Основные тенденции развития журналистики в США в 1800-1861 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:18, реферат

Описание

Периодическая печать Соединенных Штатов Америки – теперь уже свободного и независимого государства – продолжила свое развитие и в 1783–1833 годах. Указанные хронологические рамки охватывают пять десятилетий истории США как независимого государства, которые чрезвычайно важны для последующего развития страны. Причем американские историки особо выделяют 1783–1801 годы как ранний период американской истории, а последующие 1801–1833 годы определяют как средний период (к позднему периоду они относят 1833–1860 годы).

Содержание

1. Периодическая печать США в 1783–1833 годах……………………3

2. «Коммерческая революция» в газетной прессе Америки (1830–1840 годы)……………………………………………………………………….8

Работа состоит из  1 файл

Зарубежная жур-ка 1.docx

— 51.47 Кб (Скачать документ)

Однако  все эти первые попытки создания дешевых массовых газет не были успешными. Такие газеты, маленькие по размеру, убогие по содержанию, слабые в финансовом отношении, погибали, едва успев появиться  на свет. Но все-таки именно они проложили дорогу будущей новой по содержанию и успешной в экономическом отношении «пенни-прессе».

В ряду других особого упоминания достойна попытка Бенджамина Дэя издать газету «Нью-Йорк сан» («Солнце Нью-Йорка»), первый номер которой вышел 3 сентября 1833 года. Четырехполосная, небольшого формата, она стоила всего 1 цент. Это была первая в истории страны газета, тираж которой достиг фантастической цифры – 30 тыс. экземпляров (заметим: к началу издания «Нью-Йорк сан» глобальный разовый тираж всех нью-йоркских газет составлял всего 26,5 тыс. экземпляров).

Настоящую конкуренцию «Нью-Йорк сан» составила  в то время лишь новая ежедневная газета «Нью-Йорк геральд» («Нью-Йоркский вестник»), с которой и принято в первую очередь связывать газетную «революцию» 1830–1840 годов в американской прессе. Ее выдающуюся роль в истории американской периодической печати нельзя переоценить, а имя ее основателя, создателя и издателя Джеймса Гордона Беннета (1795–1872) окружено особым ореолом в истории журналистики США,

Выходец из Шотландии, Беннет начал издание «Нью-Йорк геральд» с капитала всего в 500 долларов, а в его редакции было только два стула. К 1839 году тираж газеты Беннета поднялся до 30 тыс. экземпляров, в 1855 году достиг 75 тыс., а в 1860 году – 77 тыс. экземпляров.

 «Нью-Йорк геральд» публиковала разную информацию: международную, национальную и местную, – серьезно расширив тематику публикаций. Беннет широко и постоянно получал материалы европейской печати, используя для этого изобретение Морзе (уже в 1848 году в «Нью-Йорк геральд» публиковалось 10 колонок телеграфных новостей). Он первым сообщил в своей газете об открытии золотых приисков в Калифорнии.

Во время  войны США с Мексикой 1846–1848 годов, в результате которой Соединенные  Штаты аннексировали у Мексики  Техас, Калифорнию и Нью-Мексико, увеличив тем самым свою территорию чуть ли не наполовину, Беннет посылал своих корреспондентов на этот театр военных действий. Надо сказать, что война с Мексикой и позже гражданская война в США 1860–1865 годов способствовали возрастанию интереса американской публики к информации. Начиная с «Нью-Йорк геральд» газеты шли на немалые дополнительные расходы, чтобы быстро получать военную информацию и оперативно сообщать ее читателям.

В «Нью-Йорк геральд» Беннет ввел финансовую рубрику, именовавшуюся им «денежной страницей», колонку писем читателей с их мнениями о публикациях газеты и освещаемых ею событиях. Редакционные статьи имели резонирующий и информативный характер и, как правило, отличались основательностью.

Однако  основные реформаторские усилия Беннета по радикальному обновлению сложившейся до него концепции американской газеты шли в ином направлении. «Пенни-пресса», созданная им, привела к возникновению нового экономического базиса для газет путем привлечения новых слоев читателей через выдвижение в газете на самый первый план «историй человеческого интереса и эмоций» (преступления, происшествия, скандалы в высшем свете, семейные драмы, религия, Уолл-стрит и т.п.), в чем, по его выражению, «человек лучше всего раскрывает свои фантазии и капризы». Основным жанром «Нью-Йорк геральд трибюн» был фактографический, так называемый реалистический, репортаж.

Большое и многообразное профессионально-журналистское  наследие Беннетта, одного из отцов массовой («народной») прессы США, всегда оценивалось историками американской журналистики, не говоря уже о современниках, отнюдь не только со знаком плюс. Так, газета «Нью-Йорк трибюн», назвавшая его в день смерти 3 июня 1872 года «коллекционером новостей», отмечала, что он был циничным, неустойчивым, пренебрегающим правилами и легко влияющим на мнение других своими собственными предрассудками4[5].

