Идейно-эстетические взгляды Троцкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:39, реферат

Описание

Лев Бронштейн родился в семье богатого землевладельца из числа еврейских колонистов. Его отец научился читать только в старости. О Февральской революции Лев Троцкий узнал, когда был в США, и сразу же направился на родину. В мае 1917 прибыл в Россию и занял позицию резкой критики Временного правительства.

Работа состоит из  1 файл

сми.doc

— 51.00 Кб (Скачать документ)


Вступление

Лев Бронштейн родился в семье богатого землевладельца из числа еврейских колонистов. Его отец научился читать только в старости.
О Февральской революции Лев Троцкий узнал, когда был в США, и сразу же направился на родину. В мае 1917 прибыл в Россию и занял позицию резкой критики Временного правительства. В июле вступил в составе «межрайонцев» в партию большевиков. Во всем блеске проявил свой талант оратора на заводах, в учебных заведениях, в театрах, на площадях, в цирках, по своему обыкновению плодовито выступал как публицист.После июльских дней был арестован и оказался в тюрьме.
В сентябре после освобождения, исповедуя радикальные взгляды и излагая их в популистской форме, Лев Троцкий стал кумиром балтийских матросов и солдат городского гарнизона и был избран председателем Петроградского совета. Кроме того, стал председателем военно-революционного комитета, созданного советом. Был фактическим руководителем октябрьского вооруженного восстания.
В 1917-18 Лев Троцкий нарком по иностранным делам; в 1918-25 нарком по военным делам, председатель Реввоенсовета Республики; один из создателей Красной Армии, лично руководил ее действиями на многих фронтах Гражданской войны, широко использовал репрессии. Член ЦК в 1917-27, член Политбюро ЦК в октябре 1917 и в 1919-26.
Приход в общественную жизнь публицистов типа Г. В. Плеханова, Л. Д. Троцкого, А. В. Луначарского, К. Радека, Ю. О. Мартова и др. обозначил новую веху в ее развитии, сделав ее реальной политической и общественной силой. Талант публициста в соединении с историческим периодом великих социальных перемен дали публицистике новый толчок к развитию, сделав ее такой, какой мы видим ее сейчас.
Интересно изучить и понять публицистику тех времен – эту грандиозную силу, которая призывала, пропагандировала, влекла за собой и в конце концов одержала блестящую победу.
Троцкий – блестящий публицист и политик начала века. Его творчество, начавшееся с самых первых лет ХХ века, охватывает весь период становления, развития и закрепления новой системы. Постоянное самообразование делает его одним из самых образованных людей партийной верхушки: многочисленные таланты, острый ум, свежий взгляд ставят публициста на одно из самых значительных и заметных мест в истории русской революционной публицистики. А в искусстве оратора, полемика и критика Троцкий не знал себе равных. По словам Н. Бердяева, "Л. Троцкий стоит во всех отношениях многими головами выше других большевиков, если не считать Ленина. Ленин, конечно, крупнее и сильнее, он глава революции, но Троцкий более талантлив и блестящ…" (Новый град. Париж, 1931.№ 1). [Цит. по: Волкогонов Д. А., Троцкий: политический портрет, М., 1992, С. 135
В развитии советской журналистики в 1918–1920 гг. исключительная роль принадлежит РОСТА. Значительное место в ее деятельности периода Гражданской войны занимает печать агитпоездов и агитпароходов. Первый военно-передвижной фронтовой литературный поезд имени Ленина отправился из Москвы на Восточный фронт в августе 1918 г. Это был поезд Предреввоенсовета Л. Троцкого, который в книге «Моя жизнь» вспоминает: «Поезд мой был организован спешно в ночь с 7 на 8 августа 1918 г. в Москве. Наутро я отправился в нем в Свияжск на чехословацкий фронт... В поезде работали: секретариат, типография, телеграфная станция, радио, электрическая станция, библиотека, гараж и баня. Поезд был так тяжел, что шел с двумя паровозами. Потом пришлось его разбить на два поезда".

За годы гражданской войны поезд Троцкого прошел более 200 тыс. километров. Он практически побывал на всех фронтах, но особенно много поездок было на Южный фронт, который, по словам Троцкого, оказался «самым упорным, самым длительным и самым опасным». Сильное агитационное воздействие на красноармейцев и жителей прифронтовых районов оказывала многотиражка «В пути» с многочисленными статьями Л. Троцкого, нередко перепечатывавшимися в «Правде», «Известиях» и местных газетах.

