Особенности языка СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:37, реферат

Описание

Массовая коммуникация – это один из видов общения. Общение же есть «не столько процесс внешнего взаимодействия изолированных личностей, сколько способ внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого, процесс, при помощи которого только и может осуществляться развитие общества – ибо это развитие предполагает постоянное динамическое взаимодействие общества и личности» (А.А. Леонтьев 1999, 21). Массовая коммуникация и является основным видом процессов общения в обществе, наиболее непосредственно связанным с его функционированием и развитием. Это основной механизм его саморегуляции.

Работа состоит из  1 файл

Психолингвистические особенности языка СМИ.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

Приведение примера: перенос общих свойств, приписанных  этнической группе или ее «типичным» представителям, на частный случай – человека или событие. Скажем, высказывается убеждение, что евреи  суть агентура в нашем обществе сионизма и масонства. Это убеждение тут же конкретизируется в обвинениях, адресованных конкретному лицу еврейского происхождения (Гусинскому, Березовскому, Лившицу).  

Расширение: негативное отношение к какой-либо отдельной  черте или признаку распространяется на все другие признаки и их носителей. Так, после того, как часть рынков Москвы оказалась под контролем группы этнических азербайджанцев, что повлекло за собой стабильно высокий уровень цен, резко изменилось к худшему отношение многих москвичей к азербайджанцам в целом и даже к «кавказцам» без различия их конкретной национальности. Впрочем, это был, по-видимому, спонтанный процесс, а не результат сознательной манипуляции сознанием реципиентов СМИ. Но постоянное упоминание в прессе и электронных СМИ о «кавказцах», «лицах кавказской национальности» и т.п. способствовало этому процессу и в какой-то мере провоцировало его.  

Атрибуция: реципиенту навязывается «нужное» причинно-следственное отношение. Так, почти после каждого  громкого террористического акта в  СМИ появляются упоминания о «чеченском следе», хотя в большинстве случаев такие сообщения не подтверждаются.  

В советское  время анализ приемов манипулирования  общественным сознанием был связан с разоблачением «буржуазной  пропаганды» и «буржуазной журналистики». Время показало, что аналогичные приемы манипулирования порой применяются и в деятельности российских СМИ, да и вообще в практике социально-ориентированного общения (обсуждения в Государственной Думе, публичные заявления отдельных политиков, митинговые речи и т.д.). Но серьезный профессиональный анализ этих приемов в последние годы не производился. Думается, что возвращение к данной проблематике могло бы сыграть важную роль в развитии демократии в России, обеспечении гласности, защите СМИ и журналистов от произвола власти и в то же время в защите общества от недобросовестного манипулирования общественной психологией со стороны отдельных лиц, политических и иных группировок.  

Список литературы 

Бернштейн 1977: Бернштейн  С.И. Язык радио. М.  

Дейк 1989: Дейк Т.А., ван. Язык, познание, коммуникация. М.  

Дридзе 1984: Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре  социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. М.  

Зарва 1971: Зарва  М.В. Слово в эфире. М.  

А.Н. Леонтьев 1968: Леонтъв А.Н. Я. Некоторые психологические  вопросы воздействия на личность // Проблемы научного коммунизма. Вып. 2. М.  

А.Н. Леонтьев 1975: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.  

А.А. Леонтьев 1999: Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е  изд. М.  

А.А. Леонтьев 1990: Леонтьев А.А. На экране – человек // Человек в кадре: Материалы научно-практической конференции. М.  

Понятия чести 1997: Понятия чести и достоинства, оскорбления и ненормативности  в текстах права и средств  массовой информации. М.  

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://genhis.philol.msu.ru

Информация о работе Особенности языка СМИ