Ключевые слова и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:16, контрольная работа

Описание

Смысловая цельность заключается в единстве темы – микротемы, макротемы, темы всего речевого произведения.
Мельчайшая частная тема – тема, заключенная в межфразовом единстве (она обычно дается в зачине, первой фразе единства). Межфразовое единство монотематично. Переход от одной темы к другой есть сигнал границы межфразовых единств. Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов через синонимизациюключевых слов, через повторную номинацию.

Содержание

1. Ключевые слова в тексте, их функции
2. Примеры текстов с прецедентными текстами
3.Виды тема-рематической последовательности
4. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Абрамец.doc

— 49.50 Кб (Скачать документ)

План

1. Ключевые слова в тексте, их функции

2. Примеры текстов  с прецедентными текстами

3.Виды тема-рематической  последовательности

4. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ключевые слова в  тексте, их функции

Смысловая цельность  заключается в единстве темы – микротемы, макротемы, темы всего речевого произведения.

Мельчайшая частная  тема – тема, заключенная в межфразовом единстве (она обычно дается в зачине, первой фразе единства). Межфразовое единство монотематично. Переход от одной темы к другой есть сигнал границы межфразовых единств. Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов через синонимизациюключевых слов, через повторную номинацию. Единство темы обеспечивается тождеством референции, т.е. соотношением слов (имен и их заместителей) с одним и тем же предметом изображения. С единством темы, наконец, связано явление импликации, основанное на ситуативных связях. Наличие одних отображаемых предметов предполагает наличие и других, ситуативно связанных с ними.

Вот пример того, какова роль ключевых слов в создании смысловой цельности текста, в осуществлении активной связи их с другими словами, помогающими всесторонне раскрыть обозначенную тему:

Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.

Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная дождевая вода хлестала в окна.

Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал – ни дед Митрий, ни лесничий.

Лучше всего было по вечерам. Мы затапливали печи. Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре-портрете художника Брюллова. Откинувшись в кресле, он смотрел на нас и, казалось, так же как и мы, отложив раскрытую книгу, думал о прочитанном и прислушивался к гудению дождя по тесовой крыше (К. Паустовский. Прощание с летом).

Перед нами раскрывается тема осеннего холодного дождя и тех ощущений, которые он вызывает. Ключевое словодождь связывает воедино весь фрагмент текста, состоящий из четырех межфразовых единств: лил дождь, холодный; мокрый ветер; глухой туман; темень и стужа; темная дождевая вода; дороги размыло; гудение дождя

В сущности, это развертывание одной  темы, темы дождя, которая помогает передать другой, глубинный смысл отрывка – физическое и душевное состояние «наблюдателей» этого дождя. Так, ключевые слова создали не просто сюжетный фон отрывка, но и нечто большее – глубинный смысл текста.

Ключевые слова, становясь  доминантными обозначениями, создают вокруг себя единый смысловой контекст, вовлекая в него другие слова, ситуативно связанные со словом-понятием, избранным в качестве ключевого. Как, например, в следующем межфразовом единстве найденный писателем образ путешествия повлек за собой соответствующий словесный набор: дали и дороги; на каждом шагу; переплетение дорог. 
         Ключевые слова создают семантические текстовые поля.

Это смысловой лейтмотив. Как правило, ключевые слова связаны  с темой текста, фрагмента текста, отдельного межфразового единства.

Если это фразовое единство, то ключевое слово обязательно присутствует в его зачине в качестве смыслового центра. И именно это слово семантически притягивает к себе другие слова, расположенные в пояснительной  части сложного целого, раскрывающей данную микротему.

Ключевые слова как  семантически важный элемент текста могут оказаться центральными в  системе образов того или иного  художника слова. Через них не только выражается основная идея произведения, но и авторская стилистика. Л.К. Чуковская в «Записках об А. Ахматовой» писала: «Чтоб добраться до сути, надо изучать гнезда постоянно повторяющихся образов в стихах поэта – в них таится личность автора и дух его поэзии» (8 августа 1940 г.).

