Государственная информационная политика: содержание и основные концептуальные подходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:39, курсовая работа

Описание

Политика - это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государственным устройством, социальными институтами, действие которых ведется в соответствии с законом и призвано гарантировать жизнеспособность граждан, сообществ людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

Работа состоит из  1 файл

полит.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Глава 1. Государственная  информационная политика: содержание и основные концептуальные подходы  

 

1.1.Определение  и содержание государственной  информационной политики. 

 

Политика - это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государственным устройством, социальными институтами, действие которых ведется в соответствии с законом и призвано гарантировать жизнеспособность граждан, сообществ людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

Государственная информационная политика (ГИП) - "это способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества" 4. В более широком смысле - это "особая сфера жизнедеятельности людей+, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями" 5.

Для России проведение грамотной государственной информационной политики означает:

развитие гражданского общества;

обеспечение конструктивного  диалога между государством и  СМИ и властью и обществом;

признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав;

ориентацию главных  компонентов информационного пространства на обеспечение свободного обращения  информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство информации и ее распространение;

повышение доверия общества к власти;

налаживание эффективных  взаимоотношений России с другими  странами и т.д.

9 сентября 2000 г. Президентом  РФ была утверждена "Доктрина  информационной безопасности Российской  Федерации", подчеркивающая необходимость  проведения ГИП, в основе которой должен лежать национальный интерес России. Это значит, что в нашем обществе, где функционирует огромное множество СМИ, проповедующие самые разные политические, культурные и ценностные ориентации, государство должно задать некий вектор единого движения - проводить ГИП, отражающую интересы и потребности всего общества в целом.

Также ГИП должна быть направлена на реализацию национальных интересов России в информационной сфере 6:

1.         соблюдение конституционных прав и свобод в области получения и пользования информацией, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны;

2.         информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по политическим и социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;

3.         развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

4.         защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Для эффективной реализации ГИП, естественно, должны быть в полной мере привлечены СМИ - так как это  один из важнейших источников и каналов передачи информации. В рамках ГИП деятельность средств массовой информации должна быть направлена на консолидацию общества. Но для оправдания всех надежд, возложенных на ГИП, необходимо разработать ее научную базу, усовершенствовать законодательство в сфере информации и информатизации и создать специальный орган, ответственный за единую государственную информационную политику.

Безусловно, осуществление  ГИП должно являться приоритетной задачей  нашего государства, поскольку она  является важнейшей составной частью внешней и внутренней политики Российской Федерации.

В Концепции государственной  информационной политики ее основные задачи сформулированы следующим образом:

модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

развитие информационных, телекоммуникационных технологий;

эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР), обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

обеспечение граждан  общественно значимой информацией  и развитие независимых средств  массовой информации;

подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

создание необходимой  нормативной правовой базы построения информационного общества.

Концепция государственной  информационной политики охватывает практически  все наиболее значимые положения и принципы, составляющие основу ГИП:

1.         Принцип открытости политики - все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение.

2.         Принцип равенства интересов - политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности (единые для всех "правила игры").

3.         Принцип системности - при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности.

4.         Принцип приоритетности отечественного производителя - при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.

5.         Принцип социальной ориентации - основные мероприятия ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России.

6.         Принцип государственной поддержки - мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы финансируются преимущественно государством.

7.         Принцип приоритетности права - развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы.

Авторы Концепции уверены  в необходимости перехода России к информационному обществу со всеми  из этого вытекающими последствиями. Так, рассматривая ГИП в отношении СМИ, приходишь к выводу, что в силу большой значимости для общества информации и, как следствие, средств массовой информации, необходимо вмешательство государства в регулирование деятельности печати, радио и телевидения через реализацию ГИП. В связи с этим в Концепции выделяются основные направления ГИП в сфере СМИ:

1.         недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на СМИ (прямой нажим, снабжение СМИ неполной, неопределенной, искаженной или ложной информацией, откровенной дезинформацией, умышленные недоговоренности, сращивание структур власти, бизнеса, прессы и т.п.);

2.         регулирование уровня концентрации и монополизации СМИ (препятствие уменьшения независимых источников информации, сосредоточению СМИ в руках представителей экономической элиты, бесправию журналистов и т. п.);

3.         защита интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ;

4.         совершенствование национального законодательства в части гарантий свободы слова и информации, свободного распространения массовой информации, в том числе на трансграничном уровне, недопущения распространения насилия и нетерпимости через СМИ, обеспечения плюрализма СМИ, доступа к официальной информации.

На мой взгляд, данные положения верны, и они отражают основные позиции ГИП. Но на сколько  они выполняются в реальности?

