Здоровье, умственное и физическое развитие студентов в условиях информационной и эмоциональной перегрузки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 01:54, реферат

Описание

Здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студента.
В период обучения в высшей школе студенты испытывают воздействие целого комплекса средовых факторов, негативно влияющих на состояние их физического, психического и репродуктивного здоровья. Изменение стереотипа окружения, возрастание психологической нагрузки, дезориентация в обществе, особенно на начальном этапе обучения в вузе, приводят к стрессовому напряжению у студентов. Учебная деятельность в условиях информационной перегрузки, в результате нерационального планирования учебной нагрузки, способствует возникновению стресса, связанного с дефицитом времени, что, в конечном итоге, приводит к депрессии, психовегетативным расстройствам, неврозам и различным соматическим заболеваниям. Новый синдром хронической усталости наряду с депрессией резко снижает активную работоспособность основной массы подростков

Работа состоит из  1 файл

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

  Наиболее  часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных  занятий. Использование «малых форм» физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении ег условий, повышении работоспособности.

  Учебные и самостоятельные  занятия по физической культуре в режиме

  учебно-трудовой деятельности

  Эффективная подготовка специалистов в вузе требует  создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. В цикле исследований проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоде учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня , в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.

  Динамика  работоспособности в течение  рабочего дня характеризуется тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления.

  Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамии, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление. Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно- трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы. Значительную долю в классе болезней нервной системы и органов чувств составляют стенические состояния, неврозы, вегето-сосудистые дистонии. Наиболее высокий уровень был зарегистрирован у студентов начальных курсов. Данный факт свидетельствует о психоэмоциональном напряжении, связанном с крайне сложным периодом адаптации студентов к обучению в вузе.

  К основным факторам, влияющим на уровень заболеваемости студентов в условиях Республики Тыва, относятся: недостаточная двигательная активность (особенно в зимнее время  в связи с климатическими особенностями  регионами – низкими температурами), авитаминозы, не правильное питание и нарушение режима дня, сочетающиеся с эмоциональной и информационной перегрузками.

  Таким образом, отмечающиеся в настоящее время  тенденции к ухудшению состояния  здоровья студентов требуют комплекса  мероприятий по предупреждению, выявлению и лечению заболеваний студентов. Состояние психоэмоционального напряжения, высокая заболеваемость студентов являются следствием определенного образа жизни студентов, который занимает основное место в здоровом образе жизни. Отсюда вытекает необходимость коррекции здоровья студентов, прежде всего поведенческими методами – нормализацией образа жизни, по принципу «поведенческая медицина».

  Цель  программы – эффективная адаптация к обучению в вузе и снижение роста заболеваемости студентов университета, посредством создания условий, отвечающих требованиям укрепления и сохранения здоровья в процессе учебы и работы, формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса на основе осознания здоровья как ценности, формирование мотивации здорового образа жизни, обучение студентов знаниям, умениям и навыкам здорового образа жизни, что повысит качество подготовки специалистов.

  Задачи  программы:

  1. Создание системы комплексного мониторинга уровня психического и соматического здоровья и социальной адаптации студентов с анализом факторов негативного влияния.
  2. Обеспечение студентам условий учебы, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, введение здоровьесберегающих технологий обучения в учебный процесс, оптимальное распределение учебной нагрузки.
  3. Предоставление студентам своевременной медицинской помощи, профилактика заболеваний;
  4. Внедрение системы мер психопрофилактического, реабилитационного, корригирующего и социально адаптирующего характера, связанных с улучшением организации питания, здорового досуга и отдыха, лечебно-профилактических мероприятий, психологической помощи и поддержки студентов и сотрудников.
  5. Создание и укрепление на территории университета необходимых медико-социальных, организационных, психолого-педагогических условий для формирования у студентов университета устойчивой потребности в здоровом образе жизни.
  6. Внедрение комплекса образовательно-просветительских программ, направленных на приобретение студентами знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, формирование культуры здоровья у субъектов образовательного процесса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Литература:

    1. http://works.tarefer.ru/90/100121/index.html
    2. http://www.perspektiva-centr.ru/baby-no-stress/
    3. http://www.ksu.ru/usvr/prog_zdor.htm

Информация о работе Здоровье, умственное и физическое развитие студентов в условиях информационной и эмоциональной перегрузки