Троцкий, как прирожденный публицист, очень серьезно относился к слову. Его литературное, политическое, историческое наследие огромно, и отражает практически целиком картину происходивших событий. Время не позволяло ему писать работы монографического плана, и главное достояние, доставшееся нам, это его статьи. Книги Троцкого, как правило, – сборники статей разных лет, объединенных той или иной тематикой, предшествуемые предисловием автора и снабженные поправками и комментариями, составленными позднее. Впрочем, принципиальных поправок немного, Троцкий никогда не отрекался от написанного, объясняя изменившееся мнение новыми обстоятельствами.

Анализ.

Предметом исследования для работы мы избрали идейно-эстетические взгляды Троцкого, нашедшие выражение в многочисленных статьях, высказываниях и специальных выступлениях по литературе и искусству. На развитие публицистики Троцкого повлияли события, произошедшие в стране. Революция создала новый тип публицистики, и Троцкий стоял у самых истоков нового подхода к журналистскому творчеству. Демократизация печати, новые цели и задачи, расширение аудитории и круга затрагиваемых тем, новые жанры нашли свое отражение в публицистике Троцкого.
Октябрьская революция стала пиком популярности Троцкого и временем торжества его давних надежд и чаяний. Воплощение идеи в жизнь изменило Троцкого, придав ему больше уверенности, твердости, но вместе с тем – жесткости и беспощадности. Его категоричность, бескомпромиссность и непримиримость от победы только возросли, так же как энергия, с которой он выполнял неисчислимое множество дел и решал множество насущных проблем. Его талант агитатора и пропагандиста, ораторское искусство и умение вести за собой достигли своего апогея. За время революции и гражданской войны Троцкий пишет множество воззваний, листовок, агиток, приказов, телеграмм, произносит тысячи речей. Кроме этого, он успевает писать статьи, которые печатаются в "Правде", "Известиях ВЦИК", газете "В пути", которую он издает в своем поезде, колесящем по всем фронтам. "…Митинги шли на заводах, в учебных заведениях, в театрах, в цирках, на улицах и на площадях. Я возвращался обессиленный за полночь, открывал в тревожном полусне самые лучшие доводы против политических противников, а часов в семь утра… меня вырывал из сна ненавистный, невыносимый стук в дверь…" [Троцкий Л. Д., Моя жизнь. Опыт автобиографии, М.: Политиздат, 1991, С. 78], – писал Троцкий.

Главным образом благодаря деятельности Троцкого осенью 1917 г. большевики приобрели решающее влияние в Петроградском совете, а также среди солдат петроградского гарнизона и матросов Балтийского флота. В сентябре 1917 г. Троцкий был избран председателем Петроградского совета; он возглавил его военно-революционный комитет, руководивший подготовкой восстания.

Статьи Троцкого 1917 года наполнены призывами к рабочему классу, к матросам и казака. "Вас, казаки, хотят восстановить против нас, рабочих и солдат. Эту каинову работу совершают наши общие враги: насильники-дворяне, банкиры, помещики, старые чиновники, бывшие слуги царские. Они всегда были сильны и властны разделением народа. Натравливали солдат на рабочих и крестьян. Казаков напускали на солдат. Какими средствами достигали они этого? Ложью, клеветой. Казак, солдат, матрос, рабочий, крестьянин - родные братья." [1] Троцкий уличает богачей в воровстве, именно им нужна война, а не крестьянам, на войне они увеличивают свою власть. Он призывает казаков не верить провокациям, Петроградский Совет хочет, чтобы крестьянин и бедный казак были счастливы. Совет не станет отбирать у них земли, а наоборот, передаст труженикам помещичьи земли. "Не верьте ни одному слову наших общих врагов, помещиков и капиталистов. <…> Братья-казаки! Не исполняйте ни одного приказания врагов народа. Приостанавливайте ваши отряды там, где вас застанет это воззвание. " [2]
Статья в газете "Рабочий и солдат"[3] наполовину состоит из лозунгов и призывово, пратически каждое предложение закачивается восклицательным знаком, а это говорит об эмоциональности. При стиль написания статьи и сами лозунги несложны и понятны любому крестьянину. "Вся власть Советам - в центре и на местах!

