Газета «Петровские Ведомости», ее значение в истории журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:30, курсовая работа

Описание

Задачей работы является изучение характера первой русской печатной газеты «Ведомости» и ее значение в истории отечественной журналистики.
Объект изучения — газета «Ведомости»,
Предмет изучения — особенности газеты «Ведомости» и роль газеты в формировании русской журналистики.

Работа состоит из  1 файл

Введение-формат.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

     При определении жанров мы будем придерживаться установок польского теоретика печати И.Тетелёвской. Ее «концепция зависимости функции от структуры высказывания и возможность расшифровки последнего по определенной, данной структуре кратко состоит в следующем. Материалы различных жанров выполняют 5 функций: сообщения (информация), понятийного представления (материалы научные, научно-популярные), представления-воображения (репортаж), воздействия (публицистическая статья), выражения, или изображения (фельетон). Здесь можно, конечно, поспорить насчет определений, но наиболее ценным нам представляется положение исследовательницы о том, что «каждое журналистское высказывание выполняет две, три, а может быть, и больше из указанных функций. Однако всегда одна из них является доминирующей, и она-то, собственно, позволяет различить и классифицировать определяемое ею высказывание» [15,с.228]. Поэтому чистой информацией (имеется в виду информация как жанр) И.Тетелёвская считает такую, которая имеет самый короткий комментарий автора. В чистой информации целевая установка выражена, в основном, подбором и расстановкой фактов. Исследовательпица выделяет также беллетризованную и комментированную информацию (в зависимости от объема комментария). Взаимосвязь структуры сообщений и выполняемых ими функций поможет нам при изучении текстов «Ведомостей» определить степень их публицистичности. Таким образом, публицистическими материалами для нас будут такие, которые имеют обширный комментарий, рассуждения и определяемые логическими доводами доказательства.[18,с.118]

     В определении информационных и публицистических жанров газеты и их элементов мы используем в совокупности следующие положения: 1) печатные «летучие листки» обычно сочетали в себе элементы, типичные для двух и более тематических групп (К.Завадский); 2) журналистский материал выполняет две, три и больше функций, но доминирующей, как правило, является одна из них (И.Тетелёвская); 3) крупные жанры могут включать первичные в определенной пропорции, но при этом почти всегда первичные жанры подчиняются идейной направленности всего произведения (Д.С. Лихачев). Изложим выводы, сложившиеся в результате анализа номеров газеты за 25 лет ее существования.

     Петровская  газета, как заимствованная форма  литературы, уже в силу своей специфики  должна была реагировать на изменения  своего времени немного быстрее, чем любое отдельное произведение, — реагировать содержанием, системой жанров, направленностью. Наметились сдвиги в положении России среди европейских государств, появились новые задачи — изменяется и система жанров. Возникновение этой системы и ее обособление в древнерусской письменности началось еще в «Вестях-курантах». Однако опыт «Курантов» и соседних литератур потенциально обладал большим разнообразием, чем это использовали на первых порах «Ведомости». Здесь сказалась и избирательность газеты по отношению к своему и, главное, к чужому опыту (иными словами, фрагментарность, ограниченность влияния), и обусловленность этого выбора конкретными социально-политическими ситуациями в России и Европе первой трети XVIIIв.

     В 1702-1707гг. в газете преобладают хроника, информация, заметка. Интересно отметить, что многие заметки тяготеют к событийному репортажу — в них дается зримая картинка, о действиях русской армии повествуется в 3-м лице, но обязательно с местоимением «наш»: «наши переправились», «наши разбили» (что позже в репортаже превратится в авторское «мы», «я»).

     Хроники исчезают из газеты в 1708-1709гг., когда русские солдаты и партизаны вели бои на своей территории. Преобладает заметка, сохраняющая в некоторых случаях репортажность, но о гуманности к шведам, как это делалось прежде, уже не упоминается.

     В 1710-1713гг. жанр хроники (в основном зарубежной) возвращается на страницы «Ведомостей». В заметке же намечается тяготение к корреспонденции. Если раньше о жестокостях русских воинов по отношению к неприятелю сообщалось извиняющимся, оправдывающимся тоном, то теперь, после Полтавы, комментарий в заметках становится более обширным, аналитическим, объясняются причины тех или иных действий русской армии, обосновывается правомерность решений русского командования. Материал 15-го номера газеты за 1710г., озаглавленный «О взятии Выборга», можно без оговорок назвать корреспонденцией. В этом же году появляется объявление о книгах — «Реестр книгам гражданским» (хотя некоторые исследователи склонны считать его библиографическим обзором).

     Следующее пятилетие (1714-1718гг.) характерно тем, что из газеты исчезают и хроника, и информация зарубежного происхождения, подавляющее большинство материалов представляет собой заметки от русских военачальников и послов в Дании, Голландии, в империи Габсбургов. В это время именно на территории Дании, Померании, Пруссии и в Балтийском море решался вопрос о том, как скоро закончится Северная война. Россия занимает выжидательную позицию, делает ставку на истощение шведской экономики длительной войной и пытается заключить мир дипломатическим путем. Поэтому газетные заметки (не аналитического плана, но побуждающие к анализу) касаются главным образом военных действий русских и их неторопливых союзников в Финляндии и на южном побережье Балтики от Риги до Зунда. Один из номеров этого периода принадлежит к жанру прямого отчета (так называемый отчет «из зала суда»).

