литературе угас.

Таким образом, проявившийся так ярко массовый читательский интерес к «новой» серьезной  литературе был весьма неустойчивым и довольно скоро сошел на нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Период перестройки в  России – это становления новой  медиасреды России и ее дальнейшей модернизации, переход «от закрытости к открытости общества или большей  его открытости путем дифференциации и усложнения структуры общества, которые существенно расширяют  свободу выбора и ответственность  субъектов в соответствии с усложнением  личности и возвышением ее потребностей» .

В период «перестройки» чтение журналов и газет, художественной, научной и т.п. литературы занимает весьма значительное место в чтении большинства читательских групп.

Период перестройки позволяет заметно смягчить цензурные запреты в России, становится толчком к началу борьбы  с книжным дефицитом в книгоиздании, предлагая читателю того времени более широкий ассортимент чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Барсенков, А.С. Введение в современную российскую историю 1985—1991 / А.С. Барсенков. – М. : Аспект Пресс, 2002. – (http://www.alleng.ru/d/hist/hist214.htm).

 

  1. Бутенко, И.А. Чтение 90-х годов: предмет раздумий, предмет исследований / И.А. Бутенко, Б.В. Бирюков // Homo legens. – М. : 1999. – (http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:7lUVBdBLf0kJ:www.rusreadorg.ru/issues/birukov/3.htm+%D0%A7%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5+%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B8&cd=4&hl=ru&ct=clnk&gl=ru).

Информация о работе Портрет читательской аудитории эпохи перестройки