История создания и развития радиостанции "Маяк"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 10:12, курсовая работа

Описание

Тема данной курсовой работы «История создания и развития радиостанции “Маяк”». Как и любое другое СМИ, радиовещание играет огромную роль в формировании общественного мнения. Общественное мнение связано с дискуссионными ситуациями, коллизиями и проблемами. Нет необходимости доказывать, что уровень дискуссионности в нашем обществе за последнее время возрос многократно. Радио отражает эту ситуацию не только содержанием передач, но и выбором форм и жанров. Обсуждение социальных проблем в различных видах и формах занимает значительное место в программах радиостанций всех уровней.

Работа состоит из  1 файл

История создания и развития радиостанции Маяк.docx

— 63.77 Кб (Скачать документ)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Восточная экономико-юридическая  гуманитарная

Академия  ( Академия ВЭГУ )

 

 

Специальность журналистика

 

 

Бахтыгареева Диана Маратовна

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

 

История создания и развития радиостанции «Маяк»

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:                                                                   Жукова Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2009 г.

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема  данной курсовой работы «История создания и развития радиостанции “Маяк”». Как и любое другое СМИ, радиовещание играет огромную роль в формировании общественного мнения. Общественное мнение связано с дискуссионными ситуациями, коллизиями и проблемами. Нет необходимости доказывать, что уровень дискуссионности в нашем обществе за последнее время возрос многократно. Радио отражает эту ситуацию не только содержанием передач, но и выбором форм и жанров. Обсуждение социальных проблем в различных видах и формах занимает значительное место в программах радиостанций всех уровней.

В структуре  современных СМИ радио остается наиболее оперативным, а также самым удобным для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел. Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека.

Радио «Маяк» появилось во времена «послесталинской» перестройки жизни России. Тогда возникла необходимость в том, чтобы радио стало не формальным, а подлинным аккумулятором общественного мнения, средством общения миллионов людей, которым надо было вернуть ощущение достоинства и чувство личной ответственности за дела всей страны. Иначе говоря, перед радио была поставлена задача обратиться к формам и методам работы, которые не противопоставляли бы его слушателям, а соответствовали реальным потребностям аудитории. 

Сегодня государственная радиовещательная компания «Маяк» (ГРК «Маяк») — одна из крупнейших и самых узнаваемых радиостанций на территории бывшего СССР. Несмотря на солидный возраст, радиостанция "Маяк" сегодня по-прежнему пользуется огромной популярностью, а также искренней любовью радиослушателей.

Целью данной курсовой работы является обзор истории  возникновения и развития радиостанции «Маяк».

В связи с  этим поставлены следующие задачи:

  1. Изучить учебные пособия по заданной теме;
  2. Рассмотреть особенности радиовещания 60-х гг.;
  3. Выявить специфику радиостанции;
  4. Проанализировать процесс развития «Маяка»;
  5. Описать современную структуру вещания станции.

Источником исследования является радиостанция «Маяк».

Методы исследования:

  1. Исторический анализ радиовещания
  2. Структурный анализ радиовещания

 

 

 

Содержание

Стр.

Введение 2

Глава1. Особенности радио как средства массовой информации 4

§1. Радио  в системе СМИ. 4

§2. Функции радиовещания 6

§3. Радиовещание и аудитория: особенности контакта  7

Глава 2. История  создания и развития радиостанции «Маяк» 9

§1. Радио  тоталитарного государства  9

§2. Радио  эпохи социального застоя (1970–1985)  11

§3. Радио "перестройки  и гласности" (1985–1991)  14

§ 4. Отечественное  радиовещание в условиях рынка (1991–1999)  16

§5. Радиостанция «Маяк» сегодня  17

Заключение  22

Список использованной литератцры  23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Особенности радио как средства массовой информации

 

§1. Радио в системе СМИ

 

В структуре современных СМИ  радио остается наиболее оперативным. Из всех СМИ радио является самым  удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой  квартиры, хозяйственными делами и  т.п.). Колоссальную часть аудитории  радио во всех направлениях вещания  – от музыкальных программ, новостных  выпусков до передач литературно-драматических  композиций и «радиокниг» – составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры. Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека.

