Морально-этические проблемы современного развлекательного телевидения на материале телеканала «Перец»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание

Современное общество нуждается в постоянном потоке информации, для её получения человек использует различные средств массовой информации, в том числе и телевидение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3



1. СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ НОВОСТНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «ПЕРЕЦ»………………………………………………………...6

1. 1. Этические аспекты и нарушения этических норм при подготовке новостных материалов на телеканале «Перец»…………………………..….6

1.2. Психологическое воздействие на аудиторию телеканала «Перец»…......12

1.3. Юридические основы подготовки новостных сюжетов…………………16



2. ПРОГРАММЫ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «ПЕРЕЦ»………………….19

2.1. Типы сюжетов, источники информации, особенности новостных сюжетов телеканала «Перец»………………………………………………..19

2.2. Языковая специфика программ телеканала «Перец»………….…………22



ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………………...25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….27

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………….29

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..30

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 6 СЕМЕСТРаа.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

2. ВЫПУСК ПРОГРАММЫ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «ПЕРЕЦ».

 

2.1.                Типы сюжетов, источники информации, особенности новостных сюжетов телеканала «Перец»

 

     Вёрстка сюжета является одной из важнейших составляющих любых новостей. На телеканале «Перец» программы «С.У.П.», «Дорожные войны», «Чо происходит?» выходят ежедневно по будням в вечернее время, а также транслируется повтор минувших передач до обеда.  Выпуск программ составляет 30 минут, в среднем составляет 7-8 сюжетов.

     Выпуск программы традиционно состоит из нескольких тематически собранных разделов. Первым обычно выдается в эфир блок видеосюжетов и устной информации, относящихся к главным новостям дня, в первую очередь – имеющих сенсационный характер. Затем в разной последовательности могут выделяться в блоки официальные сообщения и другие новости дня. [5;27]

     Ярким примером послужит выпуск программы «Чо происходит?» за 31 мая 2012 года (см. Приложение А).

     Весь выпуск разбит на 3 блока, между которыми выдаётся трёхминутная реклама.   

     В передаче не предусмотрен ведущий в кадре, его место занимает диктор новостей. Программа начинается с приветствия диктора и краткого обзора выпуска. Вёрстка выпуска совершенно не отвечает параметрам новостей о происшествиях. Обычно на первый план ставят новости о главных событиях, что больше заинтересует зрителя, далее следует блок сюжетов на негласные темы,  в дальнейшем все остальные, в том числе и нейтральные сюжеты, для того, чтобы сгладить негативные эмоции, полученные в начале выпуска. В программе «Чо происходит?» сюжеты расположены в хаотичном порядке, не разбиты на определенные группы. Начинается выпуск с сюжета о травматическом ранении, всё обыграно в виде курьёзного случая, с применением агрессивной лексики и слэнга. Далее следует сюжет о ДТП, в котором погибли люди: диктор не много сбавил голос, но экспрессивная лексика и чувство шутки над горем людей присутствует, что, несомненно, вызывает негативную реакцию у обыденных зрителей. Далее сюжет о задержании наркодиллера, где также не учитывается специфика подачи такой информации, т.к. показаны лица преступников, в том числе несовершеннолетних, освещаются цены на наркотики и где их достают зависимые люди, что категорически нельзя делать. Далее ряд сюжетов о ДТП и задержании водителей, где также совершенно много ошибок.

     По словам создателей, программа «Чо происходит?» является своеобразным ироническим обзором криминальных новостей, но по факту программа лишь освещает происшествия в темном свете, за которыми не следует ни какого вывода, а лишь негативные эмоции и «шокирование» зрителя. В качестве заключающих сюжетов предлагается использовать репортаж, также возможно в юмористической форме, включающий в себя уроки обороны при нападении или рассказ диктором памятки мер предосторожности во избежание ЧП и необратимых последствий. Таким образом, программа будет нести полезный и обучающий характер, а также нести позитивный юмористический настрой, тем самым, привлекая зрительскую аудиторию.

     Сюжеты в новостях бывают разных видов. Предваряющий сюжет делают до наступления события, он  анонсирует это событие. Такой сюжет создает настроение ожидания,  позволяет людям узнать о том, к чему им следует готовиться.  Существуют также сюжеты реального времени, то есть о чем-то, что происходит сегодня. И третий тип - это продолжающий сюжет, то есть сюжет по результатам какого-то события. [2; 99]

          В программе «Чо происходит?» на канале «Перец» корреспонденты используют сюжеты реального времени, а также продолжающие сюжеты, как следствие.

     Для того чтобы заполнить выпуск новостей различными сюжетами, необходимо иметь многочисленные источники информации. В редакции телеканала «Перец» используют такие источники как пресс-отделы полиции, МЧС, пожарной службы, другие СМИ, свидетельства очевидцев, любительские видео- и аудио- записи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.                Языковая специфика программ телеканала «Перец»

 

     Телевидение самое популярное средство массовой информации, т.к. зритель не только слышит информацию, но и может непосредственно наблюдать за происходящим на экране. При работе с новостными выпусками необходимо учитывать, тот факт, что аудитория воспринимает сюжеты не только визуально, но и звуковое оформление. Поэтому обязательно журналистами при монтаже выпуска должна учитываться языковая специфика.

