Структура учебно-тренировочного занятия на уроках физкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 10:56, реферат

Описание

Основная форма тренировочных занятий для всех студентов - индивидуальный или групповой учебно-тренировочный урок
В каждом современном высшем учебном заведении, вне зависимости от его профиля, уделяется большое внимание физическому развитию и совершенствованию будущего специалиста.
В последнее время наблюдается смещение акцента от общей физической подготовки студента к профильным занятиям выбранным видам спорта.

Содержание

Введение 2
Структура учебно-тренировочного занятия 4
Распределение времени по частям учебно-тренировочного занятия 7
Методика построения урока 8
Ход работы 9
Структура персональной оздоровительной тренировки 10
Приложения 11
Вывод 13
Список использованной литературы: 14

Работа состоит из  1 файл

физра.docx

— 31.02 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 2

Структура учебно-тренировочного занятия 4

Распределение времени по частям учебно-тренировочного занятия 7

Методика построения урока 8

Ход работы 9

Структура персональной оздоровительной тренировки 10

Приложения 11

Вывод 13

Список использованной литературы: 14

 

 

Введение

Основная форма тренировочных  занятий для всех студентов - индивидуальный или групповой учебно-тренировочный  урок

В каждом современном высшем учебном заведении, вне зависимости  от его профиля, уделяется большое  внимание физическому развитию и  совершенствованию будущего специалиста.

В последнее время наблюдается  смещение акцента от общей физической подготовки студента к профильным занятиям выбранным видам спорта.

Помимо этого используются дополнительные занятия: ежедневная утренняя тренировка, обычно с небольшой нагрузкой ("зарядка"), занятия в виде кроссового бега, ходьбы на лыжах, спортивных игр, плавания. Одной из форм занятий  являются спортивные соревнования.

Учебно-тренировочное занятие  в отличие от занятий общей  физической подготовкой и профессионально-прикладной физической подготовкой используется в работе с занимающимися избранным видом спорта: уроки легкой атлетики, гимнастики, лыжного спорта, баскетбола и т.д.

Учебно-тренировочные занятия  подразумевают достижения определенного  спортивного результата, что связано  с довольно высокими физическими  нагрузками занимающихся, необходимостью совершенствования технических  и тактических навыков. В связи  с этим встает задача правильной организации  учебно-тренировочных занятий со студентами.

Тренерско-преподавательскому составу необходимо оптимизировать физические нагрузки с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, использовать современные методики, позволяющие  добиваться высоких результатов  в короткие сроки.

В каждом конкретном случае они имеют специфическую методику проведения, изложенную в курсах теории и методики отдельных видов спорта. Такие занятия требуют совместного  творчества тренера и спортсмена, особого внимания к дозировке  нагрузок, профилактике травматизма. Основные правила проведения учебно-тренировочных  занятий включают постепенное увеличение тренировочной нагрузки, выполнение основной работы и в заключение - снижение нагрузки. При этом физиологическая  кривая нагрузки имеет постепенный  подъем, затем остается некоторое  время на высшем уровне и потом  довольно круто снижается. Такая кривая обязательна для любого учебно-тренировочного занятия, в какой бы форме оно ни проводилось.

 

Структура учебно-тренировочного занятия

Общая структура занятий  физическими упражнениями в основном определяется типичными изменениями  работоспособности занимающихся. В  начале занятий уровень работоспособности  возрастает, затем колеблется около некоторого повышенного уровня и к концу занятия снижается.

Представленная выше динамика работоспособности в течение  одного занятия отражает эволюционно  сложившийся характер состояний  организма в процессе двигательной деятельности и поэтому имеет  силу биологических закономерностей, проявляясь в любом занятии, независимо от его задач, содержания физических упражнений и способов их выполнения.

Учитывая эти закономерности, принято выделять вводную, подготовительную, основную и заключительную части  занятия.

Это дает возможность, во-первых, обеспечить в каждом конкретном случае оптимальные условия для врабатываемости, основной работы и ее завершения, во-вторых, позволяет управлять работоспособностью, учиться возможно дольше поддерживать ее на оптимальном уровне за счет умения быстро врабатываться и рационально заканчивать работу.

Необходимость овладения  этим умением при проведении учебно-тренировочных  и других занятий обязательна.

Задача вводной части - организация занимающихся: построение группы, проверка посещаемости, объяснение задач и содержания урока, перестроение для выполнения физических упражнений, упражнения на внимание.

