Марксизм о свободе печати

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:04, реферат

Описание

Над проблемой свободы слова размышлял ещё греческий государственный деятель и оратор Демосфен (ок. 384-322 до Р.Х.), который сказал, что лишение человека права свободно говорить представляет собой величайшее бедствие.
Свобода печати состоит в том, чтобы не быть промыслом. Всей своею жизнью Карл Маркс подтвердил то, чего он требует от писателя: чтобы работа писателя всегда была самоцелью и менее всего средством для него и других - настолько, что когда это нужно, писатель приносит в жертву ее существованию свое личное существование.

Содержание

§1. Что значит «свобода печати»?...............................................................3
§2. "Новая Рейнская Газета" (Neue Rheinische Zeitung)…………………5
§3. Маркс и проблема свободы печати…………………………….……..8
§4. Ленин о свободе слова………………………………………………..12
Список использованной литературы………………………………….…15

Работа состоит из  1 файл

Марксизм о свободе печати.docx

— 34.68 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

§1. Что значит «свобода печати»?...............................................................3

§2. "Новая Рейнская Газета" (Neue Rheinische Zeitung)…………………5

§3. Маркс и проблема свободы  печати…………………………….……..8

§4. Ленин о свободе  слова………………………………………………..12

 

Список использованной литературы………………………………….…15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Что значит «свобода печати»?

 

Свобода слова — право  человека свободно выражать свои мысли. В настоящее время включает свободу  выражения, как в устной, так и  в письменной форме (свобода печати и средств массовой информации).

Над проблемой свободы  слова размышлял ещё греческий  государственный деятель и оратор Демосфен (ок. 384-322 до Р.Х.), который сказал, что лишение человека права свободно говорить представляет собой величайшее бедствие.

Свобода печати состоит в  том, чтобы не быть промыслом. Всей своею  жизнью Карл Маркс подтвердил то, чего он требует от писателя: чтобы работа писателя всегда была самоцелью и  менее всего средством для  него и других - настолько, что когда  это нужно, писатель приносит в жертву ее существованию свое личное существование.

Проблема свободы печати и журналистской деятельности является одной из важнейших как в теоретическом, так и в практическом плане. Стремление к свободе - неотъемлемое право каждого журналиста, для реализации которого нужны юридические гарантии, правовое обеспечение свободы, ее защита от посягательств тех или иных политических сил, в том числе и властей.

Право свободы слова упомянуто  в ряде международных и российских документов.

В статье 19 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек  имеет право на свободу убеждений  и на свободное выражение их; это  право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений  и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных  границ».1

В статье 10 Европейской Конвенции  о защите прав человека и основных свобод содержится аналогичная норма: «Каждый человек имеет право  на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства  со стороны государственных органов  и независимо от государственных  границ».2

Статья 29 Конституции Российской Федерации гласит:

 «1. Каждому гарантируется  свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда  или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную  ненависть и вражду. Запрещается  пропаганда социального, расового, национального, религиозного или  языкового превосходства.

3. Никто не может быть  принужден к выражению своих  мнений и убеждений или отказу  от них.

4. Каждый имеет право  свободно искать, получать, передавать, производить и распространять  информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих  государственную тайну, определяется  федеральным законом.

5. Гарантируется свобода  массовой информации. Цензура запрещается».3

Существует также «Виндхукская декларация», которая была принята 3 мая 1991 года в столице Намибии  представителями независимой печати стран Африки во время семинара ЮНЕСКО по содействию развитию независимой  и плюралистической африканской  прессы. В данном законодательном  акте содержался призыв к правительствам государств мира обеспечивать свободу  прессы и ее демократический характер. Через два года на 41-м пленарном заседании Генеральная Ассамблея ООН постановила провозгласить 3 мая Всемирным днем свободы печати.

Организация Freedom House составляет ежегодный рейтинг свободы прессы. Согласно рейтингу 2012 года, который  был опубликован на сайте организации, Россия поднялась со 173 на 172 позицию.

За прошедший год Россия набрала 80 баллов по уровню свободы  СМИ. Согласно шкале Freedom House все страны, набравшие больше 60 баллов, называются "несвободными". "Частично свободные" страны набирают от 30 до 60 баллов. Россия разделила 172 позицию с 80 баллами  с Зимбабве и Азербайджаном. В  прошлом году Россия находилась на одном уровне с Зимбабве, Гамбией  и Конго.

