Формирование внутреннего имиджа России средствами массовой информации на примере новостных, информационно- аналитических телепередач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 11:37, дипломная работа

Описание

Цель дипломного проекта – выявление способов формирования имиджа России через СМИ.
Данная дипломная работа направлена на решение следующих задач:
 Описать структуру имиджа России;
 Изучить особенности формирования внутреннего имиджа страны;
 Рассмотреть роль телевидения в формировании общественного мнения;
 Изучить новостные и информационно-аналитические телематериалы;
 Сделать вывод о значимости телевизионных программ для формирования положительного внутреннего имиджа России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ИМИДЖ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
1.1 Общее понятие об имидже страны
1.2 Описание структуры внутреннего имиджа России
1.3 Особенности формирования имиджа страны
1.4 Телевидение, как инструмент формирования внутреннего имиджа России
2. ИМИДЖ: МЕТОДОЛОГИЯ И АНАЛИЗ
2.1 Теоретико-методологические аспекты изучения особенностей формирования внутреннего имиджа России в новостных и информационно-аналитических передачах (на примере каналов ОРТ, РТР, НТВ)
2.2 Анализ внутреннего имиджа России и особенностей его формирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Формирование имиджа РФ.doc

— 414.00 Кб (Скачать документ)

Близость темы новости к потребителю информации: либо в пространстве (непосредственное соседство или не слишком отдаленное место — местная проблематика, которую зарубежный автор абзацем выше указывает в последнюю очередь, а отечественный, вполне справедливо, по нашему мнению, выносит на первое), либо во времени (недавнее прошлое или недалекое будущее); что-то хорошо знакомое или близкое по каким-то причинам; вообще все то, что может заинтересовать по ассоциации с личными впечатлениями — иной раз это может привлечь, даже если речь идет о чем-то далеком и по времени и по месту.

Известность кого-либо или чего-либо — все то, что по тем или иным причинам может получить признание и популярность либо на местном уровне, либо в более широких масштабах; успехи или неудачи государственных, политических, деловых, общественных и иных организаций и их представителей, которые «делают новости» (так называемые «ньюсмейкеры»); показ знаменитостей разных калибров, причем как в положительном, так и в отрицательном смысле; рассказ о сенсационных открытиях, изобретениях или достижениях в различных областях.

Своевременность — здесь работники новостных служб должны ответить на следующие вопросы: насколько актуальна новость? уместно ли давать те или иные сведения в контекста сегодняшнего дня? не принесет ли их опубликование «незапланированный» вред по каким-либо «деликатным» причинам? достаточно ли они созвучны духу времени по стилю изложения и аргументации?

Новостные сообщения являются довольно сложным социальным феноменом. Модальность новостей практически совпадает с модальностью повседневной реальности. В информационных программах особенно отчетливо проявляется способность телевидения конструировать реальность за пределами личного опыта индивида. Программы новостей не являются передачей реальности, а всегда представляют собой некую сконструированную интерпретацию реальности, больше основывающуюся на том, что достойно попасть в разряд новостей, чем на реальном ходе событий. В настоящее время в социологическим дискурсе единственным верифицированным критерием отбора сообщений является представление об общественной значимости информации.

Эпоха «нового» телевидения началась в России в 1991 г., явившись результатом тех коренных преобразований, которые произошли в политике и экономике страны. Телевидение стало первым из всех средств массовой информации, которое перестроило свою работу в соответствии с новыми требованиями.

Ввиду того, что экономическая формация начала 90-х диктовала свои условия и правила игры на рынке производства, информационные сообщения – новости теперь стали не просто набором актуальных событий, произошедших за определенный промежуток времени, но и товаром, «требующим не только конкурентоспособного уровня качества (новизны, оперативности, оригинальности и др. факторов), но и яркой «упаковки», «ярлыка», соответствующей рекламы – формальных признаков».

Причинами появления информационных и информационно-аналитических программ на телевидении стали, во-первых, резко увеличившаяся потребность населения в информации (одна на всю страну информационная программа «Время» уже не могла справиться с этой задачей), во-вторых, зрители нуждались не просто в новостях, а в новостях комментированных, так как стремительные события начала 90-х гг. требовали разъяснений, и население часто не понимало, в чем суть происходящих изменений. В связи с чем только появившиеся еженедельные программы сразу завоевали широкую аудиторию. Кроме того, в этот период уровень доверия населения телевидению был очень высок.

В-третьих, в появлении и развитии аналитического вещания были заинтересованы не только сами зрители, но и те, кто инициировал и руководил политическими и экономическими реформами в России. Руководство страны нуждалось в «рупоре» своих идей, оно стремилось оказывать влияние на население таким образом, чтобы заручиться поддержкой россиян. А этого эффективнее всего можно было достигнуть именно с помощью информационно-аналитических телепрограмм.