Задачи подготовительной части - общее разогревание организма  занимающихся и их подготовка к предстоящей  работе (нагрузке): предварительная "проработка" мускулатуры, повышение подвижности  в суставах, улучшение координации  движений, ознакомление с элементами спортивной техники. При проведении занятий с малотренированными студентами (новичками) в подготовительную часть  обычно включаются общеразвивающие упражнения, а с более тренированными - еще и специальные упражнения. Подготовительная часть занимает больше времени - 30 мин в подготовительном периоде тренировки, меньше в соревновательном - примерно 15 мин.

Для более подготовленных студентов вместо вводной и подготовительной частей занятия проводят разминку - комплекс специально подобранных физических упражнений, которые создают условия для проявления максимальной работоспособности. Установлено, что студенты, пренебрегающие разминкой, достигают повышенной работоспособности лишь спустя некоторое время после начала работы, а иногда и по ее окончании. Результативность выполнения упражнений при этом не бывает высокой и не достигает потенциально возможного для спортсмена уровня. Физиологически это объясняется тем, что организм человека и его отдельные системы обладают известной инертностью и не сразу начинают работать на требуемом уровне. Чем большую силу мышц, быстроту движений, выносливость и ловкость хочет проявить спортсмен, тем до более высокого уровня должна быть доведена деятельность его органов и систем. Как показывает опыт, для повышения общей работоспособности, усиления вегетативных функций, разогревания организма наиболее эффективна достаточно продолжительная, умеренной мощности работа - бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, плавание и тому подобное, включающая в действие по возможности весь организм студента. Считают, что необходимая степень разогревания организма достигается непосредственно перед тем, как начинается потоотделение. В практике спорта "разогревающая" работа обычно продолжается до тех пор, пока "капли пота не заблестят на лбу". Однако часто это разогревание недостаточно для повышения работоспособности тех групп мышц, к которым в предстоящем занятии предъявляются повышенные требования. В соответствии со спецификой вида спорта подбирают несколько разогревающих упражнений, выполняемых по 10-15 раз каждое. Они должны быть сходны с теми, которые спортсмен будет делать на учебно-тренировочном занятии. Начинать надо с разогревания тех мышц, которые меньше всего участвуют в данном тренировочном занятии, в "проработке" мускулатуры следует идти от меньших мышечных групп к большим.

Далее выполняются упражнения, улучшающие подвижность в суставах, принимающих участие в движениях, которые будут выполняться в  основной части занятия. Эти упражнения состоят из постепенно увеличивающихся  по амплитуде движений, растягивающих  мышцы, в особенности антагонисты  мышц, активно участвующих в предстоящих  движениях спортсмена. Разработка многих мышечных групп, улучшение их эластичности - важнейшее условие предупреждения травм.

"Настройка" на предстоящую  деятельность осуществляется путем  выполнения упражнения, сходного  с первым из основной части  занятия. Чем сложнее техника  упражнений занимающегося, больше необходимость в настройке на предстоящую работу, тем больше упражнений должно быть в заключительной части разминки.

Необходимо внимательно  подходить к выбору упражнений для  разминки. При их неудачном выборе эффект от разминки может быть незначительным и даже отрицательным. В разминку не следует включать упражнения, требующие  больших усилий. Ни в коем случае нельзя заменять в разминке плавно и постепенно нарастающую нагрузку мощной кратковременной работой. Задача разминки - возможно выше поднять работоспособность организма, настроиться на предстоящую работу, но в то же время сохранить свои силы для основной части занятия.

Главная задача основной части  занятия - повысить у занимающихся всестороннюю физическую и специальную подготовленность посредством обучения спортивной технике  и тактике, воспитание волевых качеств  и развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости. Содержание основной части  изменяется в весьма широких пределах в зависимости от подготовленности занимающихся, периода тренировки, специализации, возраста, пола и других причин. Физические упражнения основной части располагаются в определенной последовательности и в зависимости  от преимущественной направленности упражнений. Целесообразна такая последовательность: 1) упражнения преимущественно для  обучения технике или тактике  и совершенствование в ней; 2) упражнения, направленные на развитие быстроты; 3) упражнения, направленные преимущественно  на развитие силы; 4) упражнения, направленные преимущественно на развитие выносливости.

Подготовленные студенты, совершенствуясь в технике, очень часто увязывают это с одновременным развитием качеств. Например, спринтер в повторном беге с низкого старта развивает быстроту и одновременно совершенствуется в технике.

Заключительная часть  обязательна в любых учебно-тренировочных  занятиях. С ее помощью решается очень важная задача - постепенное  снижение нагрузки, приведение организма  в состояние, близкое к норме. Резкий переход от тренировочной  работы к покою, как правило, вызывает чувство неудовлетворенности от занятий, ухудшает самочувствие, может  привести к нарушению кровообращения. Если нагрузка снижается постепенно, обеспечивая плавный переход  к состоянию покоя, отрицательных  явлений не возникает. Лучшее средство для заключительной части - работа в  спокойном, равномерном темпе (например, бег). Полезны упражнения на расслабление с более редким и глубоким дыханием.