Реализацию первого  направления ГИП тормозит:

государство не предпринимает  решительных шагов для освобождения СМИ от экономической зависимости;

на уровне субъектов  федерации большой процент изданий  имеют в качестве учредителей  или соучредителей органы исполнительной или законодательной власти;

государство принимает  активное участие в централизованном формировании ежедневного рейтинга новостей;

со второй половины 90-х  гг. наблюдается резкая активизация  капитала в сфере концентрации медиасобственности 11.

Претворение в жизнь  остальных направлений ГИП в  сфере СМИ также оставляет  желать лучшего по нескольким причинам: во-первых, "чиновники по-прежнему+ управляют большей частью информационных процессов на местном уровне"; во-вторых, "имеющееся законодательство не получило должного развития по целому ряду важнейших вопросов, как-то: отношения "владелец - учредитель - редакция"; статус издателя, вещателя и собственника; антимонопольное регулирование в сфере СМИ, участие иностранных инвесторов в деятельности СМИ. Не приняты основополагающие законы о теле- и радиовещании и оправе на информацию"; в-третьих, "государство не обеспечивает единого информационного пространства" 12.

Таким образом, положения, отраженные в Концепции, безусловно, должны составлять основу ГИП, но, в  тоже время, государство должно взять  на себя ответственность за ее формирование и реализацию. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 типологической  структуре современной российской прессы особое место принадлежит  общероссийским газетным изданиям. Это  объясняется их значимостью для  сохранения единого информационного  пространства суверенного государства, той ролью, которую они играют в организации широкого информационного обмена между регионами страны, имеющей огромную территорию.

Как и другие средства массовой информации, общероссийские газетные издания квалифицируются  по всем типологическим признакам, использующимся в типологическом анализе. Но ведущими, типоформирующими признаками для этой группы, обязательно учитывающимися в формуле издания, становятся ареал распространения и социальный адрес. Статус «общероссийской газеты» предполагает распространение издания на всей территории страны с целью установления широких социальных контактов.

Лидеры общероссийского рынка  относятся к первой модели, к универсальным  изданиям. Это «Аргументы и Факты», «Московский Комсомолец», «Комсомольская правда», имеющие ряд общих черт. У них советское происхождение, на организационном уровне нет связи с государственными институтами, информационная политика строится на принципах независимости. Особенности этих изданий заключаются в следующем. В информационной политике «АиФ» наиболее заметно стремление быть доступной каждому. Это канонический образец массовой газеты, избегающей четкой политической позиции, перенасыщенной прикладными материалами, предпочитающей широко известных героев. По тональности газета проста и комфортна, максимально приближена к кругу повседневных забот обывателя.

«МК» имеет более широкую  информационную географию (СНГ, мир), содержит меньше утилитарной информации. Балансирует на грани «газеты новостей» и «газеты сенсаций», не чурается политических игр.

«КП» похожа больше на «МК» - та же балансировка между качественной и бульварной прессой. В целях повышения конкурентоспособности предложила «толстушку» - «газету, которую можно читать всю неделю», использующую модель газеты выходного дня: позитив, культура, личные интересы, обратная связь с читателем.

90-е годы минувшего века и  начало нового века в России  были ознаменованы значительными  изменениями в типологии периодической  печати. Назовем основные тенденции  в трансформирующемся лагере  газет и журналов.

Самым ярким явлением стал бум рекламной  прессы. Во второй половине 90-х каждая четвертая новорожденная газета относилась к этой категории. Их отличие - огромные тиражи. Тираж московской газеты «Все для Вас - Столица» - 100 тыс. экземпляров, тиражи рекламно-информационных изданий «Наша газета», «В каждый дом», «Ва банкъ» в 1998-2002 гг. составляли от 325 до 250 тыс. экземпляров. Рост числа рекламных изданий негативно сказывается на прочей прессе, так как рекламные листки «похищают» рекламодателей у прочих изданий.

Значительно повысился интерес  к местной прессе. В основе этого процесса лежит ряд причин: усиление самостоятельности регионов; заинтересованность местной элиты в информационной поддержке; наличие в развитых регионах материально-технической базы для развития собственных СМИ; способность региональных журналистов лучше учитывать исторические, культурные, национальные традиции своей аудитории.

Свое прочное место на газетном рынке заняли бульварные издания. Еще какое-то десятилетие назад полностью отсутствующие как тип, сейчас они обгоняют по тиражам большинство серьезных изданий. Желтая пресса имеет свою собственную типологию - от «универсальной» бульварщины, предлагающей сплетни и дутые сенсации из любых сфер жизни («Экспресс-газета», «Желтая газета»), до специализированной, посвященной какой-либо одной области - криминалу («Вне закона», «Криминальная хроника»), эротике («Speed-инфо», «Интим»), чертовщине («Оракул») и т.п.

Информация о работе Государственная информационная политика: содержание и основные концептуальные подходы