В-четвертых, естественным образом возникшая конкуренция на рынке телепроизводства способствовала поиску наиболее приемлемых и популярных среди телезрителей форм подачи, обработки и интерпретации информации, что положительным образом сказалось на качестве информационно-аналитических программ на федеральных российских телеканалах и скорости их развития.

С одной стороны, в информационных программах изменился визуально-содержательный стереотип отражения жизни. От былого контраста телевидение перешло к всестороннему и разнообразному отражению жизни. Первый и второй планы телевидения становятся более многообразными, расширился географический и тематический континуум сообщений. Но с другой стороны, происходит «банализация» информационного потока. Заметной тенденцией современного вещания является снижение насыщенности и аналитической составляющей информации. В сообщениях преобладает информационно-описательное изложение событий. Из новостей исчезла эмоциональная окраска, персонифицированность, которая раньше повышала интерес к информационным программам.

Прежде чем, приступить непосредственно к описанию специфики новостных программ центральных телеканалдов, отметим, что одним из важных параметров описания телеканала является восприятие новостных и аналитических программ. От того, какие сведения окажутся в информационном полетелевидения, в какой форме и с какими комментариями, зависят как действия субъектов политики, так и реакция на них граждан. Ключевым в этом процессе является этап отбора информации. В особенности это стало очевидно в наши дни, когда человек постоянно находится под воздействием массовых коммуникаций, и каждый из нас в той или иной степени испытывает на себе влияние телевидение.

Поток информации настолько разнообразен, что самостоятельно сориентироваться в нем индивиду крайне сложно. Фактически телевидение берет на себя роль формирования картины мира современного человека, они определяют, какие новости узнают люди, какие из них станут приоритетными, а какие отойдут на второй план. Эта функция телевидения по ограничению потока информации и определению важнейших тем в современной политической науке получила название формирования информационной повестки дня (или медиа-повестки).

Информационная повестка дня представляет собой список тем, которые предлагают телевидению в качестве наиболее важных и актуальных на сегодняшний день для своей аудитории. В качестве субъектов, способных влиять на формирование медиа-повестки, выступают как представители самих средств массовой информации, так и внешней по отношению к ним среды, в частности, политические факторы.

Наличие такого фактора, как информационная повестка дня, позволяет осуществлять менеджмент новостей. Управление новостью в государственном секторе зачастую становится единственно доступным инструментом, не ассоциирующимся с манипулятивными технологиями. Менеджмент новостей особо значим в кризисных ситуациях: будь то забастовка, или неправильно истолкованное выступление первого лица. Целью является принятие правильной линии работы с масс-медиа. Освещение неблагоприятным образом того или иного события телевизионными каналами или его умолчание - типичная ситуация нашей современной истории. Задача, стоящая перед администрацией государственного органа - максимально возможно повлиять на то, какая информация об администрации и проводимой ею политики появится на телевидении.

Поскольку новости являются отражением внимания общественного мнения к тому или иному вопросу, то менеджмент новостей и стал тем инструментарием, который дает возможность вводить элементы управления в сферу, казалось бы, неподдающуюся управлению.

В качестве характеристик формирования новостного пространства выступают отбор событий и придание значимости новостям. Можно заменить или не заметить событие. Можно занизить или усилить его. В новостной плоскости происшедшее событие может тормозиться, а может ускоряться. В качестве инструментария «торможения» выступают: недопуск, замена новой ситуацией, смещение акцентов. Инструментами «ускорения» являются акцент на важности, присоединение к другому важному событию, использование комментариев.

Другая сторона управления освещением события - цикл возможной трансформации новостей. Можно наблюдать в «жизни» события в новостной плоскости следующие этапы:

- подготовка ожиданий события

- проведение самого события

- освещение события средствами телевидения и радио

- освещение события средствами прессы

- комментарии к событию, упоминание события в списке однородных событий

- ссылки на событие в качестве подтверждения какой-либо тенденции.

Говоря о торможении, необходимо отметить, что негативное (как и позитивное) событие имеет определенный срок жизни, то за срок 7-10 оно полностью «выветривается» из массового сознания. Поэтому в ряде случаев нет необходимости в опровержениях, поскольку «негатив» умрет и сам.

Возможна такая форма управления, как отбор событий. То есть составление списка мероприятий, в которых необходимо участие главы администрации или ведомства. Необходимо заниматься постановкой событий в соответствии с избранной стратегией. Следует четко установить: скандал развивается или умирает. В последнем случае появление руководящего лица может снова возродить скандал. Иногда следует вновь появиться на экране, чтобы новая подача помогла стереть отрицательные результаты предыдущей.