Роль ключевых слов может  выходить даже на уровень жанра, например, существовал определенный подбор слов-сигналов для русской элегической школы (В. Жуковский, К. Батюшков). Стоило только появиться словам томиться, бледнеть, младость, радость, луна, роза, слезы, кипарис и др., как читатель сразу понимал, что перед ним элегия.Создавался лексический канон жанра. Элегия оставалась непроницаемой для простого бытового слова. Элегия как «песнь грустного содержания» (В. Белинский) тематически была ограничена. И следовательно, лексическая канонизация представлялась жанровообразующим признаком.

Связующим элементом  текста на уровне содержания является и авторская оценка и осмысление отображенных предметов, связь авторского замысла и композиции, авторская  позиция. Все это связано с  целеустановкой текста и ее реализацией  в стиле, в формах представленности в тексте авторства. Авторская модальность скрепляет все элементы содержания текста. Для художественного текста это «образ автора» (по терминологии В.В. Виноградова), для текста нехудожественного это авторская концепция, точка зрения. Нет этого – нет и смыслового единства текста, его цельности. Организация речевых средств для передачи содержания под углом зрения, отражающего авторскую позицию, и определяет целостность текста.

Таким образом, текст  состоится, если он обладает двумя признаками – структурной связностью и содержательной цельностью. Причем оба признака неразрывны и накладываются друг на друга. Присутствие только одного из признаков еще не свидетельствует о целесообразно построенном тексте. В плане выражения текст может быть «связным» (использованы средства синтаксической связи; соблюдены тема-рематические последовательности), но в плане содержания такой текст может оказаться абсурдным. 

 

 

 

2. Примеры текстов  с прецедентными текстами

1. Трое в джазе, не считая альпийского рога (ЗН, 21 января 2010, с.18).

2 Местные финансы поют романсы (ЗН, 22 июля 2009, с.3).

3 Зачем вы, девушки, высоких любите? (ЗН, 5 февраля 2011, с.23).

4. За морем житье не худо? (ЗН, 9 февраля 2007, с.21).

5. Ежели икота  напала, скажешь три раза:

Икота, икота,

Иди на Федота,

С Федота на Якова,

С Якова на всякого, —

 она и уйдет.

 

 

 

3.Виды тема-рематической  последовательности

1 Цепная связь

Сибирь. На берегу широкой, пустынной реки стоит город, один из административных центров России; в городе крепость, в крепости осторг. В осторге  уже девять месяцев заключён ссыльно-каторжный второго разряда, Родион Раскольников. (Ф. Достоевский «Преступление и наказание»)

2. Параллельная связь

В больничном дворе стоит  небольшой флигель, окруженный целым  лесом репейника, крапивы и дикой конопли. Крыша на нем ржавая, труба наполовину обвалилась, ступеньки у крыльца сгнили и поросли травой, а от штукатурки остались одни только следы. Передним фасадом обращен он к больнице, задним — глядит в поле, от которого отделяет его серый больничный забор с гвоздями. Эти гвозди, обращенные остриями кверху, и забор, и самый флигель имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных и тюремных построек. (А. Чехов «Палата №6»)

 

3. Сквозная тема

Восторг исключает спокойствие, необходимое условие прекрасного. Восторг не предполагает силы ума, располагающей частями в их отношении к целому. Восторг непродолжителен, непостоянен, следовательно, не в силе произвесть истинное великое совершенство. ..(А.Пушкин Возражение на статью Кюхельбекера)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Валгина, Н.С. Теория текста. – М., Логос. 2003. 173 с. 

2. Филиппов К. А. Лингвистика текста.- СПб.: 2003

3. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования  и художественный текст. – М.: 2001

4. Москальная О.И. Грамматика  текста. – М.:1981

5. http://evartist.narod.ru/text14/09.htm

6.http://ru.wikipedia.org/wiki

7. http://www.dissercat.com/

8. http://seopult.ru/library/Keywords


Информация о работе Ключевые слова и их функции