Тактическая и техническая подготовка футболистов групп начальной подготовки в детской юношеской спортивной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 08:30, реферат

Описание

Введение. Футбол без преувеличения можно считать самой популярной в мире спортивной игрой и даже самым распространенным видом спорта, несмотря на то, что по сравнению с так называемыми классическими видами спорта он имеет сравнительно небольшую историю. Определено несколько основных моментов, по которым футбол можно считать самым популярным видом спорта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...................3

Глава I. Техническая подготовка учащихся групп начальной подготовки
1.1. Техническая подготовка учащихся групп начальной подготовки…………..5
1.2. Техническая подготовка юных футболистов на основе учета структуры основных компонентов соревновательной деятельности………………………...8
1.3. Техническая подготовка учащихся учебно-тренировочных групп 4-5
годов обучения …………………………………………………………………….11

Глава II. Тактическая подготовка учащихся групп начальной подготовки
2.1. Этапы тактической подготовки……………………………………………...12
2.2 Задачи, средства и методы…………………………………………………….19


Список литературы………………………………………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

 

 

-7-

1.2. Техническая подготовка юных футболистов на основе учета структуры основных компонентов соревновательной деятельности.

Отмечаемое специалистами отставание в технике владения мячом отечественных футболистов от лучших зарубежных требует внедрения в практику новых, научно обоснованных подходов к построению тренировки игроков начиная с начальных этапов многолетней подготовки (К.Д. Качалин, 1974; Г.С. Зонин, 1974; А.А. Сучилин, 1978; В.И. Колосков, 1980; К.Ч. Джанузаков, 1982; В.Л. Решитько, 1994; В.В. Суворов, 1996).

Своевременное овладение рациональной техникой игры является важным методическим требованием современного учебно-тренировочного процесса. Как показали последние крупные международные турниры по футболу (чемпионат мира в США, чемпионат Европы в Англии), в условиях значительно возросшего атлетизма игры, увеличения количества единоборств за мяч приоритетное значение имеет высокий уровень индивидуальной технической оснащенности спортсменов.

До настоящего времени проблема возрастных особенностей соревновательной деятельности (СД) юных футболистов остается практически неизученной. Подобное положение, нашедшее, к сожалению, отражение в действующих программах для ДЮСШ и СДЮШОР, не способствует расширению путей поиска дальнейших возможностей в плане повышения эффективности технической подготовки футболистов. Так, в методике начального обучения продолжает оставаться открытым целый ряд вопросов (в частности - о последовательности изучения отдельных элементов техники игры), неизученность которых может стать в дальнейшем фактором, лимитирующим в значительной степени уровень технического мастерства в целом.

На обоснованность анализа СД и на этой основе внесения коррективов в учебно-тренировочный процесс у высококвалифицированных футболистов однозначно указывают как отечественные, так и зарубежные специалисты (А.М. Зеленцов, В.В. Лобановский, 1985; Н.М. Люкшинов, 1989; М.М. Шестаков, 1992; R. Krause, 1958; A. Gibbon, 1981; H.-J. Eissmann, 1992). К сожалению, данный подход не нашел должного применения в практике подготовки юных спортсменов.

Анкетный опрос большого числа тренеров, работающих с юными футболистами в разных регионах России, показал отсутствие единого мнения в вопросах как взаимосвязи содержания тренировочной и соревновательной деятельности, так и последовательности начального обучения технике владения мячом. Подобное положение еще раз подтверждает отсутствие до настоящего времени единого методического подхода в данном вопросе (возможно, это не следует считать негативным моментом) и указывает на необходимость дальнейших поисков путей повышения эффективности технической

-8-

подготовки юных футболистов.

Многолетние исследования юных футболистов позволили установить возрастную динамику структуры основных ее компонентов, специфику их корреляционных связей между собой и результативностью игры (А.П. Золотарев, А.И. Шамардин, 1993; А.П. Золотарев, В.В. Суворов, 1996). Сопоставление полученных данных с аналогичными показателями тренировочной деятельности наряду с анализом учебных программ выявило существенные несоответствия их содержательных компонентов в каждой из рассматриваемых возрастных групп юных футболистов. Так, на удары по мячу ногой в 8-9 лет отводится 28,8% всех часов программного объема технической подготовки. В тренировке этот момент составляет 54%, а в соревновательной деятельности - 33,2%. Для этого же возраста на ведение мяча в программе отводится 9,3%, в тренировке его удельный вес составляет 16%, в игре - 19%. На обманные движения (финты) приходится 7% в программе, 4% - в тренировке и 12% - в игре. Удары по мячу головой в тренировке составляют 4%, в программе - 10,8%, а в соревновательной деятельности - 3,4%. В отбор мяча в игре приходится вступать в зависимости от сложившейся ситуации, хотя в структуре он составляет 13%, а в программе на его изучение отводится только 4,8%; в тренировочной деятельности отбор составляет 9%.

