Массовая информация и информационная безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 14:14, реферат

Описание

Средства массовой информации в информационном обществе. Государство и СМИ: основы политических и правовых взаимоотношений. Становление гражданского общества в Российской Федерации и средства массовой информации. Государственная политика и механизм обеспечения информационной безопасности России: метод доктринального подхода.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 52.00 Кб (Скачать документ)

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 

Реферат на тему:

Массовая  информация и информационная безопасность России 
 
 
 
 
 

Выполнила: Дьяченко Е.С.

Проверил: Бусленко Н.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2010

Средства  массовой информации в информационном обществе

Российское общество надо воспринимать как исторически конкретную систему общественных отношений со стабилизирующимся производством, рыночным распределением и обменом продуктов и сырьевых ресурсов, особенностями общественного сознания, характерного для государственного устройства. Под информационным обществом понимается общество с высокой степенью компьютеризации населения, имеющего возможность выхода в Интернет. Создание информационного общества позволяет решить такую важнейшую задачу информационных отношений, какой является доступ к социально значимой информации, так как «информационное общество предполагает не только резкое увеличение интенсивности информационных потоков и средств подачи информации, но и изменение социальных отношений в обществе». 
 

Государство и СМИ: основы политических и правовых взаимоотношений.

Как социально-политический институт СМИ занимают в государстве  особое место – фактически не обладают ни властными, ни правленческими полномочиями, однако, формируя общественное мнение и управляя им, СМИ воздействуют, влияют на политические решения, предают гласности повседневную деятельность государственных органов и организаций, формируют политическое сознание и политическую культуру граждан, участвуя в решении общегосударственных политических задач.

Средства  массовой информации – специфический  субъект политики так как: а) не обладает полноценной властью, какой обладают законодательные, исполнительные и  судебные органы, они лишены возможности  принимать решения, которые исполняются  в обязательном порядке согласно конституционным полномочиям, законам, и не могут применять принудительные санкции к тем, кто эти решения игнорирует или нарушает; б) СМИ не наделены полной свободой, их деятельность ограничивается не только законодательно, их свобода выражения мнений зависит от финансовых, идеологических или иных условий; в) система СМИ постоянно подвержена направляющему воздействию основных субъектов политики.

Обеспечение информационной безопасности личности, государства и общества возможно путем прогнозирования и ограничения негативных последствий от воздействия СМИ. Общество и само государство стримится ослабить зависимость СМИ как от институтов власти, так и от других сил, преследующих в том числе политические интересы. Происходит это в первую очередь законодательным путем: прямая экономическая поддержка, создание налоговых и таможенных льгот. Государством с этой целью создана организациооно-административная структура СМИ, которая постоянно совершенствуется. В нее входит министерство печати, теле-, радиовещания и средств массовой коммуникаций, региональные управления, департаменты по делам печати, теле-, радиовещания при администрациях субъектов Российской Федерации. Эти органы регистрируют, лицензируют вновь образующиеся издания, электронные СМИ, организуют деятельность «реестровой» прессы на основе действующего законодательства, не вмешиваясь в их информационную политику.

СМИ являются эффективными инструментом управления конфликтными ситуациями в политической жизни общества. СМИ вместе с властью конструируют и новую социальную реальность, и новые социальные отношения. Власть не сможет существовать, если ключевые слова, выражающие социальные перспективы, не будут постоянно звучать в массовых масштабах. Политологи признают за СМИ качества мощного средства духовного и политического воздействия на сознание и поведение людей. От индивидуума, получающего политическую информацию не в процессе разнообразного общения, как это было раньше, а практически один на один со СМИ, требуется интеллектуальная работа по ее осмыслению, что активизирует его сознание, развивает критическое мышление, вырабатывает собственную политическую позицию. 
 

Становление гражданского общества в Российской Федерации и средства массовой информации.

      Реализовать в полной мере и во благо народа возможности демократического, федеративного, правового государства, каковым провозглашена Россия, возможно лишь в том случае, когда в стране наряду с органами государственной власти будут сформированы действующие структуры общественного самоуправления, способные не только решать локальные задачи культурно-хозяйственной жизни граждан, но и осуществлять конституционное предназначение народа, как носителя и источника власти.

      СМИ выступают самостоятельной частью как гражданского общества, так и  структурной единицей государственного устройства, независимо от правового положения отдельных изданий или теле-, радиокомпаний, государственные они или независимые, частные, акционерные и др. но рациональнее всего, исходя из их объективного положения, рассматривать СМИ в качестве посредника между государством и гражданским обществом. СМИ могут и призваны подвергать на основе законодательного положения о праве граждан «на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций», определенной общественной экспертизе деятельность государственных структур, отдельных должностных лиц.

       По  закону журналист – это лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений  и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации.(Закон о СМИ, ст.2, ч.10) и в этом состоит его общественный долг. Журналистика – есть школа гражданского поведения, корректировки и развития демократии как таковой. В гражданском обществе пресса функционирует и как инструмент реализации публичности власти и как способ выражения воли граждан.

       Исходя  из постулата о гражданском обществе как открытом информационном обществе, вопрос о создании правовых, этических  мерах создания информационной безопасности граждан, государства и всего общества не снимается, а приобретает новую сущность, актуальность. 
 

       Государственная политика и механизм обеспечения информационной безопасности России: метод доктринального подхода.

       Доктрина  информационной безопасности РФ –  единый документ, служащий комплексным изложением государственного подхода к созданию системы информационной безопасности РФ. 9 сентября 2000 года документ подписал Президент России. Документ получил политико-правовой статус, на основе которого предполагается создание государственной программы, содержащего методологию вопроса, механизм обеспечения информационной безопасности страны, основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности РФ, организационную основу системы информационной безопасности России.

       В доктрине формируются три группы интересов в информационной сфере:

       А) интересы личности: реализация конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность;

       Б) интересы общества: обеспечение интересов личности в этой сфере, упрочнение демократии, создание правового социального государства, достижение и поддержание общественного согласия, в духовном обновлении страны;

       В) интересы государства: создание условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

       В Доктрине сформулированы виды угроз  информационной безопасности России, которые подразделены по своей направленности на 1) угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию; 2) угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ; 3) угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; 4) угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

       В Доктрине (гл.1, п.3) приводится перечень существующих источников угроз информационной безопасности РФ, которые подразделяются на внешние и внутренние.

       К внешним источникам относятся: деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере; стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;   обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами; деятельность международных террористических организаций; увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;  деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;  разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

         К внутренним источникам относятся: критическое состояние отечественных отраслей промышленности; неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере; недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная  правоприменительная практика; неразвитость институтов гражданского общества и  недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России; недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации; недостаточная экономическая мощь государства; снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности; недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан; отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.

       Вторая глава Доктрины посвящена методам обеспечения информационной безопасности РФ, которые подвергнуты строгой классификации, общие (правовые, организационно-технические, экономические), особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни (экономики, внешней политики, науки и техники, духовной жизни, общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах, обороны, правоохранительной и судебной сферах, в условиях чрезвычайных ситуаций).

       В третьей главе изложены основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности РФ, ее принципы, первоочередные мероприятия по ее реализации.

       Глава четвертая Доктрины содержит организационную  основу системы обеспечения информационной безопасности РФ, состоящую из основных функций системы безопасности и основных элементов организационной основы системы ее обеспечения.

       Таким образом, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации – это достаточно стройный документ, системно излагающий одно из направлений внутренней и внешней политики, включающее как методологию, так и методику реализации политики в сфере информационной безопасности страны.

Информация о работе Массовая информация и информационная безопасность России