Влияние физкультуры и спорта на развитие гармонически развитой личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:27, реферат

Описание

Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда.
Физическая культура и спорт являются не только эффективным средство физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно- интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. Причём это касается не только самих спортсменов, но и тренеров, судей, зрителей.

Содержание

1. Введение.
2. Нравственно – этическое воспитание человека..
3. Процесс самопознания и самосовершенствования.
4. Формирование воли.
5. Воспитание уверенности в себе и своих силах.
6. Как спорт помогает оценивать себя.
7. Заключение.
8. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

ьтт.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

физического развития. Мол, « сила есть - ума не надо». Обманчивое суждение.

Подобный аргумент не раз ставил в тупик тех, кто действительно «силушкой» не

обижен. Сегодня даже самые ярые сторонники этой крылатой фразы остерегаются применить расхожую формулу. Приложима ли она, скажем, к теннису? Одной силой, быстротой, выносливостью, умением подавать мяч и бить его с отскока, с лёта, с полулёта победы в теннисе не достигнешь. Надо думать, и решать, уметь разгадать намерения соперника, его тактику, необходимо маскировать задумки, навязывать свою игру. Так и в футболе, хоккее, волейболе, баскетболе. да мало ли где и когда!

Совершенствуясь в спорте, человек совершенствуется всесторонне. Трудно

сказать, в каком виде спорта больше. Рядом психологических исследований установлено, что в ходе совершенствования личности в разных видах спорта формируются и совершенствуются сами психологические процессы, на основе которых человек управляет собственными движениями. Речь идёт о приобретаемом в ходе занятий умении быть точным и без секундомера отмеривать заданные отрезки времени с отклонениями не более 1%,

без зрительного контроля выполнять движения точно заданной амплитуды с

заранее определённым усилием, с точным воспроизведением заданного темпа или ритма. Основу этой саморегуляции составляют натренированность мышечно-двигательных ощущений, чёткость работы центральной нервной системы.

 

Вспомним коньки фигуристов. Ширина лезвия обычно 3-4 миллиметра. При исполнении упражнений обязательной программы фигурист должен скользить либо на одно, либо на другом ребре конька. Если он нарушит «рёберность», судьи накажут его за ошибку снижением оценки. Но сам фигурист, « катая школу», не может взглянуть на рисунок со стороны. Единственный источник, который подаёт ему информацию о положении конька - проприорецепторы стопы. Но суставная и

мышечная чувствительность нужна не только фигуристу. Она важна при управлении современной техникой с её стремительными скоростями.

А представьте себе, как важно уметь человеку предвидеть возможные

неожиданности, чтобы быть к ним готовыми, точно и быстро реагировать. Такое

умение называют антиципацией.

В спортивной деятельности значение антиципации проявляется особенно ярко.

Говорят, что различные уровни антиципации позволяют спортсмену заранее

готовить мышцы к предстоящей работе путём оптимизации их тонуса; создают

условия для возобновления, восстановления, закрепления заученного действия –

двигательного навыка; сокращать время реакции, уменьшать величину

пространственной и временной ошибок, своевременно и точно выполнять движения; слаженно и скоординировано выполнять сложные двигательные действия; разгадывать замыслы противника; согласовывать свои действия с действиями всей команды. Антиципация крайне необходима, она успешно совершенствуется у человека, занимающегося спортом. Антиципация, в частности, предполагает умение быстро и точно, в короткие промежутки времени увидеть и оценить сразу несколько сигналов, мгновенно принять правильное решение. Эти замечательные качества развивают спортивные игры – баскетбол, волейбол и другие.

Способность удерживать статическое и динамическое равновесие, связанное с

устойчивостью вестибулярного аппарата, необходима морякам, лётчикам. Такую

способность развивают гимнастика, аэробика, борьба. Следовательно, спорт

может и должен избирательно использоваться для улучшения профессиональной подготовки людей. Возможность использования средств самосовершенствования в воспитании людей, подготовке их к труду заключается в самой специфике спорта как вида деятельности. Развитие у человека жизненно важных физических и двигательных качеств, совершенствование психических процессов, начиная от относительно простых, на уровне психомоторики, и кончая наиболее сложными, интеллектуальными, на уровне мышления и воображения, - это забота о человеке, о его здоровье и работоспособности.

 

 

Формирование воли.    

                         

Благодатная возможность развития и совершенствования воли человека через

спорт ни у кого сомнений не вызывает. Слишком часто и много мы сталкиваемся с

настоящими проявлениями воли на аренах и финишных прямых. Спорт не только

развивает мускулы, но и закаляет дух. Мать победителя Сиднейской Олимпиады с

гордостью говорит о неузнаваемости сына после того, как он стал заниматься

спортом: « Не стало проблем с учёбой, расширился интерес ко всему хорошему.