Аналогичные структурные несоответствия отмечены и у футболистов 9-10 лет. На обучение ударам по мячу отводится в поурочной программе 21,5% учебных часов, в тренировке используется 63%, а в игре - 38,4%. Ведение и обводка составляют в программе 8,7 и 8,5% соответственно, в тренировке - 12 и 2%, в соревновательной деятельности - 16 и 9%.

Полученные новые данные однозначно указывают на необходимость дальнейшей дифференцировки содержательных компонентов действующих учебных программ. Все это позволило предложить и апробировать ряд новых методических подходов к построению многолетней технической подготовки юных футболистов. Во-первых, необходимость начинать обучение не традиционно, с ударов ногой по недвижимому мячу, а с ведения и обводки.

Во-вторых, необходимость перераспределения часов, отводимых на техническую подготовку согласно данным о структуре СД. Внедренное и экспериментально обоснованное перераспределение часов повысило уровень технической подготовленности юных футболистов, особенно на начальных этапах подготовки. Внесенные изменения с учетом возрастных особенностей структуры соревновательной деятельности в значительной степени отличаются от традиционного построения технической подготовки.

В-третьих, необходимость обучения технике футбола с помощью "связок". Данный подход рекомендован В. Решитько (1994). Основой "связок" должно стать ведение мяча как решающее условие для успешного выполнения

-9-

основных тактико-технических действий (ТТД) в игре. Правомерность данного подхода подтверждается педагогическими наблюдениями, корреляционным анализом ТТД, а также результатами эксперимента.

Результаты экспериментальных исследований позволили установить в возрастном развитии приоритеты в становлении технического мастерства.

С учетом приведенных выше данных можно выделить характерные особенности преимущественного воздействия (в плане технической подготовки) в указанные возрастные периоды:

с 8 до 10 лет - ведение и обводка, жонглирование мячом;

с 10 до 11 лет - ведение и обводка, короткие и средние передачи мяча, игра головой;

с 11 до 12 лет - ведение и обводка, короткие и средние передачи, удары в ворота ногой, игра головой;

с 12 до 13 лет - ведение и обводка, прострелы и навесные передачи, длинные передачи, удары в ворота головой;

с 13 до 14 лет - ведение и обводка, длинные передачи мяча, отбор, прострелы, удары в ворота головой и ногой;

с 14 до 15 лет - ведение и обводка, короткие и средние передачи, передачи "на ход", перехваты;

с 15 до 16 лет - ведение и обводка, короткие и средние передачи, прострелы, игра головой, удары в ворота головой и ногой.

Результаты педагогического эксперимента наряду с установлением приоритетов в технической подготовке указывают на возможность пересмотра существующего в практике учебно-тренировочного процесса юных футболистов подхода к методике совершенствования технического мастерства. В частности, необходимо увеличение количества времени (до 30% общего объема времени практических занятий, отводимого на техническую подготовку) на овладение элементами техники игры, связанными с непосредственным контролем над мячом. Эти изменения должны носить избирательный характер с учетом возрастных особенностей структуры СД.

 

 

 

 

-10-

1.3. Техническая подготовка учащихся учебно-тренировочных групп 4-5

годов обучения.

В учебно-тренировочных группах 4-5 годов обучения занимаются учащиеся 14-15 лет и старше. Это учащиеся, которые уже имеют хорошие технические навыки, физическую и определенную тактическую подготовку. У детей этого возраста завершается физическое развитие, заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма. В этом возрасте у человека появляется стремление выразить свою индивидуальность, обратить на себя внимание. В командной игре – футболе – у детей этого возраста наблюдается четкая специализация: вратарь, нападающий, защитник и так далее.

 

Основными принципами построения учебно-тренировочной работы в учебно-тренировочных группах 4-го и 5-го годов обучения считается универсальность постановки задач, выбор средств и методов по отношению ко всем учащимся, соблюдение требований индивидуального подхода и глубокое изучение особенностей каждого юного футболиста. На данном этапе создаются предпосылки для успешного овладения учащимися широким кругом технико-тактических действий и достижения высокого уровня специальной физической подготовленности.

