Значение Здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 22:39, доклад

Описание

Проблема формирования ЗОЖ и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей.

Работа состоит из  1 файл

ЗОЖ.docx

— 89.44 Кб (Скачать документ)

Значение Здорового  образа жизни.

Мотивация школьников.

Проблема формирования ЗОЖ и  укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной  системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной  научными знаниями о природе и  человеке, готовой к созидательной  творческой деятельности и нравственному  поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей.

В настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные  образовательные и оздоровительные  программы, способствующие формированию валеологической грамотности, организации  ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся в  сфере, как общеобразовательной  учебной деятельности, так и физической культуры и воспитательной работы, ориентированной на ЗОЖ.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы  здравоохранения. Но, по данным ВОЗ  он лишь на 10-15 % связан с последним  фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими  факторами, на 25 % его определяют экологические  условия и на 50-55 % - условия и  образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его  внутреннего мира и отношений  с окружением. Вместе с тем современный  человек в большинстве случаев  перекладывает ответственность  за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается  исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят  не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее  время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

 

Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении  среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Гораздо большее  значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации, способствовавший “освобождению” человека от усилий над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. “Быть здоровым - это естественное стремление человека”, - пишет К. В. Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком в отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья

Первым шагом в этом направлении  может служить выяснение представлений  о здоровом образе жизни в современном  обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений  и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное здоровье через 10 - 30 лет.

 

Во все времена у всех народов  мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в  древности оно понималось врачами  и философами как главное условие  свободной деятельности человека, его  совершенства.

Здоровый образ жизни формируется  всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным  воплощением индивидом своих  социальных, психологических и физиологических  возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни  в молодом возрасте, зависит в  последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

 

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни  входят следующие составляющие:

 

- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

- оптимальный двигательный режим;

-   рациональное питание;

-   закаливание;

-   личная гигиена;

-  положительные эмоции.

   Мотивация как устойчивое  личностное качество формируется  в результате перевода знаний  и понимания проблемы на поведенческий  уровень.  На данном  этапе, необходимо направить работу на формирование осознанного удовлетворения потребностей воспитанников, что создает положительную мотивацию на ведение здорового образа жизни.

 Важно не только вооружить  ребенка знаниями о сохранении  и улучшении здоровья, но и  развивать у него желание применения  полученных знаний и умений  на практике.

 

 Целью работы в процессе воспитания культуры здоровья на мотивационном этапе является: создание положительной мотивационной сферы, направленной на формирование потребностей каждого подростка вести здоровый образ жизни.

 

           Задачи  мотивационного этапа: 

- обеспечение условий для формирования положительной мотивации каждого школьника к овладению культурой здоровья;

- содействие изучению школьниками составляющих здоровья и здорового образа жизни;

- помощь семьям подростков в формировании положительной мотивации воспитания здоровья личности каждого ребенка.

 

      Активная работа  на этом этапе и созданная  положительно – мотивационная  сфера способствует возникновению  у подростков на подсознательном  уровне смысловой основы здорового  образа жизни, ответственного  отношения к себе и своим  поступкам. Таким образом, происходит  осознание своей ценности и  индивидуальности, самоопределение  подростка и формирование ответственности  за собственное здоровье, что  обуславливает его поведение  в социуме и является профилактикой  девиантного поведения.

Применительно к школе в вопросе  сохранения здоровья детей, в качестве первоочередных мер, необходимо:

  • нормализовать учебную нагрузку с учетом физиологических требований СанПИН

 

  • активнее вовлекать родителей и общественность в дело повышения здоровья учащихся;

 

  • повысить двигательную активность на переменах в рамках учебного времени;

 

  • на уроках вводить элементы лечебной физкультуры;

 

  • вести систематическую работу по профилактике близорукости;

 

  • обучать детей, педагогов, родителей здоровому образу жизни;

 

  • активизировать работу психолога школы по пропаганде ЗОЖ;

 

  • больше привлекать детей в кружки и секции спортивного направления;

 

  • задача специалистов физической культуры – формировать культ здорового, гармонично развитого человека.

Двигательная  активность школьников.         

Двигательная активность – один из основных факторов, который влияет на рост и развитие детского организма, его адаптационные возможности. Исследования, проведённые различными медиками в различные годы показали, что детская активность у большинства  детей ниже физиологического минимума.

 

Двигательная активность детей  складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные  перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может  быть весьма разнообразной. Некоторые виды движений могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объёму физической нагрузки.

Основная ответственность за формирования здорового образа жизни ребят  в школе ложится на уроки физкультуры. Занятия физической культурой должны быть систематическими, нагрузки при  этом должны увеличиваться постепенно, по мере развития физических возможностей ребёнка.

Рациональная организованная двигательная активность позволяет снять перенапряжение и переутомление, повышает работоспособность, способствует сохранению здоровья учащихся, создаёт условия для повышения  учебной мотивации.

  Питание школьников

  Питание является основным  условием существования и развития  любого живого организма. Правильно построенное (рациональное) питание обеспечивает нормальную жизнедеятельность человеческого организма, нормальное его развитие, повышает сопротивляемость различным вредным воздействиям окружающей среды. Пища является строительным материалом для организма, а также служит источником расходуемой им энергии, причем не только во время работы, но и в покое, для поддержания важнейших функций организма.

Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз  в день, причем на завтрак, обед и  ужин непременно должно быть горячее  блюдо. Для растущего организма  обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты - источники кальция и белка. можно рекомендовать проводить беседы о здоровом питании не только со школьниками, но и с их родителями. Разъяснять важность правильного питания, т. к. оно влияет не только на физическое здоровье учащихся, но и на психическое здоровье в том числе. Несформированность социальных установок относительно здорового питания проблема многих поколений и начать решать её надо уже сейчас. 

Вредные привычки

Беспокоят специалистов и другие недуги детей, такие как зависимость  от табака, алкоголя и наркотических  веществ. Это происходит из-за того, что ребёнок хочет самоутвердиться, не отставать от сверстников, “вырасти” в глазах более старших ребят. Коварство этих веществ состоит в том, что со временем возникает зависимость организма и развиваются так называемые болезни химической зависимости – табакокурение, алкоголизм, токсикомания и наркомания.

 

Форма работы по профилактике могут  быть самыми различными: занятия, направленные на формирование стратегии безопасного  поведения в области инфекционных заболеваний; сотрудничество с медицинскими центрами; выездная медицинская диагностика  внеклассной работы с учащимися (тренинги и классные часы, родительский лекторий, экскурсии); общешкольные мероприятия  по профилактике табакокурения, алкоголизма.)

 

 

 

Таким образом, для школьников основными составляющими элементами здорового образа жизни являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность.

 

 

 

Ипользуемая литература:

 

Горчак С.И. К вопросу о дефиниции  здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские  и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991 с. 98

Интернет - ресурсы

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Значение Здорового образа жизни