          Текст криминальных выпусков несколько отличается от текста обычной информационной программы. Большая часть информации - это хронологическое повествование о происшествиях.  Журналисты пользуются при создании репортажа в основном таким жанром публицистики, как заметка. Для телевизионного эфира нужно писать без использования сложных речевых конструкций и по возможности заменять длинные слова более простыми для чтения синонимами. Текст криминального сюжета не должен включать в себя слов с яркой эмоциональной окраской, также слов несущих агрессивный и экспрессивных характер, т.к. такие слова могут негативно воздействовать на психику людей. Эти правила ставят перед корреспондентом три задачи. Первая – написать информацию для чтения в эфире. Вторая - сохранить нейтральность сообщения. Третья – вдохнуть в него жизнь. 

     Сюжет не следует начинать со слов: "Как и следовало ожидать…", "Удивительным образом…", "В продолжение вчерашнего репортажа о…". Также не стоит начинать сюжет с имени неизвестного или малоизвестного человека.

     В первом предложении материала не использовать слово "вчера", "еще один", "еще раз" (сюжет должен быть интересен сам по себе). Очень важно не делать фактических ошибок при написании текста. Кроме того, новости нельзя назвать хорошими или плохими – это может вызвать негативную реакцию у части телезрителей. [9;144]

     Не менее важным аспектом является голос и интонация подачи текста.

     Одна из задач, которую решает корреспондент своим выходом в эфир – убедить зрителя в правоте той информации, которая заложена в сюжет. Отсюда самым естественным образом следует, что неуверенное поведение корреспондента, неуверенные интонации в голосе мало способны убедить зрителя в вашей правоте.[5;59]

     Создатели программы «Чо происходит?» и «Хреновости» позиционирует проекты, как сводку самых веселых и жестких новостей России. Разница между заурядной криминальной нарезкой и «Чо происходит?» — ироническая подача. Но порой корреспонденты злоупотребляют жесткостью информации и количеством шуток, от которых совсем не смешно.

     Анализируя мнения людей на одном из Интернет-форумов канала «Перец» (см. Приложение В.), можно сделать вывод, что большинство аудитории не довольно жесткой спецификой канала, а именно языковым оформлением сюжетов в новостных программах. Большое количество жалоб на недостоверность фактов, огромное количество сцен секса и насилия,  не точность  высказываний, применение нецензурной лексики, и большое количество слэнга. Также участники форума отмечают наличие в сюжетах оскорблений и проявление не политкорректности (к примеру, часто лиц без определенного места жительства в сюжетах называют «бичами», «алкашами», «забулдыгами» и «нарколыгами»). Все эти замечания свидетельствуют о не профессионализме репортеров, недостаточно развитом языковом чутье, не знании прав и обязанностей журналиста и о нарушении морально-этических норм. Чрезмерное употребление разговорной лексики слэнга буквально «режит слух» даже не компетентным зрителям.

     Ярким примером не учета языковой специфики служит эфирный текст сюжета «Травматическое ранение» (см. Приложение Б).

     Текст небольшого объёма, указана хронология события, в предложениях не используются сложные конструкции. Текст слишком экспрессивный для восприятия аудитории, об этом свидетельствует наличие таких слов как «жесть», «вечерина», «мобила», «тупость», «физиономия», и т.д. Данных слов с ярко-выраженной экспрессивной окраской следует избегать. Текст несет агрессивную окраску, выражения такие как, «разоблачителю посчупать физиономию», «обнаружилась бита из темы «дубьё» не рекомендуют использовать на телевидении. Можно сделать вывод, что данный сюжет свидетельствует о профессиональной непригодности журналистов, и не знании ими моральных норм и правил работы с эфирными текстами в целом. В данном тексте журналистом допущены стилистические ошибки, обнаруживающие недостаточно развитое языковое чутье, а именно погоня за красивостью (немотивированное употребление  выразительных средств), смешение разностильной лексики, немотивированное употребление нелитературной лексики, чрезмерное употребление слэнга и разговорной лексики.

     Таким образом, чтобы выпустить качественный развлекательный продукт, необходимо учитывать многие факторы – порядок подачи материалов при верстке программы, звуковое оформление передачи, языковые особенности текстов, учтение всех норм и правил при обработке информации. Каждый из этих моментов должен гармонично дополнять друг друга, чтобы конечный продукт был приятным для восприятия и не оставлять негативных осадков у зрителей.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Выпуск информационной программы, как и любой информационный выпуск, является сложной целостной системой, и имеет ряд специфических особенностей.

    Для соблюдения морально-этических норм необходимо учитывать все этические, психологические и юридические аспекты. Для этого журналисты должны знать элементарные правила, прописанные в различных документах, таких как Настоящая Хартия телерадиовещателей, придерживаться статьям из закона о СМИ, и учитывать специфику взаимодействия аудитории и телевидения.