 

 

Распределение времени по частям учебно-тренировочного занятия

Продолжительность урока (занятия) обычно составляет 90 мин. Как правило, распределение этого времени  в групповом занятии, состоящем  из трех частей, следующее:

  • разминка - 15-20 мин;
  • основная часть - 65-70 мин;
  • заключительная часть - 5-7 мин.

При проведении занятий следует  выполнять ряд общих требований:

1. Обучение и воспитание  занимающихся следует осуществлять  на всем протяжении занятий. 

2. Следует избегать методических  шаблонов. Необходимость в разнообразии  содержания и методики уроков  обусловлена постоянным усложнением  задач, динамикой сдвигов, происходящих  в организме и психике занимающихся, изменчивостью внешних условий. 

3. Надо постепенно вовлекать  занимающихся в учебную деятельность  с учетом индивидуальных особенностей.

4. Воздействие урока должно  быть всесторонним - оздоровительным,  образовательным и воспитательным.

5. Перед уроком следует  ставить конкретные задачи, которые  можно решить именно на данном  занятии, так как достижение  общей цели учебно-тренировочного  процесса возможно лишь при  условии успешного завершения  каждого урока и при последовательном  наслаивании совершенно определенных  результатов каждого занятия. 

 

Методика  построения урока

Основное место в первой части урока занимает функциональная подготовка к предстоящей основной деятельности. Это достигается легко  дозируемыми, не требующими длительного  времени на подготовку упражнениями. К ним относятся ходьба, подскоки, общеразвивающие упражнения, простейшие танцевальные шаги, игры и другие движения, хорошо знакомые занимающимся из предыдущих занятий. При выполнении комплексов общеразвивающих упражнений, руководствуясь принципом постепенности, обычно придерживаются такой последовательности: потягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног, приседания, упражнения для туловища, прыжки, упражнения на расслабление.

Обычно наиболее сложные  задачи, связанные с овладением новым  материалом, движениями большой координационной  сложности, решают в самом начале основной части урока. При этом придерживаются такой последовательности: ознакомление, разучивание, совершенствование.

В учебно-тренировочном уроке  момент наивысшей работоспособности  используют для развития необходимых  физических качеств. Для повышения  эмоционального состояния занимающихся и интенсификации проявления физических качеств на уроках следует использовать соревновательный и игровой методы.

Завершение урока связано  со снижением работоспособности. Типичными  для заключительной части урока  считают следующие педагогические задачи: обучить умению произвольно  выполнять движения с различной  степенью напряжения, постепенно снижать  силу, темп, скорость движений (упражнений); анализировать проделанную работу; переключать внимание на отдых, учебную  работу. Для решения этих задач  подбираются легко дозируемые упражнения (ходьба, бег трусцой, элементарные движения и др.) Порядок решения  этих задач должен одновременно обеспечивать снижение нагрузки. Цель работы - научиться  самостоятельно проводить учебно-тренировочное занятие в избранном виде спорта. В результате данного занятия студенты должны знать общую структуру учебно-тренировочного занятия, типичное изменение работоспособности на протяжении занятия; уметь самостоятельно провести учебно-тренировочное занятие в избранном виде спорта.

 

Ход работы

 Студенты составляют план-конспект учебно-тренировочного занятия в избранном ими виде спорта, обсуждают содержание, интенсивность и последовательность выполнения упражнений в каждой части занятия с преподавателем, вносят исправления и дополнения в план-конспект урока. Далее на практических занятиях учебной группы каждый студент проводит учебно-тренировочное занятие по своему плану-конспекту.

Основные формы самостоятельных  занятий - гигиеническая (утренняя) гимнастика (15-30 мин), дневная целенаправленная физкультурная пауза (10-15 мин), учебно-тренировочные  занятия во второй половине дня по видам спорта, система физических упражнений.

Гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием как ее заключительная часть [1].

Примерная схема составления  комплексов гигиенической гимнастики приведена в табл. 1.

 

Структура персональной оздоровительной тренировки

 

Цели и задачи:

 Так как у меня  наблюдается остеохондроз, а также  микровывих в шейном отделе, мне стоит подбирать оздоровительную тренировку, избегая резких прыжков, движений, а также поднятие тяжестей.

Следует обратить внимание на спокойные тренировки, которые  растягивают мышцы.

Средства для  реализации:

Принимая во внимание то, что мне следует избегать активных тренировок, можно включить в оздоровительные  тренировки такие занятия, как йога, пилатес или танец живота

Информация о работе Структура учебно-тренировочного занятия на уроках физкультуры