     В 1719-1721гг. обостряются отношения между Россией и Великобританией вплоть до дипломатического разрыва и реальной угрозы со стороны последней уничтожить молодой русский флот на Балтике. Это дало новый толчок в развитии газеты. Резко увеличивается количество номеров, появляется много хроникальных сообщений и информации из иностранной периодики, чаще используется жанр отчета в оригинальных описаниях празднеств, дипломатических приемов и т.п. Во время разрыва с Англией появляется фельетон на международную тему в форме письма «некоторой персоны» к другу (1720. №50), в котором делаются выпады против Швеции и Англии. Через 4 месяца публикуется на 23 страницах ответ друга «персоне», этот материал — уже в жанре аналитической статьи (опубликована отдельной брошюрой). Характерная черта данного периода: однотипность оригинальных сообщений (о спуске очередного корабля, приеме послов, слушании царем литургий, праздновании именин и торжественных дат) помогает в выработке словесного клише — стандарта, по которому и строятся информации с использованием синонимических конструкций и лексических синонимов. Часто встречается и негативная разновидность стандарта — штамп (в сообщениях меняются лишь цифры, даты или имена, остальной текст повторяется почти слово в слово). Но в то время, естественно, это воспринималось не как штамп, а как «образец» — собственно, из его структуры и развился стандарт за счет вариантности лексики и синтаксиса (им мы пользуемся и сегодня).

     После события огромной важности — заключения Ништадтского мира — газета переводится  на «мирные рельсы» и заполняется  обычно переводными хроникальными  сообщениями, информациями и заметками. Оригинальные материалы появляются в І722-1724гг. всего в 8 номерах (если включить сюда и 4 выпуска Сенатской типографии об аудиенциях персидского посла). В феврале 1723г. в форме библиографического обзора публикуется памфлет «Книги политические, которые продаются в Гаге», где приводятся переделанные или вымышленные названия книг. Материал был направлен против Франции, Англии, затрагивал Голландию, Швецию, Польшу, Испанию и др.

     Во  время царствования Екатерины I (1725-1727) в газету вновь приходят оригинальные сообщения, но они носят уже не общегосударственный характер, как при Петре I, а чисто придворный. Жанры русских публикаций — заметка (кое-где с репортажным уклоном), отчет, реже — информация.

     Вот как в общих чертах формировалась  система жанров русской периодики. Здесь мы применяли современную терминологию для того, чтобы проследить именно зарождение и становление жанров (и их элементов), которыми мы пользуемся по сей день и которые получают дальнейшее развитие. Термины XVIIIв. — «ведомоти», «куранты», «письмо», «реляция» — не могут дать полного и ясного представления о газетных публикациях. На примере «Ведомостей» мы видим, как ведущую роль играл то один, то другой жанр, — в зависимости от целевой установки газеты в каждый конкретный период. Причем историческая закономерность такова, что элементы аналитических жанров не могли развиться в газете, пока шведской армии не было нанесено сокрушительное поражение в Полтавской баталии. Точно так же и жанр фельетона не мог появиться прежде разрыва с Англией и приобретения русскими господства на Балтике, а жанр памфлета обязан своим появлением тому факту, что Россия стала могущественным государством, против которого боялись открыто выступить столь сильные державы, как Англия, Франция, Австрийская империя.

     Особого внимания заслуживает проблема публицистичности выступлений газеты, поскольку она (публицистичность) не исчезает в номерах, где собственно публицистические жанры отсутствуют. За счет чего же публицистическое начало ощущается во многих выпусках «Ведомостей»? Прежде всего благодаря подбору фактов. С иностранными источниками дело обстояло таким образом, что известия извлекались сразу из нескольких разных газет или ряда номеров одной газеты. Для печати отбиралась порой лишь десятая часть материала, а при переводе (или пересказе) она уменьшалась еще в два-четыре раза. То, что подбор, фактов осуществлялся с классовых позиций в отношении оригинальных материалов, ясно a priori и подтверждается текстами. Например, «Объявление о затмениях» от 16 апреля 1706г. исследователи обычно относят к «расширению читательского кругозора», не обращая внимания на странность и уникальность данного объявления. Оказывается, что незадолго до солнечного затмения, ожидавшегося 1 мая, Петр I писал военачальникам и Ф.А. Головину, редактировавшему «Ведомости», чтобы «о сем затмении поразелавить в народе», потому что «когда люди про то наперед ведают, то уже не есть чудо» [15,с.248]. Выходит, мы имеем дело не с простым информированием, а с воздействием, что по теории И.Тетелёвской относится к разряду публицистики.