На его примере я убеждалась: полезен человеку спорт. Научившись рационально

тратить время, мой сын стал требовательнее к себе, собраннее, сдержаннее, а каким примером он стал для других ребят!.» Совершенствование воли человека в значительной степени второй специфической особенности спортивной деятельности - обязательностью нагрузок и напряжений. Воля человека отчетливо проявляется и развивается в сознательных действиях, направленных на достижение определённых целей и связанных с преодолением препятствий.

Спортивные тренировки и соревнования обязательно сопряжены с возникновением разнообразных преград. Проблемы теории и практики волевой

подготовки спортсменов привлекают пристальное внимание педагогов – тренеров,

специалистов. Над разработкой этих проблем работают многие учёные, среди

которых профессор А. Ц. Пуни. В его работе говорится следующее:

 

Препятствия – это различные предметы и явления, условия и влияния, с которыми человек сталкивается и которые становятся помехами для достижения им сознательно поставленной цели. Препятствия можно разделить на внешние и

внутренние.

       Внешними препятствиями могут быть: техника спортивных упражнений, тактика, ведения спортивной борьбы, условия, в которых проходят соревнования или тренировка (освещенность, температура, влажность, покрытие стадиона или площадки, своеобразие снарядов, инвентаря и т.п.), действия противника, зрителей, судей и др.

       Внутренними препятствиями могут быть изменения различных систем организма спортсмена, его функционального и психического состояния.

Возникновение внутренних препятствий связано, как правило, со столкновением с препятствиями внешними. Например, бегун, чтобы не проиграть в состязании, вынужден бежать в высоком темпе, предложенном его противником. Действия противника (высокий темп, в данном случае) – препятствие внешнее. Необходимость выдерживать этот темп (преодолевать внешнее препятствие) вызывает изменения в ряде систем организма спортсмена, т. е. утомление. Это утомление осознаётся спортсменом, может вызвать у него сомнение в своих силах, неуверенность в возможности победить, страх поражения, тревогу. Это – внутренние препятствия. Их тоже надо преодолеть, чтобы достичь успеха.

Однако препятствия, с которыми сталкиваются спортсмены, очень разнообразны.

Даже в одном и том же виде спорта. Но их разнообразие в различных видах

спорта многократно увеличивается. Установлено, что для преодоления разных

препятствий требуются различные проявления воли. Например, чтобы выполнить

упражнение, связанное с риском, а значит, с преодолением чувства страха

(прыжок на лыжах с трамплина или парашютом), необходимо проявить смелость. А чтобы длительно выполнять однообразную работу, связанную с нарастанием

утомления, а значит, с чувством усталости и нежеланием действовать(бег на

длинные дистанции, лыжные гонки), необходимо проявить настойчивость.

Конкретные проявления воли, обусловленные особенностями препятствий, которые приходится преодолевать, называют волевыми качествами. Психологи спорта определили волевые качества, которые необходимы спортсменам для преодоления возникающих в процессе их деятельности препятствий. Это целеустремлённость, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.

 

Целеустремлённость – проявление воли, характеризующееся ясностью целей и

задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели.

Настойчивость и упорство – проявление воли, характеризующееся длительным сохранением энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих препятствий.

Решительность и смелость – проявление воли, характеризующееся

своевременностью и обдуманностью их реализации в практических действиях,

отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в

условиях риска и опасности.

Инициативность и самостоятельность – проявление воли, характеризующееся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки на помощь извне, устойчивостью по отношению к внушающим влиянием других людей и их действий.

Выдержка и самообладание – проявление воли, характеризующееся сохранением

ясности ума, возможностью управлять мыслями, чувствами и действиями в

условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных

напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и

влияния других неблагоприятных факторов.

Но в ряду волевых качеств одно занимает особое положение: без достаточного развития этого качества невозможно использование всех остальных.

Это качество – целеустремлённость.

