История ПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 13:20, реферат

Описание

История Паблик Рилейшнз в России еще слишком коротка, чтобы выделять закономерности, группировать их, делать выводы, создавать педагогическую базу. Изучением ПР как особой сферы социальных отношений занимаются такие науки как социальная психология, логика, информатика, менеджмент и маркетинг.
Паблик Рилейшнз в России — явление достаточно новое и многим не до конца понятное. Функции ПР у нас сливаются с функциями маркетинга и рекламы, тесно переплетаясь в своем взаимодействии. Однако, ПР — явление совершенно самостоятельное.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)


Введение

 

История Паблик Рилейшнз в России еще слишком коротка, чтобы выделять закономерности, группировать их, делать выводы, создавать педагогическую базу. Изучением ПР как особой сферы социальных отношений занимаются такие науки как социальная психология, логика, информатика, менеджмент и маркетинг.

Паблик Рилейшнз в России — явление достаточно новое и многим не до конца понятное. Функции ПР у нас сливаются с функциями маркетинга и рекламы, тесно переплетаясь в своем взаимодействии. Однако, ПР — явление совершенно самостоятельное.

В данный момент существует более 1000 хороших определений ПР. Приведем одно из них.

Паблик Рилейшнз - управленческая рыночная деятельность, направленная на формирование эффективной системы публичных дискурсов (текстов в широком смысле) социального субъекта, обеспечивающей оптимизацию его взаимодействия со значимыми сегментами социальной среды, то есть с его общественностью.

Понятие и правила пиара широко распространяли в нашей стране выпускники ВУЗов, ориентированных на западный стиль обучения, либо живших и работавших за границей. Ощутив всю прибыльность этого явления, для всех сторон, задействованных в процессе создания бренда, креативные умы нашей страны активно вживили пиар в российскую действительность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История пиара в России

 

              Развитие предпринимательской деятельности способствует возникновению первых отечественных фирм, оказывающих наиболее простые ПР-услуги.

              Второй этап (1991-1995гг.) – стадия роста и становление.

                   Третий этап начался в 1996 году и характеризуется

качественным скачком в развитии СО.

              На изменения в развитие системы связей с общественностью в России

в этот период времени повлияли:

              - завершение        рекламного      бума,       вызванного     деятельностью финансовых пирамид;

              - расширение и усложнение практики избирательных кампаний, ставших одной из наиболее капиталоёмких направлений ПР-деятельности;

              - дифференциация рынка информационных каналов, возникновение

новых секторов прессы, где стал появляться современный подход к работе с информацией;

              - кризис доверия к СМИ со стороны общества, что обусловила необходимость       создание    поля     повышенной      информационной достоверности.

              Петербургские       исследователи        Л. Азарова   и   Д. Шишкин   также попытались        выделить       некоторые          тенденции       формирования профессиональной деятельности по СО в России в 90-х гг. К ним они отнесли: формирование горизонтальных связей на всероссийском и

региональном уровнях между складывающимися отделами и службами ПР в

организациях, отстройка то конкурентов в лице маркетинга, рекламы и

журналистики; формирование первоначального рынка образовательных

услуг;   начало     реализации      сложных         моделей     ПР-коммуникаций.

М.А. Шишкина считает, что в позициях вышеназванных авторов есть много

общего. Она ставит следующий вопрос: насколько период с 1996 года может

рассматриваться как качественный скачок в развитии СО, и предпринимает

попытку периодизации и классификации отечественного ПР-рынка, на

основе признаков институциализации СО в России:

              Первый     период      –    доинституциональный           (1988-1991гг.),     когда оформляется лишь первый признак института: выделяются субъекты

конкретной профессиональной деятельности и возникают соответствующие

отношения между ними и обществом.

                   Второй период – первичная институциализация (1991-1994гг.) – стадия формирования начальной организации субъектов. Доказательством этого служит создание в 1991 году первой Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО), деятельность которой во многом предопределила развитие связей с общественностью в нашей стране.

                   В 1994 году      с         момента      принятия      первой         «Декларации профессиональных      и     этических       принципов      в    области     связей     с общественностью»          начинается        третий       период – вторичная институциализация.     Формируется          система      специфических       норм     и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках конкретного социального института. При этом первичным признаком институциализации М.А. Шишкина считает, что создание соответствующей системы подготовки кадров.