 

В это же время ведется углубленное обучение учащихся технике с применением специальных средств, которые с учетом специфики футбола максимально приближены к реальным условиям игры. Упражнения, которые применяются при этом, характеризуются большим количеством соединений, связок, сопротивлений, быстрой сменой условий и движений, которые преследуют цель стабилизировать технику игры в условиях близких к соревновательным. Физическую подготовку футболистов на этом этапе обучения организуется с учетом направленного воздействия на формирование необходимых для футболиста качеств.

 

К обучению сложным двигательным действиям  приступают только тогда, когда соответствующие подводящие упражнения в достаточной степени отработаны. Только в этом случае подводящие упражнения переходят в развивающие. Тренировочный процесс становится более интенсивным, а игроки действуют не только по заранее обдуманному плану, но и творят во время игры, правильно действуют в самых непредвиденных ситуациях и к тому же на фоне больших физических и волевых напряжений.

 

 

 

-11-

В тренировочном процессе решающей становится интенсивность, когда

основным принципом является методическая связь технической подготовки с

подготовкой физической и тактической. Значительно больше времени отводится на групповые и командно-тактические действия, а также последовательное усложнение упражнений: ограничении числа касаний мяча, ограничение игрового пространства, ограничение времени на атакующие и защитные действия, обязательное использование того или иного технического элемента и т.д.

 

На этапе технического совершенствования нужно добиваться высокой степени надежности применения технических приемов в сложной игровой обстановке. Для этого вводится в упражнения множество «сбивающих» факторов, которые помогают стабилизировать техническую подготовку.

 

Если на начальном этапе обучение отдельным приемам проводились в начале основной части занятия, то на этапе технического совершенствования такая последовательность не обязательна. Задания на закрепление изучаемого элемента или приема даются на фоне утомления и обязательно повышают при этом нагрузку, что способствует устойчивости технических навыков.

 

В соревновательный период проводятся не только все виды подготовки, но и игры, которые можно оценить по сложности и нагрузке, поскольку тренировки в этом возрасте должны быть частично направлены на подготовку к предстоящим матчам.

 

Целостность изучения материала и оптимальную продуктивность тренировочных занятий обеспечивается упражнениями разной направленности. При планировании занятий по дням учитывается распределение оптимальной повторяемости моделей занятий по дням и влияние каждого тренировочного занятия на последующие, так как воздействие каждого последующего занятия в процессе тренировок должно наслаиваться на следы от воздействия предыдущего. Такой дифференцированный подход к планированию тренировочных занятий и использование предлагаемых моделей способствует значительному раскрытию технических способностей будущих футболистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-12-

2.1.  Этапы тактической подготовки.

 

Тактическая деятельность футболистов - это решение оперативных задач, возникающих в процессе взаимодействия с партнером и противником. И здесь большое значение имеет умение принимать решения, позволяющие наиболее рационально использовать арсенал действий, которыми владеют спортсмены, для достижения победы над соперником. Следовательно, в тактическую подготовку необходимо включать овладение футболистами основным арсеналом тактических действий, который позволил бы максимально использовать в игре техническую оснащенность, специальные качества и способности, теоретические знания и т.д.

 

Тактическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приемов на фоне непрерывных изменений игровых условий с помощью тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации деятельности футболистов в игре для обеспечения победы над соперником.

 

Понятие “тактическая подготовка” шире понятия “обучение тактике”. Можно хорошо изучить тактику футбола теоретически, но в игре в тактическом плане действовать малоэффективно. Изучения даже всех тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) недостаточно для высокой эффективности в игре. В процессе обучения тактике необходимо добиваться органического единства тактики и техники.

 

Иными словами, под тактической подготовкой понимается совершенствование рациональных приемов решения задач, возникающих в процессе соревновательной деятельности и развитие специальных способностей, ‘определяющих эффективность решения этих задач. Данное определение позволяет рассматривать тактическую подготовку в двух аспектах: и как процесс обучения и совершенствования (т.е. приобретение знаний, умений и навыков), и как процесс развития качеств, которые в комплексе определяют специальные тактические способности.

Информация о работе Тактическая и техническая подготовка футболистов групп начальной подготовки в детской юношеской спортивной школе