 Как сообщается в  пресс-релизе Freedom House, Россия, наряду  с другими "авторитарными государствами", такими, как Китай, Венесуэла и  Иран, "использовала различные  техники по удержанию прессы  железной хваткой, включая аресты  и заключение в тюрьму критиков  власти, закрытие медиа-активов и  судебные иски против журналистов".4

 

§2. "Новая Рейнская Газета" (Neue Rheinische Zeitung)

 

Социалистическая журналистика, возникновение которой было связано с развитием общественной мысли и политического движения групп и организаций, выступающих за интересы трудящихся, заявила о себе уже в период первых столкновений различных классовых сил буржуазного общества, еще тогда, когда в некоторых странах шла борьба с феодализмом.5 Особенно отчетливо это проявилось в Германии и России - странах, в которых на этапе развития буржуазно-демократического движения как самостоятельное выделилось рабочее движение, проповедующее социалистическую идеологию и имеющее свои печатные издания. Так, в Германии под редакцией К. Маркса и при участии Ф. Энгельса и других сторонников социалистических идей издавалась «Новая Рейнская газета», которая выходила ежедневно в Кёльне с 1 июня 1848г. по 19 мая 1849г.

Революция во Франции началась 23 февраля 1848 года, а в Германии - в начале марта. Политические эмигранты  стали возвращаться на родину.

К. Маркс и Ф. Энгельс  в апреле 1848 года прибыли в Кельн, где Маркс сумел организовать выпуск "Новой Рейнской Газеты" (Neue Rheinische Zeitung), ставшей боевым органом пролетарского крыла революционной демократии.

В 1884 году Фридрих Энгельс  в статье «Маркс и «Neue Rheinische Zeitung» (1848–1849)» рассказал о газете: «Когда мы приехали в Кёльн, там демократами, а отчасти и коммунистами, уже  велась подготовка к созданию большой  газеты. Ее хотели сделать узкоместной, кёльнской, а нас сослать в  Берлин. Но мы в 24 часа, главным образом  благодаря Марксу, завоевали позиции; газета стала нашей; зато мы сделали  уступку, включив в состав редакции Генриха Бюргерса. Последний написал (в № 2) одну статью, за которой никакой  другой так и не последовало. <…> Конституция редакции сводилась просто к диктатуре Маркса. Большая ежедневная газета, которая должна выходить в определенный час, ни при какой другой организации не может последовательно проводить свою линию. К тому же здесь для нас диктатура Маркса была чем-то само собой разумеющимся, бесспорным, и мы все ее охотно принимали. Именно его проницательности и твердой линии газета была в первую очередь обязана тем, что стала самой известной немецкой газетой революционных лет. <…> Политическая программа «Neue Rheinische Zeitung» состояла из двух главных пунктов: единая, неделимая, демократическая немецкая республика и война с Россией, включавшая восстановление Польши».6

В газете писали о том, что  и как происходит в том или  ином регионе страны, много материалов о революционных событиях в Париже, Праге, Вене, Венгрии. Фактуру для  этих материалов давали, прежде всего, официальные издания и, вероятно, рассказы, редких очевидцев и участников событий. По жанру эти публикации можно определить как комментарии: там-то произошло то-то, и мы оцениваем  это таким-то образом.

Основные удары издание  направило против феодальной контрреволюции. Из номера в номер в нём разоблачались  основы феодального строя: монархия, помещики, бюрократы; защищались интересы крестьянства. Газета проводила линию Маркса на углубление революции, на вовлечение в революционную борьбу широких масс пролетариата и крестьянства, на последовательную защиту интересов всего народа и особых классовых интересов пролетариата. Условием победы Маркс считал установление революционной диктатуры народа. Маркс беспощадно обличал контрреволюционные происки феодально-монархических сил Пруссии и других государств. Огромную угрозу для революции он видел в трусливой соглашательской политике либеральной буржуазии. Выступая за союз с демократами, Маркс критиковал непоследовательность и колебания представителей мелкобуржуазной демократии.

Примером может послужить  статья, опубликованная в № 105, 17 сентября 1848г. - «Свобода дебатов в Берлине». В ней анализируется отношение  Кёльнской, Берлинской и других газет  к свободе обсуждения Берлинского  собрания: «Корреспондент «Kolnische Zeitung» с нескрываемым страхом сообщает «8000—10000 клубных молодчиков», которые в парке «Кастаниен-Вельдхен» «морально» поддерживали своих друзей из числа левых». «Vossische», «Spenersche» и другие газеты поддержали «Kolnische Zeitung».

Берлинская газета «Berliner Zeitungs - Halle» в ответ помещает длинную  статью, в которой пытается опровергнуть это обвинение. Она заявляет, будто  бы тот факт, что значительное большинство  оказалось на стороне левых, в отличие от прежнего колеблющегося поведения Собрания, отнюдь не свидетельствует о непоследовательности. Газета признает, что запугивания депутатов имели место. Но «если внешние влияния и оказали некоторое воздействие, то это выразилось в том, что они в известной мере уравновесили влияние лживых обещаний со стороны министерства и его попыток сбить с толку депутатов и тем самым дали возможность многим слабым и несамостоятельным депутатам следовать естественному жизненному инстинкту».