Радио возбуждает фантазию, стимулирует  чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие  друг друга служебные, рабочие и  бытовые обстоятельства, условия  среды, регламентирующие развитие личности.  Радиовещание открывает огромные возможности воздействия на аудиторию. Логика материала, внутренние взаимосвязи между фрагментами литературного текста, система аргументации должны строиться по законам звучащей речи. Ибо преимущества радиокоммуникации могут обернуться большими потерями, сослужить роль «бумеранга», если пренебречь психологическими особенностями восприятия. На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм – все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию.

Взаимоотношения радио и прессы, как правило, обусловлены разделением  задач этих видов СМИ. В условиях развитой системы современных СМИ  получили распространение такие  формулы: – дело радио – информировать; – дело телевидения – демонстрировать; – дело газеты – анализировать  и объяснять. История отечественного радиовещания знает много примеров совместных действий с печатью (радиомитинги 30-х годов). Сегодня в случае выборов печать, радио и телевидение, принадлежащие одному хозяину, создают наиболее благоприятные коммуникативные возможности друг для друга: анонсируют публикации и программы, координируют выпуск соответствующих материалов по времени, стилю и адресу, тиражируют отзывы на программы, передачи и статьи, стремятся регулярно обнародовать ссылки на работу коллег. Важно отметить, что в подобной ситуации обеспечивается такое важное условие воздействия на общественное мнение, как непрерывность потока социальной информации.

Интернет расширяет возможности  как радиовещателей, так и слушателей, способствуя их более тесному  контакту. Вещание в Сети и электронные  странички с наличием обратной связи (e-mail, раздел «Стена») дают возможность как программным директорам, так и ди-джеям узнать мнение своих слушателей о работе радиостанции, помочь сделать радиопрограммы более интересными и насыщенными, а следовательно, еще более привлекательными для потенциальных рекламодателей.

Главными формообразующими и выразительными средствами радиопублицистики являются звучащее слово, музыка, шумы и монтаж. Все они подчинены решению  задачи, которую ставит перед собой  журналист и которую он воплощает  в творческом процессе. Форма и  тип связи всех компонентов могут  быть полифункциональными. В конкретном произведении они определяются идейно-творческим замыслом, стилистическими особенностями, профессиональной подготовкой журналиста и режиссера.

Радиовещание осуществляет разные функции одновременно, т.е. оно полифункционально. Информационная (рекламная), Интегративная (ф. формирования общественного мнения, общения, воспитательная, организаторская), Культурно-просветительская (эстетитческая, рекреативная).

Анализ структуры современного отечественного радиовещания позволяет  выделить ряд важных тенденций в  его развитии. Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам  и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов. Определилась и консолидировалась  аудитория различных станций. Специализация  каналов, поиск своей вещательной  ниши, своего формата программ, своей  аудитории – важные направления  развития вещания. Новый импульс  получило развитие информационного  радиовещания, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря  использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий. Продолжают развиваться  разговорные программы типа шоу. Особенно заметен дрейф радиовещания в сторону развлекательных, игровых  программ, что в значительной степени  объясняется не только стремлением  привлечь аудиторию, но и конкурентной борьбой с телевидением. Главное  действующее лицо современного радиовещания – ведущий (ди-джей, журналист, шоумен), поэтому так важны его профессиональные качества, индивидуальность. Прямой эфир и как его следствие – интерактивность  радиовещательных программ стали повседневной вещательной практикой. Радиослушатель не только активен в выборе канала, он непосредственно включается в процесс создания передачи как его участник. Изменилось и программирование, его формы разнообразны: от четкого планирования сетки вещания до свободного программного потока. Жесткое форматное программирование заключается в верстке плей-листов и позволяет добиваться более строгой специализации коммерческой станции, гарантирует защиту от размывания формата, помогает удерживать аудиторию.  

В новый век отечественное радио  входит как сложившаяся система  общенациональных (федеральных), региональных и местных каналов, различающихся  по охвату аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания, популярности у слушателей.

Вместе с тем радиовещание продолжает развиваться в условиях жесткой  конкурентной борьбы, коммерциализации и криминализации рынка СМИ, в  том числе и электронных, столкновения профессиональных, экономических и  политических интересов.

 

§2. Функции радиовещания

 

Радиовещание  осуществляет разные функции одновременно, т.е. оно многофункционально.

