Место газеты «Дайджест-пресс» в системе СМИ Таджикистана и составляющие ее популярности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 08:59, дипломная работа

Описание

Газета – первое, старейшее средство массовой информации. На протяжении более четырех столетий ее истории она, наряду с журналом, оставалась незаменимым источником информации для многих миллионов людей. С ускорением технического прогресса сама она и ее положение в обществе серьезно изменились. Двадцатый век принес человечеству несколько новых средств массовой информации. В начале века, с изобретением Поповым и Маркони радио, монополия газеты была нарушена.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

   Тема  дипломной работы:

Место газеты «Дайджест-пресс» в системе СМИ  Таджикистана и составляющие ее популярности 
 

   Глава I.

   Дайджест-пресс» - образец массового  издания 

         Газета – первое, старейшее средство массовой информации. На протяжении более четырех столетий ее истории она, наряду с журналом, оставалась незаменимым источником информации для многих миллионов людей. С ускорением технического прогресса сама она и ее положение в обществе серьезно изменились. Двадцатый век принес человечеству несколько новых средств массовой информации. В начале века, с изобретением Поповым и Маркони радио, монополия газеты была нарушена. Радиостанции разносили информацию по всему миру с оперативностью, которая была недостижима даже для ежедневной газеты. А с изобретением в конце века телевидения люди получили возможность не только оперативно узнавать о событии, но и увидеть его на телеэкране. Достижение газетой эффекта сиюминутности – передачи информации о событии в момент его свершения – было, понятно, невозможно. Сначала радио, а затем телевидение поочередно стали важнейшими средствами массовой информации. Наконец, в конце века, с приходом новых технологий, электроники и Интернета, появились сетевые периодические издания, раскрывшие неизвестные прежде возможности производства и получения информации. Возникла система средств массовой информации.

         С развитием этой системы участились предсказания неизбежности исчезновения старых – печатных периодических  изданий. Специалисты, в частности - канадский исследователь телевидения Маклюэн и другие, заявили, что газета обречена, и ей не выжить. Предсказания эти, однако, не оправдались. Газета не умерла, она сумела приспособиться к новой ситуации. С изменением условий ее существования она сама изменилась, показав гибкость и способность приспособления. Усилился процесс специализации газеты: кроме издания для всех появилось множество газет для различных социальных групп и институтов, для специальной аудитории. Это привело к изменению концепции газеты как печатного средства массовой информации и модели каждого издания. Совершенствование технической базы, ускорение сбора и передачи информации, использование новых методов распространения позволило убыстрить доставку газеты ее читателям. Она нашла свое новое место в системе СМИ, успешно восполняя то, что не могли предоставить читателям другие средства массовой информации.

     Не  будучи в состоянии конкурировать  с телевидением и радио в сообщении  оперативных новостей, газета сосредоточилась  на их комментировании, на первичном  анализе ситуаций и проблем и прогнозировании их развития. К непрерывному потоку оперативной информации, поставляемой телевидением, радио и сетевыми изданиями, газета присоединяет порционную информацию, получаемую читателями через определенные промежутки времени, и сопровождает ее аналитическим комментарием. Она всегда существует в потоке времени, расставляя в нем своими номерами памятные столбы. Газета – зеркало своего времени, с которым движется и развивается. Не случайно, изучая какой-либо период истории, исследователи обращаются к комплектам газет в поисках на их страницах информации о фактах, событиях, выступлениях, характеризующих время, которое их привлекает. Газета сохраняет аромат времени, которое она отображает.