     Заряд публицистичности содержат в петровской газете не только отдельные жанры, но и их совокупность; нередко материалы  приобретают более важное звучание в окружении остальных материалов номера. Так, №2 от 21 января 1707г. заключает в себе несколько сообщений об измене польского короля Августа II и его встрече с Карлом XII. Между этими заметками вставлено письмо самого Августа, где он отрицает факт сепаратного мира со шведами, называет это «лжой и клеветой», уверяет в своей дружбе и проч. Комментария номер не содержит, хотя заметна явная попытка русской газеты в столкновении фактов показать истинное лицо предавшего союзника. Но, как мы отмечали выше, аналитичность пришла в газету только после Полтавы.

     В качестве примера интересен номер от 1 июля 1719г.; он в сущности представляет собой единое публицистическое целое. Исследователи этого не учитывали, дробили его на самостоятельные, якобы не зависящие друг от друга части. Композиция этого выпуска такова: отчет о праздновании дня Петра и Павла в Петербурге, заметка о том, как сам Петр отпраздновал свои именины «при Ангуте», аннотация на книгу П.П. Шафирова «Рассуждение о Свейской войне», 9 заметок со всех концов России и в конце выпуска — 9 мелких информации из-за рубежа, отделенных отбивкой от остального текста. Все историки печати отмечают публицистический характер речи митрополита Стефана Яворского и репортажность повествования в отчете о празднестве. Но публицистика не обрывается с окончанием пересказа проповеди. За описанием торжества, где «вся чувства насладилися», следуют слова: «Ко оной торжественной радости не укоснили сюда и от его величества благие ведомости» [6,с.5]. После этого идет сообщение о том, как монарх отпраздновал именины у Гангута. Автор данной публикации постепенно от фактов переходит к обобщениям, делая это довольно искусно. Далее, логически вытекая из предыдущего, закономерно продолжая сказанное автором, идет аннотация на книгу Шафирова. Однако анализ текста показывает, что это все-таки не аннотация. Заглавие книги окружено двумя-тремя предложениями, списанными практически слово в слово с начальных страниц произведения. Автор газетного материала умело переводит разговор на современные события, и после цитаты следует абзац о том, что «о протчих здесь древних и новых, благих духовних и мирских делах, слава богу, весьма видимо» [6,с.6], затем — о том, что «купеческие и мануфактурные, и всякие рукодельные дела зело успевают» [6,с.6]. И далее — 9 русских информации, которые подобраны так тонко, с таким расчетом, что во всех сообщениях чувствуется продолжение разговора, если не о деяниях самого Петра, то о делах, им вдохновленных. Этому способствуют различные переходы, связывающие воедино текстовые части выпуска газеты, обобщения, переключение разговора из истории в современность. Автор номера неизвестен, но по стилю и некоторым другим данным им мог быть директор петербургской типографии М.П. Аврамов.

     Таким образом, мы ощущаем иностранное (в  том числе инославянское) влияние  на «Ведомости», проявляющееся в  газете как типе издания и как формирующейся системе жанров периодической литературы. В то же время заметна избирательность газеты в плане политическом, тематическом, жанровом в соответствии с запросами господствующего класса в конкретной ситуации. Желая добиться максимального воздействия на читателя, составители газеты публикуют материалы аналитического характера, публицистических жанров, а также порою верстают материал таким образом, что информационные жанры в определенной пропорции и последовательности составляют единое публицистическое целое строгой направленности и большого эмоционального заряда. В этом умении видна оригинальность и самобытность первопечатной русской газеты. По принципу преломления европейского барокко газета близка архитектуре Петровского времени — та же «относительная простота, утилитарность, деловитость, скромность декора»[1,с.8]; барочная аллегоричность за 3-4 года выветривается из гравюр-заставок «Ведомостей». Но в «интерьере» газеты (как и в петровской архитектуре) наблюдается большая сложность и пестрота — в языке, стиле, композиции материала.

 

      Заключение

     Появление первой печатной газеты в России стало  одним из важнейших этапов развития российского общества. Газету «Петровские  Ведомости» можно назвать как  отправной точкой, так и большим  толчком к развитию журналистики. Если в первых номерах газеты «Ведомости» можно было лишь уловить контуры будущих информационно-аналитических жанров, как например описание дня Петра и Павла от 1 июля 1719г. Оно излагалось на 22 страницах. Этот газетный материал представлял один из ранних образов публикаций, то впоследствии образовывались новые жанры, которые делали газету более привлекательной для читателя. В «Ведомостях» появляются такие жанры как фельетон, памфлет, очерк, репортаж и др.

     Изучив  газету «Ведомости», можно сделать вывод, что она значительно отличалась от газет других стран мира. Как в Европе, так и в Америке, газеты ведут свое происхождение от рукописных бюллетеней, составлявшихся в крупных торговых центрах (как в Венеции, например) и содержавших сведения для купцов, финансистов. В России же, как рукописные «Куранты», так и первопечатные «Ведомости» создавались верховной властью, исходя из потребностей и нужд государства. Первая русская газета была менее всего коммерческим изданием, каким были впервые возникавшие европейские газеты. Петр I создал газету для того, чтобы держать читателей в курсе политических дел и для пропаганды своих реформ.

Информация о работе Газета «Петровские Ведомости», ее значение в истории журналистики