Цикл представляет собой следующую схему: отбор - событие - освещение - резонанс. При этом отбор события осуществляется с точки зрения интересов канала коммуникации, в противном случае, если не соответствовать его требованиям, будет трудно добиться освещения данного события в рамках этого канала. Подготовка ожиданий включает обработку аудитории. Отличие демократической схемы управления общественным сознанием состоит в контроле отдельных ситуаций, позитивной ориентацией на вытеснение другого события, носит более динамичный характер.

Управляя новостью, можно организовывать утечку информации, развертывание по стране групп давления, которые призваны поддержать те или иные требования. Все это также влияет на формирование образа страны в глазах получателей новостного продукта, то есть граждан этой страны.

 


ГЛАВА II. ИМИДЖ: МЕТОДОЛОГИЯ И АНАЛИЗ

 

2.1 ТEОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ИМИДЖА РОССИИ В НОВОСТНЫХ И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕЛЕПЕРЕДАЧАХ (НА ПРИМЕРЕ КАНАЛОВ ОРТ, РТР, НТВ)

 

Национальная индивидуальность страны, то есть собственно ее внутренний имидж, преломляется в социально-экономических, политических, мультикультурных контекстах, «жизненном стиле». Жизненный стиль – это образ жизни полиэтнической страны, народов, их взаимовосприятия, а также присутствие в объективированном образе, транслируемом в международных информационных потоках. Высокая дискомфортность коммуникативных моделей не позволяет донести сформулированный образ без искажений, поэтому после определения внутренних и внешних составляющих образа характера и стиля жизни, принимается решение о том, как донести интерпретированный информационный продукт. Как сделать достоянием общественности внутренние и внешние составляющие имиджа, модифицировать их. На этом этапе формируется «страновая идентичность», которую можно рассматривать как систему символов, знаков, мифов, ритуалов, брэндов, коммуникативных средств, проецирующих или отражающих индивидуальность государства. Она должна отражать миссию, геополитическую стратегию и притязания страны.

Далее необходимо рассмотреть характер подачи новостей различными телаканалами.

Первый канал – в приоритете информационное вещание, основа – информационная программа «Время». Наиболее популярным и рейтинговым видом вещания является кинопоказ, который занимает 40 % вещания канала и формируется из всех существующих сегодня кинематографических жанров и форм: художественных фильмов, телесериалов, документального и анимационного кино. Имеет наибольший рейтинг.

Программы ОРТ смотрят вся Россия, страны СНГ и Балтии. Аудитория первого общенационального канала России превышает 200 миллионов человек. Информационное вещание ОРТ — это почти четыре часа прямого эфира в день. Компания имеет 19 региональных бюро в России и странах СНГ, корпункты в Лондоне, Париже, Вашингтоне, Бонне и Пекине. Приоритетным направлением политики ОРТ стало развитие традиций просветительских, интеллектуальных, культурологических программ и программ, относящихся к развлекательному вещанию.

В общем за сутки на канале Общественного Российского Телевидения ДИП (Дирекция Информационных Программ) выдает в эфир 6 новостийных программ по рабочим дням (5 выпусков программы "Новости" и 1 выпуск программы "Время" в 21.00 по московскому времени) и 4 - по воскресеньям ( 3 - "Новости" и 1 - "Время").

Таким образом, ОРТ является одним из крупнейших федеральных каналов с широкой корреспондентской сетью, обширнейшей зоной покрытия и позиционирующий себя как канал прогосударственной направленности. Информационные программы канала - "Новости" и "Время" - носят в большинстве своем официальный характер и выражают в основном точку зрения руководства страны на актуальные события и процессы. Особенность программы "Время" - это концепция информационного канала с большим блоком аналитических программ, выходивших на этом канале - "Здесь и сейчас" и "Однако".

Телеканал «Россия» - жанровая структура вещания многолика: информационные программы, многосерийные отечественные и зарубежные телефильмы и сериалы, телепублицистика, ток-шоу, телевикторины, комедийные и игровые форматы, полнометражные художественные и документальные фильмы, трансляции спортивных событий, обзор общественно-политической жизни, мероприятий культуры и искусства. Имеет один из самых высоких рейтингов.

Телеканал «Россия» сегодня – это динамично развивающаяся телекомпания, занимающая ведущие позиции в документальном и художественном кинопоказе, производстве телевизионных развлекательных программ, лидер в информационном вещании. Аудитория телеканала "Россия" составляет 98,5 % населения России. Более 50 миллионов телезрителей смотрят телеканал "Россия" в странах СНГ и Балтии. Жанровую структуру вещания телеканала "Россия" составляют информационные программы, многосерийные телефильмы и сериалы, телепублицистика, ток-шоу, телевикторины, комедийные и игровые форматы, полнометражные художественные и документальные фильмы, трансляции спортивных и общественно-политических событий, зрелищных мероприятий.

Информация о работе Формирование внутреннего имиджа России средствами массовой информации на примере новостных, информационно- аналитических телепередач