В практике вещания очень сильно и постоянно  проявляют себя дисфункциональные явления, когда реальная деятельность той или иной редакции (вещательной компании, информационного канала и т.д.) противоречит функциональному назначению вещания данного подразделения, а порой и объявленной им цели (например, вместо информационного обеспечения аудитории дается дезинформация).

Жизнедеятельность любого средства массовой информации, в том числе и радиовещания, никогда и нигде не существует вне определенных агитационно-пропагандистских тенденций и тем более не свободна от них. В соответствии с конкретными  социально-политическими, экономическими и иными задачами идет подбор информации и комментирование ее в выпусках новостей; с учетом рекламных, воспитательных и других не менее конкретных задач  формируются разнообразные художественные и образовательные программы.

Наконец, важно  подчеркнуть, что изменения государственного строя, социальной и нравственной атмосферы  выводят на первый план одни цели и  уводят в тень другие; соответственно одни функции в определенный период времени занимают доминирующее положение, а другие сходят на нет. Так, при тоталитарных режимах нивелируется значение информационной функции, просветительских задач, тогда как функции радиовещания, связанные с коллективной пропагандой, коллективной агитацией и коллективной организацией масс, с интеграцией общества, формированием общественного мнения, становятся превалирующими.

И, наоборот, при демократическом развитии жизни  общества усиливаются информационная, просветительская и другие функции, связанные с предоставлением  аудитории максимального объема разнообразных сведений о жизни, способных побуждать человека к  свободному осмыслению событий, а потому – к свободному выбору собственных  поступков.

Многочисленные  функции радиовещания правомерно сгруппировать  следующим образом.

I. Информационные: собственно информационная функция, рекламная.

II. Обеспечивающие социальное управление обществом: интегративная функция, функция выражения и формирования общественного мнения, общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская.

III. Культурно-просветительские: эстетическая, просветительская, функция развлечения – рекреативная.

Знание функций  радиовещания необходимо для четкого  построения сетки вещания, при выборе формата станции, при формировании структуры и содержания вещательных  программ и передач.

 

§3. Радиовещание и аудитория: особенности контакта

 

Среди всех каналов массовой коммуникации радиовещание обладает самой высокой проникающей способностью. По масштабу охвата населения и значимости в жизни людей с ним трудно конкурировать не только газетам, но и родственному электронному средству – телевидению. Радиовещание остается надежным спутником человека, естественной средой его повседневного существования даже в условиях, затрудняющих или исключающих контакт с миром с помощью других способов общения.

Способность радиовещания включать в сферу своего действия огромные массы людей, возникшее  с его появлением качественно  новое освоение пространственных, аудиторных возможностей связаны с рядом  факторов физического и психологического характера, присущих природе радио:

– во-первых, это свойство электромагнитных колебаний (волн), несущих сообщение, проникать  в любую покрываемую передатчиком точку пространства, т.е. то, что можно  назвать вездесущностью радиовещания;

– во-вторых, компактность и мобильность на современном  уровне электроники приемных устройств, которые, обеспечивая стабильное и  достаточно высокое качество приема, могут сопровождать человека в любых  условиях его жизнедеятельности  практически круглосуточно.

Характер  контакта радиовещания и аудитории  не был всегда одинаков, он исторически  менялся. В нашей стране прослушивание  радио первоначально происходило  в коллективной форме – в избах-читальнях, клубах, на улицах и площадях. Оставшееся в наследство от тех времен слово «громкоговоритель» не случайное. Радио, действительно, было «вещанием» – громким, трибунным, площадным. В истории западных стран радио такого типа не существовало, там оно с самого начала адресовалось в дома населения, было семейным, каковым стало и у нас на рубеже 40–50-х годов. Сейчас понятие «семейного СМК» более справедливо для телевидения, но уже не полностью отвечает ситуации в области радиовещания. Сегодня радиоприемник стал мобильным и компактным. Появление и количественный рост приемников (а иные из них теперь размером со спичечный коробок с миниатюрными наушниками), все более становящихся повседневной принадлежностью, поставило радиовещание перед перспективой ориентации на отдельного, индивидуального пользователя. Изменение характера обращенности к аудитории повлекло изменение стилистики вещания и уточнение содержания радиопередач: с одним собеседником, разумеется, нельзя общаться так, как с людьми на многотысячном собрании.

Информация о работе История создания и развития радиостанции "Маяк"