                   В 1991 году в Государственном образовательном реестре появилась

специальность      022000       «Связи      с    общественностью»,         подготовка специалистов, по которой началась в Московском государственном институте Международных отношений. Затем обучение СО началось в Санкт-Петербурге, а в региональных вузах оно было начато в Пензенском государственном     университете       в    1995 году.    Причём      в   начале     эта специальность преподавалась на кафедре «Связей с общественности и культурологии», а впоследствии стала одним из ведущих направлений деятельности вновь созданного в ПГУ института – ИГСУ «Института государственной службы управления при губернаторе Пензенской области».

              Однако рассматривать такое явление, как ПР в российском обществе

можно и несколько иначе. В частности с точки зрения развития его как

общественного явления. В этом случае оно будет представлять собой

последовательно сменяющие друг друга фазы.

                   Первая, когда явление находится в латентном состоянии и имеет

потенцию к будущему развитию.

                  Вторая, когда явление бурно развивается и достигает пика своей

социальной значимости.

                   Затем идёт фаза «ПЛАТО», которая может быть весьма длительной.

После чего оно постепенно умирает или трансформируется в нечто

адекватное новым условиям.

                   В связи с этим мы можем дать несколько иную периодизацию

российских СО, состоящую уже не из трёх, а из четырех отдельных

периодов:

                   Первый:     1985-1991 гг.:    Эпоха      перестройки,     осознание несоответствия   старой     коммуникативной    системы

общества новым общественным отношениям, появление

первых ПР-агентов.

                   Второй:     1991-1995 гг.: Развитие СО в столице России, начало преподавания СО в ряде ВУЗов страны.

                   Третий:     1996-2000 гг.: СО в стране формируется в виде системы имеющей мозаичный характер, т.е. где-то она есть, а где-то ещё нет. ПР приходит в регионы страны.

                   Четвёртый: 2000-2005 гг.: Может быть кратко охарактеризован одной только фразой: «Кто же этого не знал?!». Раньше развитие

СО в центре и на местах, переход к массовой подготовке специалистов данного профиля.

                   Важно подчеркнуть, что именно с 1996 года ПР-технологии самым

активным образом стали использоваться в региональной политике на всех

уровнях, а специалисты по СО появились в штатах частных фирм, предприятий и банков, а также государственных учреждений (например,

милиции, ФСБ, налоговой полиции и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы развития пиара в России

 

В постсоветской России PR первоначально стал развиваться в отношениях не между бизнесом и общественностью, а между правительственными структурами и общественностью. В 1990-е практически каждый федеральный орган управления создал собственную службу по связям с общественностью в виде пресс-службы, пресс-центра, пресс-агентства, пресс-секретаря и т.д. В администрации Президента РФ в 1996 создано Управление по связям с общественностью. В Министерстве финансов РФ функционирует департамент общественных и межрегиональных связей. В административных округах столицы и в Московской мэрии функционируют также департаменты по связям с общественностью.

Коммерческий пиар в России получил пока наибольшее развитие в банковском и компьютерном бизнесе. В России появились представительства зарубежных PR-компаний. Многие крупнейшие западные компании, уже обосновавшись в России, преподают уроки пиара на практике, активно завоевывая новый рынок. Их опыт перенимается российскими компаниями, в которых появились специалисты в этой области, а иногда и целые отделы.

В сфере среднего и даже отчасти крупного бизнеса в России начала 21 в. еще многие не придают должное значение пиару. Многие предприниматели в погоне за сиюминутной выгодой считают, что применение PR-технологий – бесполезная трата денег и времени. По данным многочисленных опросов, мало кто в современной России вообще правильно понимает, что такое пиар. Многим свойственно отождествлять его с грязными предвыборными технологиями («черным пиаром»), когда конкурентов обвиняют во всех грехах, умалчивая о недостатках рекламируемого кандидата. Поэтому уважением пока не пользуются ни сами PR-мероприятия, ни те, кто ими занимается.