У газеты «Нью-Йорк геральд» появилось множество конкурентов и подражателей в самом Нью-Йорке («Америкен дейли адвертайзер» – «Американская ежедневная газета объявлений», «Джорнел коммерс» – «Коммерческая газета», «Нью-Йорк ивнингпост» – «Нью-Йоркская вечерняя почта», «Газетт энд дженерал адвертайзер» – «Газета и основные объявления»). Однопенсовые, типологически родственные «Нью-Йорк геральд» газеты появились также в других городах Америки («Дейли пенни пост» – «Ежедневная пенни-почта» в Бостоне, «Паблик леджер» – «Общественный гроссбух» в Филадельфии и др.).

Как видим, «газетная» или «коммерческая революция» не случайно началась и к третьей  четверти XIX века получила наибольший размах именно в Нью-Йорке, уже ставшим  крупнейшим экономическим и культурным центром Соединенных Штатов Америки.

Поскольку в 1830–1840 годах американские газеты вследствие происшедшей трансформации  в своей массе существовали благодаря  рекламе, ими уже тогда стали  управлять как торгово-промышленными  предприятиями, нацеленными в конечном счете на получение прибылей. Двухцентовые газеты, главное место в которых отводилось под «бульварные» новости, предлагали своим читателям, подобно восьмиполосной «Нью-Йорк геральд», четыре полосы редакционных материалов и четыре полосы платных объявлений, а в ряде случаев отводили рекламе три четверти всей печатной площади.

Противоположная «Нью-Йорк геральд» идея нашла свое воплощение в другой нью-йоркской газете, появление которой в 1841 году, несомненно, явилось крупнейшим феноменом американской газетной прессы первой половины XIX века. Речь идет о газете «Нью-Йорк трибюн»5[8]. Основатель этой газеты Гораций Грили, кстати, бывший сотрудник «Нью-Йорк геральд», отвергал журнализм в стиле Беннета, неотделимый от него сенсационализм, живописание преступлений и т.п.

Подлинная война Грили против Беннета велась прежде всего в редакционных статьях под флагом борьбы с аморальной и упадочнической прессой, защиты интересов общества и справедливости.

Газета  Грили (а с сентября 1841 года он начал  издание в качестве иллюстрированного  приложения к «Нью-Йорк трибюн» еженедельника «Уикли трибюн» – «Еженедельная трибуна», первого в истории американской периодической печати издания такого типа, что лишь подняло авторитет «Нью-Йорк трибюн» в глазах читателей, тираж его составил в 1860 году 200 тыс. экземпляров) стала начальной школой для целой плеяды впоследствии знаменитых американских журналистов (Ч.А. Дана, Г. Джарвис, Г. Реймондс, Д.У. Кертис).

Важнейшим вкладом «Нью-Йорк трибюн» в историю журналистики США явилось то, что она положила начало ее другой важнейшей типологической тенденции, став прототипом, или прамоделью, качественных газет США. Намного более серьезная и строгая, чем ее конкуренты, «Нью-Йорк трибюн» быстро нашла обширную аудиторию, в первую очередь в пуританских кругах Америки. Будучи одной из наиболее популярных в стране, едва ли не самой распространенной американской газетой, «Нью-Йорк трибюн» была близка к левому крылу основанной в 1854 году республиканской партии США – «вигам».

Сторонник идей Джефферсона, Г. Грили писал: «Долг государственного деятеля в том, чтобы уменьшать трения между классами и экономическими интересами»6[9]. Вместе с тем «Нью-Йорк трибюн», в отличие от «Нью-Йорк геральд», которая поддерживала южных плантаторов-рабовладельцев, выступала за ограничение или даже за отмену рабства американских негров, движение за освобождение которых она последовательно поддерживала. 

Имевшая большое политическое влияние в США (особо следует отметить влияние на американское общество редакционных статей самого Г. Грили), «Нью-Йорк трибюн» немало способствовала избранию Авраама Линкольна президентом США в 1860 году.

В отличие  от «Нью-Йорк геральд» и других подобных ей газет, одной из отличительных особенностей которых был политический консерватизм, «Нью-Йорк трибюн» являлась главным печатным органом либеральной Америки и имела социализирующий, просоциалистический характер. Она публиковала статьи Ш. Фурье и других социалистов-утопистов. Левее Г. Грили в редакционной коллегии «Нью-Йорк трибюн» стоял еще один ее влиятельный член – Чарльз Дана, проявлявший активный интерес к социалистическим учениям.

Осенью 1848 году Дана познакомился в Кельне с Карлом Марксом, ум и знания которого произвели на него сильное впечатление. Именно по инициативе Дана Маркс был приглашен сотрудничать в «Нью-Йорк трибюн» в качестве ее европейского корреспондента.

Говоря  о весомом вкладе в историю  американской журналистики «Нью-Йорк трибюн»7[10], отметим также, что эта газета впервые в американской прессе стала использовать жанр интервью и также впервые в Америке Грили ввел стереотипирование, до этого уже использовавшееся в Англии.