На это «Новая Рейнская Газета» отмечает свою привилегию «говорить  откровенно» и отвечает: «Свобода дебатов! Нет более пустой фразы, чем эта. «Свобода дебатов» ограничивается, с одной стороны, свободой печати, свободой собраний и слова, правом народа на вооружение. С другой стороны, она  ограничивается существующей государственной  властью, находящейся в руках  короны и ее министров: армией, полицией, так называемыми независимыми судьями, которые, однако, на деле зависимы от любого продвижения по службе и любых  политических перемен».

 

§3. Маркс и проблема свободы  печати.

 

Статьи К. Маркса: "Заметки  о новейшей прусской цензурной инструкции" (январь-февраль 1842 г.) и "Дебаты о свободе печати" (апрель 1842 г.) представляют собой яркий образец глубокого и последовательного обоснования требований политико-правовых свобод с позиций революционного демократизма. Проблематика первых работ Маркса, в частности свободы печати, не потеряла своей актуальности и сегодня, продолжает оставаться настоятельной потребностью критика представителей тех общественных классов, которые готовы затормозить общественный прогресс в угоду своим эгоистическим, узкоклассовым интересам.

 В статье "Заметки  о новейшей прусской цензурной  инструкции" (февраль 1842г.) Маркс  подверг резкой критике не  только полицейские меры против оппозиционной печати, но и всю прусскую правительственную систему.

Первоначально он фиксирует внешнее противоречие новейшей прусской цензурной инструкции, провозглашающей либерализацию свободы печати с одновременным ужесточением цензуры, как противоречие видимости и сущности. Далее Маркс отмечает противоречие между новейшей прусской цензурной инструкцией 1841г. и указом о цензуре 1818г. как внутреннее противоречие самой цензуры, так как в инструкции содержится требование "уже теперь освободить печать от неуместных ограничений". Таким образом, сама инструкция признает, что в течение более чем 20 лет не выполнялись требования указа о цензуре. По мнению Маркса, представители правительства и института цензуры видят недостатки института цензуры, но стремятся замаскировать их, а "объективные недостатки самого института ставятся в вину отдельным лицам, для того, чтобы, не улучшая дела, по существу, создавать видимость улучшения".7 

Маркс фиксирует логические, правовые и моральные противоречия в суждениях и действиях защитников и сторонников цензуры по вопросам исследования истины, соотношения морали и религии, тенденции сочинений и др. Маркс считает, что для цензурной инструкции главным критерием в оценке ценности и надежности печатных изданий является тенденция сочинений, в то время как для критики главным является выражение всеобщего интереса, т.е. истина.  Только истине должен доверяться, по мнению Маркса, писатель, ибо «истина всеобща, она не принадлежит мне одному, она принадлежит всем, она владеет мною, а не я ею».8

Утверждение политико-правовых свобод для Маркса - самоцель, а борьба за утверждение научной истины - средство.

В связи с проблемой  свободы печати Маркс защищает прогрессивные  требования отделения церкви от государства, независимости морали от религии, а также обосновывает право критики религии.

Законы прусского государства  Маркс рассматривает как выражение  антигосударственного образа мыслей, в которых форма противоречит содержанию. "Но в таком обществе, в котором какой-либо один орган  мнит себя единственным, исключительным обладателем государственного разума и государственной нравственности, в таком правительстве, которое принципиально противопоставляет себя народу, а поэтому считает свой антигосударственный образ мыслей всеобщий, нормальным образом мыслей, - там нечистая совесть политиканствующей клики измышляет законы о тенденции, законы мести, карающие за тот образ мыслей, которого на самом деле придерживаются одни только члены правительства".9

В "Заметках о новейшей прусской цензурной инструкции" Маркс рассматривает себя как представителя "некоей безликой идеи", "ума и доброй воли общества". Несколько позже (декабрь 1842г.) Маркс выступает уже от лица "свободной интеллигентности". Он пишет: "Утилитарная интеллигентность, борющаяся за свой домашний очаг, отличается, конечно, от свободной интеллигентности, защищающей, в ущерб своему очагу, правое дело. Интеллигентность, которая служат какой-либо одной определенной цели, какой-либо одной определенной вещи, в корне отлична от той интеллигентности, которая властвует над всякой вещью и подчиняется только себе самой».10

Информация о работе Марксизм о свободе печати