В 1991 создана Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО), которая организует семинары, проводит конференции и иные мероприятия, помогающие отечественным специалистам по PR повышать свой профессиональный уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. «Черный пиар»

 

Алтунина Вероника, Латов Юрий:

«Черный пиар» и всевозможные грязные избирательные технологии принято считать явлениями, которые зародились в относительно недавнем прошлом. Подобное мнение столь же ошибочно, сколь и уверения в том, что России не свойственны ни демократия, ни парламентаризм.
          Развитая система органов народного представительства существовала на территории Руси еще в XI веке. Для справки: в Англии некое подобие демократического парламента появилось лишь в XIII веке. В знаменитой Новгородской республике государственное управление полностью осуществлялось через систему вечевых органов. В столице, например, собиралось общегородское вече, отдельные части города, пригородов и соседних поселений созывали свои собственные вечевые собрания.
На этих собраниях, в которых, кстати, имели право участвовать все свободные жители города, избирались князь, высшие должностные лица, решались экономические споры, а также принимались законы.
          Еще во времена существования Московского государства, когда Новгородская республика была уничтожена, верховная власть не раз, заведя страну в тупик, вынуждена была вспоминать о народном представительстве. В результате на авансцену российской истории на долгие годы вышли Земские соборы - представительные учреждения, в состав которых входили члены правительства, "администрации" царя, крупнейшие церковные иерархи, наиболее влиятельные промышленники, а также крупные региональные чиновники.

Именно в период существования соборов "черный пиар" и "грязные технологии" стали настолько изобретательными, что нынешним политикам впору позавидовать.

"Классикой жанра" в этом смысле стало избрание в 1598 году собором на царствие Бориса Годунова, который к тому времени уже давно являлся фактическим правителем России. Годунов "на всю катушку" использовал имевшийся у него в руках административный ресурс для того, чтобы добиться избрания: по всей столице и другим крупным городам были заблаговременно разосланы царские агенты и монахи, агитировавшие народ просить на царство именно Бориса.

Родная сестра Бориса Ирина, которая была замужем за умершим царем Федором Ивановичем, энергично занималась подкупом стрелецких командиров - то есть обеспечивала на всякий случай силовую поддержку.
            Тем временем под угрозой штрафа московские власти сгоняли горожан на манифестации в поддержку Годунова. Красочная деталь: царская гвардия наблюдала за тем, чтобы народные чувства выражались громко и слезно. А тех, кто не кричал и не рыдал, били палками. Неудивительно, что после столь серьезной избирательной кампании Борис Годунов стал царем.
            Очень похожими методами пользовались 15 лет спустя сторонники Михаила Романова, когда созванный собор вновь решал вопрос об избрании царя. Романов в силу разных обстоятельств был удобен для большинства влиятельнейших группировок страны, которые сумели организовать "поток" просительных писем "от трудящихся крестьянских масс" со всего государства в адрес собора с просьбой избрать именно Михаила.
           К тому же незадолго до голосования в Москве вдруг начали буйствовать казаки, атаманы которых также поддерживали Михаила Романова. Эта демонстрация силы и всенародной любви к Михаилу возымела свое действие - участники собора проголосовали за возведение на престол династии Романовых.

Последнему представителю этой династии императору Николаю II пришлось фактически взять на себя неблагодарную роль главного специалиста по "грязным технологиям" в стране. Царь своими указами периодически менял правила выборов депутатов в Государственную Думу, пытаясь создать самые благоприятные условия для дворян и крупных помещиков. При этом от участия в выборах всячески "отсекались" представители крестьянства, рабочих и мелкой буржуазии.
            Впрочем, эти уловки не слишком сильно помогли императору: ни в одной из четырех дореволюционных Госдум монархисты не имели большинства.
            А вот самым первым профессиональным "пиарщиком" в современном понимании этого слова в нашей стране был прославленный реформатор Петр Столыпин. Правда, специализировался он преимущественно на "черном пиаре". В 1909 году он развернул мощную идеологическую кампанию против Григория Распутина, добившегося к тому времени огромного влияния на царскую семью.
           Неутомимый премьер не только собирал через своих агентов компромат на Распутина, но и распространял через подконтрольные газеты слухи о бурной воровской молодости "старца", о его любовных похождениях, о взятках, которые тот нагло вымогал у разных высокопоставленных лиц империи.

Информация о работе История ПР