Немедленное перемирие на всех фронтах! Честный демократический мир народов!
Помещичья земля - без выкупа - крестьянам!
Рабочий контроль над производством!
Честно созванное Учредительное Собрание!
На этот путь спасения страны зовет вас всех "Рабочий и Солдат". Откликнитесь на голос вашей газеты! Сомкнитесь теснее вокруг Совета! Предстоит суровая борьба. Каждый должен быть готов, по первому призыву Совета, дать беспощадный отпор обнаглевшей контрреволюции.
Да здравствует революционная борьба за власть, за мир, за хлеб, за землю и волю!
Да здравствует Петроградский Совет Рабочих и Солдатских Депутатов!" [3]

Его статьи эмоциональны, призывают одуматься и засвидетельствовать свою верность армии Советской власти.  "Центральный Исполнительный Комитет Совета Рабочих и Солдатских Депутатов обращается к тем отдельным военным отрядам, которые идут за контрреволюционными мятежниками: сложите немедленно оружие, не проливайте братской крови за интересы кучки помещиков и капиталистов. Каждая новая капля народной крови ляжет на вас. Рабочая, солдатская, крестьянская Россия проклянет тех, которые еще хоть одну минуту остаются под знаменами врагов народа.Казаки! Переходите на сторону победившего народа! Железнодорожники, почтово-телеграфные служащие, - все, как один человек, поддержите новую народную власть!" [4] Статьи Троцкого создают впечатление, что война уже почти выиграна и глупо сопротивляться, остались лишь "отдельные военые отряды", не перешедшие на сторону народной власти.
В то время как Ленин считал, что власть должна взять большевистская партия, не дожидаясь съезда Советов, Троцкий настаивал на том, чтобы приурочить вооруженное восстание к Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов, на котором большевики должны составить большинство. Мнение Троцкого победило. В решающие дни 1917 г. Троцкий фактически руководил и восстанием,

Автор называет действия богатых классов преступлением против народа. "Богатые классы оказывают сопротивление новому Советскому правительству, правительству рабочих, солдат и крестьян. Их сторонники останавливают работу государственных и городских служащих, призывают прекращать службу в банках, пытаются прервать железнодорожные и почтово-телеграфные сообщения и т. п." [5] "Стране и армии грозит голод. Для борьбы с голодом самое тщательное исполнение всех работ в продовольственных учреждениях, на железных дорогах, на почте, в банках, - безусловно необходимо. Рабочее и крестьянское правительство принимает все необходимые меры для обеспечения страны всем необходимым. <…> Богатые классы и их прислужники будут лишены права получать продукты. Все запасы, имеющиеся у них, будут реквизированы. Имущество главных виновников будет конфисковано." - пишет он в статье "Вниманию всех граждан". После прочтения статей Троцкого остается чувство уверенности в том, что власть уже у рабочего класса, ставятся ультиматумы и в сторону богатого класса сыплются угрозы. "Мы выполнили свой долг - мы предостерегли играющих с огнем."
"Рабочие, солдаты, крестьяне! Революция в опасности! Нужно народное дело довести до конца. Нужно смести прочь преступных врагов народа. Нужно, чтобы контрреволюционные заговорщики, казачьи генералы, их кадетские вдохновители почувствовали железную руку революционного народа. Совет Народных Комиссаров распорядился двинуть необходимые войска против врагов народа. Контрреволюционное восстание будет подавлено, и виновники понесут кару, отвечающую тяжести их преступления." - пишет Троцкий в газете "Известия" в статье "Ко всему населению"[6]
В своих статьях публицист высказывает недоверие к правительству, считает, что оно может предать в любой момент, оно не готово к решительным действиям, вся надежда на рабочий класс. "Мы не можем судьбу нашей страны ставить в зависимость от политики Керенского и стратегии Корнилова. Керенский может завтра так же сдать страну контрреволюции, как Корнилов вчера сдал Ригу немцам. Необходима сила, которая была бы способна исправить ошибки всех Керенских и всех Корниловых. Это революционная сила международного пролетариата," - пишет Троцкий в статье "Когда же конец проклятой бойни?" И снова и снова призывает пролетариат: "Вперед! На борьбу! Выше красное знамя! Близок день, когда в братских объятиях рабочих всех стран будет задушена не только война, но и породивший ее капитализм." [7]

Троцкий в своих статьях учитывал образование и настрой рабочего класса. Знал что и как надо писать, был превосходным агитатором, понимал, что необходимо пролетариату. Его статьи написано несложным языком и эмоциональны - это как раз то что отражает состояние народа осенью 1917 года. Рабочий класс был на эмоциональном подъеме, поэтому лучше всего были бы восприняты именно такие лозунги, какие использовал в своих статьях Троцкий. Его язык понятен и не требовал дополнительного образования, что также послужило причиной популярности его статей, рабочий знал что может взять газету и не чувствовать своей неполноценности, как если бы он взял газету, где было бы написано сложным высоким стилем.