     Также журналистами должны учитываться элементы монтажа «кровавых сюжетов». Журналистам следует: показывать в эфире только накрытые тела погибших людей, не показывать лица преступников и должностных лиц, не делать собственных обвинений в сторону участников преступления, не показывать несовершеннолетних, показывать фотографии погибших людей исключительно сделанные до гибели, не показывать следы преступления, сцены насилия, эротические и развратные сцены. Рекомендуется создать памятку для всех журналистов в редакции телеканала, при учете которой в эфир будут выходить только правильные и безопасные программы, не влияющие на психику людей. Журналист должен помнить, что он делает репортажи о людях и для людей, в том числе зрительская аудитория может включать в себя родных и близких журналиста, стоит задуматься, а не станут ли такие новости поводом для депрессии и психического расстройства смотрящих? Поэтому, работая с информацией о преступлениях и нарушениях, стоит помнить о последствиях и возложенном долге  перед зрителями.

     Журналист, работающий на местах преступлений, должен знать свои права и обязанности, поэтому рекомендуется брать на работу только тех специалистов, которые имеют опыт работы и юридическое образование. Но, к сожалению, большинство телекомпаний не обращают на этот момент внимания, в итоге журналисты допускают существенные ошибки, которые могут привести к необратимым последствиям, вплоть до судебного разбирательства.

     Очень важным аспектом при подготовке развлекательных новостей является языковая специфика подачи данной информации. Не следует использовать сложных речевых конструкций, т.к. это мешает восприятию информации зрителем. Яркие сравнительные обороты также использовать не рекомендуется, т.к. в телевизионном сюжете яркость сообщению предает картинка, а не текстовое оформление. Особое внимание следует уделить эмоциональной окраске эфирного текста: не следует использовать разговорную лексику, и слова несущие экспрессивный характер, рекомендуется сохранять нейтральность текста, что не будет нести в себе негативных отблесков.

     Знание юридических и этических норм сотрудниками, профессионализм репортеров – вот основные слагаемые успеха работы телеканала и сохранения морально-этической традиции. В результате, выпуски программ с пародийными новостями будут актуальными, развлекательными, информативными и главное безопасными для аудитории России.

     Телеканал «Перец» несомненно, имеет свой стиль подачи информации, но зачастую наблюдается пренебрежение всеобщими правилами, в следствие чего телекомпания теряет рейтинги и качество выпускаемой продукции.

Решение поставленных задач позволяет обобщить знания о процессе выпуска развлекательных программ, а также особенности подачи информации с соблюдением морально-этических норм, что в дальнейшем пригодится в работе в средствах массовой информации.

 

 

 

 
Список используемой литературы

 

1.

Богомолов, Н. Н., Психология печати, радио и телевидения./Н.Н. Богомолов. – М; 1991. – 193 с.

2.

Брайант, Д.,  Томпсон, С. Основы воздействия СМИ./ Д. Брайант.- М., 2004.

3.

Васильева, Л. А., Делаем новости!/Л.А. Васильева. - М.: Аспект-пресс, 2002. -190 с.

4.

Дондурей Д. Развлекательное ТВ: шутки в сторону// Телевидение: режиссура реальности/Сост. Д. Дондурей. М.: Искусство кино. 2007. С. 355

5.

Донцова, А.И., Засурский, Я.И., Матвеева, Л.В., Подольский, А.И. Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2-х т. Т.1: Телевизионные и рекламные коммуникации./ А.И. Донцова.-М., 2002.

6.

Дугин, Е.Я., Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ./Е.Я. Дугин. – М.: Знание, 1982. – 112с.

7.

ЗАКОН РФ "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ" (Закон о СМИ) от

27.12.1991 N 2124-1/ режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/smi/

8.

Князев, А.А., Основы тележурналистики и телерепортажа./А.А. Князев.- М.: Изд-во КРСУ, 2001. - 160 с.

9

Кузнецов, Г.В., Как работают журналисты ТВ. Учебное пособие./Г.В. Кузнецов. - М.: Изд-во Московского университета, 2000. - 224 с.

10.

Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика./Г.В. Кузнецов. - М.:   Изд-во   МГУ; «Высшая   школа», 2002.  -  304с.

11.

Официальный сайт телеканала перец/ режим доступа: http://peretz.ru/

12.

Поздняков, Н.К., «Информационная телепередача»./Н.К. Поздняков. - М.: Искусство, 1998. - 158с

13.

Стенли, П., Телевизионный репортаж. Практическое пособие для профессионалов./П. Стенли. - М; 1997. - 87с.

14.

Цвик, В.Л., Телевизионная мозаика. Сборник статей. Выпуск 3. Учебное издание./В.Л. Цвик. - М.: НИАНО "Институт истории и социальных проблем телевидения", 1998.- 148 с.

15.

Юровский, А.Я., Телевизионная журналистика: Учебник./А.Я. Юровский. - М.: Изд-во МГУ, 1994. – 225с.

16.

Фэнг, И., Теленовости, радионовости./И. Фэнг. – М; 1997.  – Режим доступа: http://evartist.narod.ru.

Информация о работе Морально-этические проблемы современного развлекательного телевидения на материале телеканала «Перец»