     Это связано с важнейшим ее преимуществом  по сравнению с другими СМИ – с материальностью бумажного листа. Бумага, на которой напечатана газетная информация, а в будущем другие материальные заменители бумаги, обеспечивает долговременную сохранность содержания номера печатного периодического издания. Газету можно прочитать полностью или частично, сложить ее, спрятать в стол или в портфель и принести домой и там дочитать ее до конца. Номер газеты можно передать для чтения родным или соседу, положить его в архив и перечитать через любое время, пока он сохраняется. Его можно переслать по почте товарищу и потом получить его тем же путем обратно. Подобного эффекта «отложенного чтения» пока невозможно добиться ни на телевидении, ни на радио. Можно, конечно, сохранять пленки с теле- или радиозаписью, но для ее воспроизведения требуется соответствующая аппаратура. То же относится и к сетевым изданиям. С этим же связано и другое преимущество газеты: для получения содержащейся в ней информации не требуется никаких дополнительных приборов или иных устройств – радиоприемника, телевизора или компьютера. Она удобна в использовании, воспринимается «сама по себе» – полностью или частично, в результате просмотра заголовков публикаций или последующего чтения текстов. К тому же газета содержит всю информацию, которая может быть воспринята читателем: он сам определяет характер и темп чтения газеты. Это возможно также при обращении к сетевому изданию, но исключено при обращении к телевидению или радио, где темп передачи информации задается диктором или редактором.

     У каждого средства массовой информации сейчас сохраняется свое место в их системе, свое предназначение. Вместе они производят комплексное, объединенное воздействие на человека и массовую аудиторию.

         В отличие от телевидения  и радио, которые начинают вещать, стоит только нажать на пульте кнопку "пуск", за газеты нужно платить. Это очень важный и в принципе определяющий роль печатных СМИ в современном обществе момент. Ведь на телевизионный пульт мы привыкли жать почти автоматически-пришли с работы и включаем. Радио вообще может работать беспрерывно, выполняя роль некоего информационно-музыкального фона, как на службе, так и дома. Покупка же газеты - сознательный поступок человека, потянувшегося за новостями и вообще - за свежей информацией на экономические, политические, спортивные, культурные и так далее темы. И главное, готового за эти новости выложить определенную сумму денег. Именно по этой причине газетный читатель считается существом иного порядка, нежели телевизионный либо радиослушатель. Покупая ту или иную газету, он делает СОЗНАТЕЛЬНЫЙ выбор, а значит, по идее, способен не только тупо воспринимать льющуюся на него информацию, но и уметь или, по крайней мере, пытаться ее анализировать. Следовательно, и сотрудники печати, чувствуя более высокий интеллектуальный уровень своего потребителя, должны ощущать некое превосходство над коллегами по общежурналистскому цеху и выдавать (или, по крайней мере, стараться) печатный продукт гораздо более высокого качества.

     Для современной газеты в Таджикистане как социального института характерна двойственность его статуса и роли. С одной стороны, газета, как и другие средства массовой информации, - это институт, созданный для информационного обслуживания общества или какой-то его части. Но с другой стороны, с возникновением в нашей стране информационного рынка, газета и ее редакция – это предприятие, деятельность которого нацелена на получение прибыли. В зависимости от превалирования той или другой цели определяется тип издания. Для части газет главной задачей остается информационное обслуживание их читателей. Но решить эту задачу редакция такой газеты может, лишь получая прибыль и, обеспечив себе финансовую базу, путем самофинансирования или с помощью других источников финансовых средств. Для других газет важнейшей задачей становится получение прибыли и ее возрастание. Однако решить ее они оказываются в состоянии, лишь поддерживая высокий профессиональный уровень своего информационного продукта. Эта взаимосвязь и противоречия целей и задач, стоящих перед той или иной газетой, сказываются как на структуре ее редакции и организации ее деятельности, так и на самом издании – его характере, позиции, содержании и форме его публикаций.

     Нельзя  не отметить и тот факт, что любой  материал в газете подается не просто так. Он обязательно реализован в  определенном публицистическом жанре. Это - одна из форм отражения объекта, жизненной ситуации, факта, одна из форм воплощения определенной идеи, мысли. При этом творческая личность в рамках определенного жанра всегда накладывает на публицистический материал свою неповторимую индивидуальность.

