Тройной прыжок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:56, контрольная работа

Описание

Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием – быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энерготрат.
Физиологический механизм проявления быстроты, связанный, прежде всего, со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС) и периферического нервно-мышечного аппарата (НМА).

Работа состоит из  1 файл

контрольная по легкой атлетике.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Введение

 

Скоростные  характеристики движений и действий объединены под общим названием – быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энерготрат.

Физиологический механизм проявления быстроты, связанный, прежде всего, со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС) и периферического нервно-мышечного аппарата (НМА).

Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:

1. Быстроту простой  и сложной двигательных реакций.

2. Быстроту одиночного  движения.

3.Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела в пространстве или с переключением с одного действия на другое.

4. Частоту ненагруженных  движений.

Выделяемые  формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо  связаны с уровнем общей физической подготовленности. Вместе с тем, в быту, спорте и профессиональной деятельности, связанной с выполнением физических нагрузок, людям приходится сталкиваться и с другими формами проявления быстроты. Это, прежде, всего, передвижения человека с максимальной скоростью, различные прыжковые упражнения, связанные с перемещением собственного тела, единоборства и спортивные игры.

Такие, комплексные, формы проявления быстроты, принято  называть скоростными способностями  человека.

Для их эффективного проявления, кроме высоких характеристик  нервных процессов, необходимы еще достаточный уровень скоростно-силовой подготовленности двигательного аппарата, мощности анаэробных систем энергетического обеспечения, а также совершенство двигательных навыков выполняемых упражнений и действий.

Основными средствами развития различных форм быстроты являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.

Однако, при  всем том, что все такие упражнения направлены на развитие быстроты, все-таки имеются существенные методические особенности развития различных ее форм.

Актуальность данной темы объясняется тем, что развитие быстроты действий необходимо для легкоатлетов различных специализаций.

Цель данной работы: Изучить быстроту движения, средства и методы ее развития.

Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Охарактеризовать быстроту движения как физическое качество                   человека;
  2. Изучить скоростные способности человека;
  3. Изучить методы воспитания скоростных способностей;
  4. Изучить основы развития скоростных способностей;
  5. Выяснить, как происходит развитие быстроты двигательной реакции;

 

 

 

 

 

Скоростные  способности 

Под скоростными  способностями понимают возможности  человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Пример такого вида реакции является начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции – временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.

Сложные двигательные реакции. Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте – это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения, тоже характеризует скоростные способности.

Частота, или  темп, движений – это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического  воспитания наибольшее значение имеет  скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, метании ядра, копья и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.

Способность как  можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5–6 с.

Проявление  форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:

1) состояния  центральной нервной системы  и нервно-мышечного аппарата человека;

2) морфологических  особенностей мышечной ткани,  ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);

3) силы мышц;

4) способности  мышц быстро переходить из  напряженного состояния в расслабленное;

5) энергетических  запасов в мышце (аденозинтрифосфорная  кислота – АТФ и креатинфосфат – КТФ);

6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;

7) способности  к координации движений при  скоростной работе;

8) биологического  ритма жизнедеятельности организма;

9) возраста и  пола;

10) скоростных природных способностей человека.

 

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:

1) возникновения  возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем  в восприятии сигнала;

2) передачи возбуждения  в центральную нервную систему;

3) перехода сигнальной  информации по нервным путям,  ее анализа и формирования  эфферентного сигнала;

4) проведения  эфферентного сигнала от центральной  нервной системы к мышце;

5) возбуждения  мышцы и появления в ней  механизма активности.

Максимальная  частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической  точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно – без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0–10%.

Генетические  исследования (метод близнецов, сопоставление  скоростных возможностей родителей  и детей, длительные наблюдения за изменениями  показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60–88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40–60%).

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14–15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5–20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12–13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи  развития скоростных способностей

Первая  задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков.

Вторая  задача – максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в легкой атлетике, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, метании ядра, копья, диска, прыжков и т.д.)

Третья  задача – совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах легкой атлетики.

Скоростные  способности весьма трудно поддаются  развитию. Возможность повышения  скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем – через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты.

 

 

 

 

Реакции

Реакции – это одно из проявлений физического качества быстроты.

Быстрота  реакции в спорте имеет огромное значение. Часто исход спортивной борьбы зависит от того, насколько  своевременно и рационально реагирует  спортсмен на изменения в соревновательной ситуации или насколько своевременно он выполняет стартовое действие. Быстрота реакций поддается совершенствованию с помощью специальных упражнений. 
Методы воспитания скоростных способностей

Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

1) методы строго  регламентированного упражнения;

2) соревновательный метод;

3) игровой метод.

Методы  строго регламентированного упражнения включают в себя:

а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения;

б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

При использовании  метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4–5 с) и движения с меньшей интенсивностью – вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.

Соревновательный  метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы – уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».

Информация о работе Тройной прыжок