Человека целеустремлённого отличает умение направлять свою деятельность,

исходя из главного, наиболее важного мотива. В этом есть определённая

сложность, из-за которой и требуется проявить волевое качество. Ведь мотивы

отличаются не только по степени важности, по мере  личной и общественной

значимости, но и по времени, т.е. по срокам возможности удовлетворения

потребности, осознание которой стало мотивом. По этому временному признаку

мотивы можно разделить на близкие и дальние. Часто бывает, что менее

значимый, но близкий мотив пересиливает важный, но отдалённый. Происходит

нечто похожее на пространственные иллюзии. Если в нескольких километрах от

вас находится телебашня, а в руках у вас карандаш, вы можете расположить

карандаш перед глазами так, что он будет перекрывать башню и даже казаться

крупнее её. Так происходит и с мотивами. Скажем, спортсмен поставил перед собой цель выполнить норматив мастера спорта. Мотивы представляются ему жизненно важными. Он определил и пути достижения этой цели, в частности пятью еженедельными тренировками. Сегодня день тренировки, а друг приглашает посмотреть фильм в кинотеатре. Спортсмен может пойти на тренировку или в кино. Если он пойдёт в кино то мотив, который побуждает его к этому – ближайший.

Человек, у которого недостаточно развита целеустремлённость, часто выбирает

близкие мотивы. Ход рассуждений при этом обычно такой: « Ничего страшного,

сегодня пропущу,  завтра наверстаю, а фильм – любопытно». Следовательно, одним из наиболее частых внутренних препятствий выступает борьба мотивов.

Целеустремлённый человек -сторонник дальней мотивации. Он умеет выбирать

главный мотив и долгое время добиваться цели, не поддаваясь воздействиям более близких мотивов. И вместе с тем не всегда просто сделать по-настоящему

желанной. Особенно трудно бывает тренерами, работающими с подростками, юношами и девушками.

Итак, чёткое осознание и принятие перспективных и промежуточных целей –

необходимое условие формирования и совершенствования целеустремлённости. Это волевое качество, объединяя и как бы цементируя всю структуру остальных волевых компонентов, создаёт условия функционирования личности. Но как же всё – таки развиваются волевые качества? Ответ всё тот же – путём преодоления

препятствий. Приобретая опыт их преодоления, спортсмен развивает многие

другие качества. В силу этого своей волевой подготовкой спортсмен должен

заниматься специально, создавая и преодолевая в ходе многопланового своего

тренировочного процесса всё усложняющиеся препятствия.

Степень трудности – понятие относительное. Одно и то же препятствие, бодучи

сегодня достаточной по степени трудности, потребует для преодоления от

спортсмена значительных волевых усилий и тем самым буде способствовать

развитию его волевых качеств, а через полгода, когда уровень подготовленности

спортсмена возрастёт, это препятствие станет для него лёгким и преодоление

его уже не окажет развивающего воздействия на волю спортсмена. Значит, надо,

чтобы препятствия усложнялись в соответствии с ростом подготовленности

спортсмена. Степень трудности должна соответствовать задачам развития волевых качеств.

В спорте легче, чем в других видах деятельности, определять и дозировать

степень трудности, да и сами препятствия встречаются спортсменам чаще, чем

людям, не занимающимся спортом. Поэтому спорт наилучшим образом способствует развитию волевых качеств и формированию характера человека.

 

 

Воспитание уверенности в себе и своих силах.

               

В спорте точнее, чем в любом другом виде деятельности, можно сказать, кто

есть кто. Этому способствует, во–первых, достаточно дифференцированная

система спортивной классификации:

       2 и 1 юношеские разряды;

       3, 2, 1 –Взрослые

       кандидаты в мастера спорта

       мастера спорта, мастера спорта

       международного класса

       заслуженные мастера спорта.

Однако спорту важно не только и не столько то, что определило уровень мастерства, ценнее другое – что может сделать сам спортсмен для своего развития и самосовершенствования.

 

В любой заданный отрезок времени спортсмен знает, на что он способен. Более того, если он сопоставит, что получалось полгода назад и что теперь, то

материал для оценки становится более действенным – определяется эффективность проведённых тренировок, выполненной работы, затраченных усилий. Значит, в любой момент спортсмен знает, до какой ступени спортивной лестницы он добрался, сколько времени и энергии он затратил на весь подъём и сколько – на переход от предыдущей ступеньки к новой. Он может планировать, когда и как достигнет следующей, может заглянуть дальше и прикинуть путь к более высокой ступени, о которой мечтает.

Спортивная деятельность позволяет, таким образом, ставить конкретные

перспективные и промежуточные цели, контролировать движение, оценивать свою деятельность в связи со сроками достижения промежуточных целей и степенью приближения перспективной. Эта особенность спорта оказывает определённое влияние на формирование тех черт характера человека и особенностей личности, которые обычно не учитываются людьми, по специфике профессии не думающих о том, как спорт влияет на формирование человека. Имеется в виду развитие у личности уверенности в себе и своих силах, развитие возможностей достижения намеченной цели.

Информация о работе Влияние физкультуры и спорта на развитие гармонически развитой личности