    Формирование  жанров было вызвано практической потребностью. Когда появилась первая печатная газета «Ведомости», то ее назначение - сообщать самые свежие новости - определило и жанровое ее своеобразие - информационность. Некоторые из материалов сообщали известия в краткой форме (заметка), другие содержали развернутое описание произошедшего (отчет) или более эмоционально передавали наиболее важные детали события (репортаж). Аналитических материалов в «Ведомостях» еще не было, - они сформировались из более поздней потребности разобраться в причинах происходящего.

     Круг  общественных проблем, оказывая влияние  на формирование жанрового многообразия публицистических материалов, диктует  и перемены в уже сложившихся  жанрах. Жанры не стоят на месте, они постоянно развиваются и обогащаются.

     Любой жанр всегда представляет собой органическое единство содержания и формы, где приоритет всегда принадлежит содержанию, идее. Содержание, фактическое документальное наполнение в журналистике главное. Но оно, в свою очередь, определяет проблему и характер, форму и объем публицистического выступления. И поэтому каждую публикацию следует рассматривать в единстве специфических свойств его содержания и формы. Но чтобы правильно понять сложившуюся сейчас жанровую систему печати надо знать и историю формирования средств массовой коммуникации, и причины, заставлявшие их развиваться именно так, а не иначе.

     Так по каким же признакам принято  классифицировать жанры?

     Прежде  всего, обращают внимание на предмет познания, на отображение объекта публицистом.

     Вторым  признаком выделяют конкретное назначение материала.

     Третий  признак связан с широтой освещения  действительности и масштабами выводов  и сообщений.

     Немаловажное  значение в классификационных признаках  занимает и определение характера литературно-стилистических средств, используемых в материале.

     И, наконец, размеры материала на газетной полосе.

     Для того чтобы не ошибиться в определении  жанра, нужно обратиться ко всем этим признакам в совокупности, а не рассматривать каждый из них в отдельности.

     Если  все публицистические материалы  разобрать по этим признакам, то можно  выделить три основных родовых группы.

     Информационные - заметка, интервью, отчет, репортаж –  объединяет между собой событийный повод для выступления. Они, как  правило, оперируют простой, первичной информацией и идут по горячим следам события. Поэтому главная их цель - оперативно сообщить о факте, событии, явлении. В числе определяющих признаков информационных жанров, прежде всего, выделяется новизна.

     Аналитические - статья, корреспонденция, версия, комментарий, журналистское расследование, открытое письмо, обозрение, обзор печати, рецензия - объединяет глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов журналист проводит анализ-синтез социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.

     Художественно-публицистическим - зарисовке, беседе, исповеди, очерку, фельетону, памфлету, пародии, эпиграмме, публицистической сказке, публицистическому рассказу - свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом.

     Таким образом, можно сказать, что информационные материалы - констатируют, аналитические - осмысливают и обобщают, художественно-публицистические - типизируют реально-документальную действительность.

     Журналисты  в соответствии с типом своих  изданий, как правило, пишут материалы, ориентированные на определенные слои читательской аудитории. Поэтому специалисты делят журналистские материалы на интегрирующие, интересные для всех, и дифференцирующие, предназначенные для специальной аудитории. В конечном итоге они различаются уровнями познания действительности.

     Сегодня влияние печатных изданий, в частности газеты, носит всеохватывающий характер, по мнению исследователей, от них зависит технологический, социальный прогресс государства, место в мировой экономике и экономическая конкурентоспособность страны, эффективная реализация роли в международном распределении труда, развитие демократических институтов. Все это сопровождается становлением нового мировоззрения, новой мировой культуры. Здесь печатные СМИ выступают в качестве одного из основных социализирующих институтов, в качестве наиболее доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности, гражданина, по глобальному воздействию информационных технологий на личность и формирование ее мировоззрения. В наше время они оказывают огромное психологическое влияние на сознание и подсознание человека.

Информация о работе Место газеты «Дайджест-пресс» в системе СМИ Таджикистана и составляющие ее популярности