Важным  эпизодом в системе американской газетной прессы середины прошлого столетия стало появление в русле тенденции, проложенной Грили, газеты «Нью-Йорк таймс» («Нью-Йоркские времена»), первый номер которой вышел в свет 18 сентября 1851 года (первоначально она  называлась «Нью-Йорк дейли таймс»). Эта газета, отказавшаяся от эксцессов «репортажного» журнализма, привлекла внимание наиболее образованной части американского общества своей «качественностью» (многочисленность и разнообразие рубрик, высокий литературный уровень и т.п.). Ее основатель Г. Реймондс (умер в 1869 году) важнейшим залогом правдивости своей газеты провозгласил принцип независимости от различных партий. Как это было видно уже по редакционной статье первого номера, «Нью-Йорк таймс», с самого начала выступившая как последовательница «Нью-Йорк трибюн» Грили, поставила во главу угла просвещение, нравственность, индустрию и религию и писала об ответственности перед читателем – принцип, являвшийся краеугольным для Г. Грили и его издания.

Эпоха «коммерческой революции» в газетной прессе США памятна именами выдающихся издателей и редакторов, реформаторскую деятельность которых трудно переоценить. Беннет, Грили, Реймондс и другие титаны американской журналистики наложили печать своих ярких личностей на прессу, делая ее персональной и индивидуальной как никогда – ни до, ни после.

Сама  «коммерческая революция» происходила  в условиях бурной технологической  революции, по существу, охватившей все  важнейшие области американской жизни. 1830–1850 годы были периодом материального  и духовного прогресса США, подлинного коммерческого расцвета, предпринимательской  и промышленной активности, которые  опирались на институт частной собственности, конституционно рассматривавшийся как одно из незыблемых оснований самой американской цивилизации.

В 1840 году в стране издавалась 1631 газета, из которых на один Нью-Йорк приходилось 274. Ежедневных газет было уже 116, а еженедельников – 1000. О том, что это было десятилетие подлинного газетного бума, свидетельствуют цифры статистики: из насчитывавшихся в стране к 1850 году 2302 газет ежедневных изданий было уже 254, а еженедельных – 1902.

Развитию  массовой прессы чрезвычайно благоприятствовали технологические новшества, создавшие  предпосылки для удешевления, расширения распространения и усиления независимости  прессы. Здесь следует в первую очередь назвать изобретение  ротационной печатной машины (1846 год), двухрольной (1886 год), трехрольной (1897 год) ротации, использование телеграфных коммуникаций, особенно после прокладки в 1866 году трансатлантического кабеля.

Глубокие, фундаментальные изменения, касающиеся самих основ и путей своего функционирования, пережила газетная пресса США в рассматриваемый  период. До 1830 годов газеты были по преимуществу политическими, всесторонне зависимыми от партийных (политических) организаций  и их деятелей, адресовались они  узкому кругу «профессиональных» читателей: политическим деятелям, государственным  чиновникам, бизнесменам. Да и высокая  цена на газеты резко ограничивала их аудиторию. Типологически эти  ежедневные либо выходившие несколько  раз в неделю периодические издания  были, скорее, «газетами мнений» («вьюспейперс»), нежели собственно «газетами новостей» («ньюспейперс»). Таковыми изданиям американским газетам еще надлежало стать.

Резкое  удешевление цены на газету само по себе не решало всей проблемы. Несомненно, главным фактором бурного и ускоренного  развития американской прессы стало  развитие рекламы, и в этой стране она оказалась нужна острее, чем  в Европе. Тут мы имеем дело со взаимно обусловленной закономерностью: реклама вела к увеличению тиража, рекламодатели, со своей стороны, стремились как можно активнее привлекать потенциальных покупателей своих товаров через максимально большой тираж, через наиболее широкую читаемость газеты.

В поисках  все новых прибылей, необходимых  для предельно возможного удешевления  газеты, американская пресса вместе с  рассматриваемой «революцией» в  ее системе выходила на дальние подступы к «веку рекламы». Именно в США  реклама со временем приняла тот  вид, который в дальнейшем стал известен во всем мире.

Этот  коренной поворот к формированию, выработке нового типа газетного  издания выразился и во многом другом. Он как бы означал не отдаление  читателя от газеты как от передатчика  новостей в первую очередь, как информатора, а наоборот, приближение к ней.

Типы  изданий американской ежедневной прессы определялись в XVIII веке и в первые три десятилетия XIX века как «адвертайзер» («газета с объявлениями»), «коммершел» («коммерческая»), «меркентайл» («торговая»), что получало отражение уже в названиях различных газет. Казалось бы, это должно было уводить газету все дальше от основных новостных функций, делая ее прежде всего органом объявлений, платной рекламы. Между тем, как уже было показано, газеты США этого времени являлись в первую очередь партийными органами, политическими изданиями и представляли собою, скорее «вьюспейперс», нежели «ньюспейперс».

Информация о работе Основные тенденции развития журналистики в США в 1800-1861 гг.