Заключение

Помимо статей, большое место в творческом наследии Троцкого составляют речи, произносимые им довольно часто. Троцкий был первым революционным деятелем, у которого были личные секретари, стенографировавшие каждую речь лидера и фиксировавшие все произнесенные им вслух мысли. Потом, после некоторой необходимой обработки, речи зачастую посылались в различные издания. Количество газет и журналов, в которых Троцкий печатался, а то и участвовал в издании, поистине огромно. Бесконечная энергия и неутомимость Троцкого, участие в Петербургских Советах народных депутатов двух революций, выступления на митингах и в органах печати сделали его самой популярной личностью в стране. Кроме собственных статей и выступлений, Троцкий – составитель богатейшего архива, в котором кропотливо собраны мельчайшие документы, бесценные сейчас свидетельства происходивших в стране событий. Таким образом, изучение наследия Л. Троцкого существенно дополняет картину эпохи, которая до сих пор остается белым пятном в истории нашей страны.
В условиях тотального обновления основ нужна совершенно новая литература, подобной которой еще не было в мире. В будущем культура должна стать общечеловеческой, бесклассовой, считает Троцкий. Переходной ступенью к ней должна стать культура пролетарская, которой тоже пока еще нет. Культуру начала века по Троцкому можно разделить на несколько групп: умершую или умирающую дореволюционную, из-под ног которой была выбита твердая почва; неудачно пытающуюся отразить перемены новую интеллигентскую; хватающуюся за старые ценности деревенскую; отсталую и беспомощную в художественном плане пролетарскую. К первой группе относятся И. Бунин, А. Куприн, Е. Замятин, В. Розанов, А. Белый, Д. Мережковский, К. Бальмонт и др. Ко второй принадлежат заслужившие пристальное внимание критика молодые экспериментаторы-футуристы, Серапионовы братья и им подобные. Самые яркие представители деревенской культуры – С. Есенин и Н. Клюев, но элементы ее Троцкий видит у большинства современных писателей. Пролетарских поэтов и писателей Троцкий отдельно не рассматривает, ограничиваясь общими неконкретными замечаниями.
У группы отошедших в прошлое писателей и поэтов старой школы Троцкий советует учиться мастерству. Несмотря на резкую критику в адрес классиков, Троцкий ясно видит их художественное превосходство над самородными пролетарскими поэтами и считает необходимым изучить творчество профессионалов – чтобы превзойти их. Он считает совершенно неприемлемой социальную позицию старых мастеров с их воспеванием чуждых новому времени ценностей, "…но было бы чудовищно делать отсюда тот вывод, что техника буржуазного искусства рабочим не нужна" [Троцкий Л. Д. "Литература и революция"/ Футуризм С. 103].
Наконец, Троцкий – гениальный, прирожденный агитатор. Он был создан для того, чтобы зажигать толпу и вести ее за собой. Его выступления собирали полные площади и цирковые арены, он был властителем умов и вождем. Н. Бердяев писал: "Большевики вошли в русскую жизнь в первый же момент уродливо, с уродливым выражением лиц, с уродливыми жестами, они принесли с собой уродливый быт… Л. Троцкий – один из немногих, желающих сохранить красоту образа революционера. Он любит театральные жесты, имеет склонность к революционной риторике, он по стилю своему отличается от большей части своих товарищей…" [Цит. по: Волкогонов Д. А., Троцкий: политический портрет, М., 1992, С. 24].

[1]  21 октября 1917 г.  (Воззвание Петроградского Совета.) "БРАТЬЯ-КАЗАКИ!"
[2] "Известия" N 208,  27 октября 1917 г. "БРАТЬЯ-КАЗАКИ!"
[3] "Известия" N 215,  3 ноября 1917 г.
[4] "Известия" N 218,  7 ноября 1917 г. "ВНИМАНИЮ ВСЕХ ГРАЖДАН"
[5] "Известия" N 236,  25 ноября 1917 г. "Ко всему населению"
[6] Л. Троцкий. "Когда же конец проклятой бойни?", изд. "Прибой", Петербург 1917 г.



Информация о работе Идейно-эстетические взгляды Троцкого