Средства и методы подготовки в легкой атлетике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание

Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также легкоатлетического многоборья – десятиборье, пятиборье и др. В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений.
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» [1]. Это древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2
1. Вопросы подготовки легкоатлета…………………………………………………4
1.1. Виды подготовки легкоатлета……………………………………………………4
1.2. Средства и методы подготовки в легкой атлетике…………………………….9
2. Развитие элементов легкой атлетики у младших школьников…………………14
2.1 Средства и методы, применяемые для развития элементов легкой атлетики младших школьников…………………………………………………………………14
2.2. Игровой метод в обучении элементам легкой атлетики в начальной школе…23
Заключение……………………………………………………………………………25
Литература…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

2) длина  — «согнув ноги»;

3) длина  — «прогнувшись»;

4) длина  — «ножницы»;

5) высота  — «перекидной»;

6) высота  — «фосбери-флоп»;

7) длина  — тройной прыжок;

8) прыжок  с шестом.

     Так как прыжки предъявляют почти  одинаковые требования по реализации двигательных качеств, то на последовательность обучения будут влиять техническая  сложность и психическая напряженность вида.

     Метания по своей структуре — упражнения ациклического характера, но они  будут различаться по технической  сложности и психической напряженности  вида.

     Последовательность  обучения следующая:

1) метание  малого мяча;

2) метание гранаты;

3) метание  копья;

4) толкание  ядра со скачка;

5) метание  диска;

6) толкание  ядра с поворота;

7) метание  молота.

     Естественно, что последовательность обучения видам  легкой атлетики зависит не только от техники вида, его психической  напряженности, но и от способности индивидуума к обучению, его антропометрических данных, уровня физической подготовленности

     Легкая  атлетика, как средство физического  воспитания способствует всестороннему  физическому развитию и укреплению здоровья учащихся. Легкоатлетические упражнения, наряду с гимнастическими являются ведущими в физическом воспитании.

2.1. Игровой метод в обучении элементам легкой атлетики в начальной школе

       Играя, ребенок может многому   научиться быстро, ненавязчиво. Дети  любят играть, хотят играть, поэтому в своей  практике  учитель   использует игру и ее разновидности.  Играя  в  подвижные   игры, дети учатся  сообща  ценить  взаимопомощь, чувство  товарища, чувство  коллектива,  соблюдать   правила игры.

      Как известно, игрушка  является для детей начальной  школы  чем-то дорогим, родным,  даже  немного  домашним, поэтому в  своей методике  работы учитель смело может ее использовать.

      Можно попросить принести детей игрушку  определенного размера, с которой  они  будут  заниматься, а потом  заберут ее  домой. После  беговой части  урока  можно провести   разминку  с игрушками, где решаются  задачи  общей и специальной части разминки сразу. Для этого дети выстраиваются по несколько колонн, у каждого игрушка в руках, а если есть возможность,  то  и две.

     Разминочные  упражнения  решают следующие задачи  развивают мелкую  моторику, координационные способности, силовые качества, гибкость,  упорство, трудолюбие.

     Упражнения:

1 вращение мягких игрушек кистью вправо, влево, к себе, от себя, отведение

и  приведение.

2 подбрасывание игрушек вверх и ловля той же рукой; тоже, но двумя руками; поочередно

и  вместе  двумя  руками.

3 переброска  игрушек из одной руки в другую через голову  из и.п. руки в стороны.

4 ловля игрушек из и.п. игрушки  вниз, руки вперед – необходимо поймать игрушки  в полете.

     Можно выполнять упражнения с одной  игрушкой, поочередно с двумя, сразу  с двумя.

5 –  тоже  упражнение, но игрушка   в правой  руке, а ловить необходимо  левой.

6 жонглирование одной игрушкой, двумя игрушками.

     Обучение  элементам метания.

1 методика обучения метанию мяча, только вместо мяча игрушки.

метание игрушек на дальность, в горизонтальную и вертикальную  цели.

     Упражнения  на развитие  скорости.

1 ускорение  за игрушкой, брошенной  из-за головы двумя руками, одной рукой вперед-вверх; игрушку необходимо  догнать.

2 упражнение  в парах первый бросает игрушку, второй ее догоняет. Второй из различных  и.п.- низкого старта, приседа, упора лежа, упора лежа спиной вперед и т.д.

     Обучение  челночному бегу.

       Игрушка первого, стоящего в  колонне стоит  на линии  финиша. По команде – На  старт –  участник  бежит, берет свою игрушку и переносит  ее на  линию старта, а сам бежит  на финишную  линию и там остается. Второй  в колонне ставит так же свою игрушку на финишную  линию и по команде  стартует. Добегая до линии, берет свою игрушку и ставит ее на  линию старта, берет игрушку первого  участника и уносит  ее с собой, отдавая  ее хозяину. Последний участник в  колонне берет свою игрушку и игрушку предыдущего участника и бежит с двумя.

       Прыжковые  упражнения.

1-игрушка  в  коленях, руки  за  голову  передвижение  прыжками  на двух  ногах вперед, спиной

2-передвижения  в  приседе, руки  на  коленях,  игрушки  в  коленях, под   коленями.

Упражнения  на  силу  рук.

Передвижение   на рука  из и.п.: упор  лежа, игрушка  в  коленях. Передвижение  только  на   руках, ноги прямые, стопы  напряжены  на  себя.

Упражнения  на  осанку.

1 и.п. игрушка  на  голове, передвижение  на  носках руки  в  стороны вперед, тоже спиной.

2 повороты  на  месте.

3 передвижения  в  полуприседе;  приседания.

          Таким образом, методика построения легкоатлетического урока  в школе представляет собой сложный  процесс учебно-воспитательной работы учителя. Это предъявляет к учителю физической культуры высокие требования к профессиональным знаниям и практическим навыкам. Учитель должен обладать творческим потенциалом, новаторством, общей культурой и быть отзывчивым и внимательным к ученикам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      В процессе занятий по легкой атлетике используются общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы, и практические, включающие методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный и др.

     Все эти методы применяют в различных  сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности.

     К словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение и др. Эти формы наиболее часто используют в лаконичном виде, чему способствует специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний и команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

     Наглядные методы, используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. К ним, прежде всего, следует отнести правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен. В последние годы широко применяются вспомогательные средства демонстрации –  учебные фильмы, видеомагнитофонные записи, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, электронные игры. Можно для школьников организовать урок на основе ИКТ. Широко используются также методы ориентирования. Здесь следует различать как простейшие ориентиры, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др., так и более сложные –  световые, звуковые и механические лидирующие устройства, в том числе с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпо-ритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию.

     Методы  спортивной тренировки можно подразделить на методы строго регламентированного упражнения, соревновательный и игровой методы.

     Методы  строго регламентированного упражнения. Основная черта данных методов заключается в строгой упорядоченности действий выполняющего упражнения и достаточно четком регулировании воздействующих факторов.

     В спортивной практике выделяется ряд  разновидностей методов строго регламентированного упражнения. К ним относятся, прежде всего, две основные группы: методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, преимущественно направленные на воспитание двигательных качеств.

     Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, следует выделять методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако, при освоении целостного движения, внимание занимающихся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

     Методы, направленные преимущественно на совершенствование двигательных качеств. Структура практических методов тренировки определяется тем, имеет ли упражнение в процессе однократного использования данного метода непрерывный характер или дается с интервалами для отдыха, выполняется в равномерном (стандартном) или переменном (варьирующем) режиме.

     В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных групп методов –  непрерывных и интервальных. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным     выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и произвольными паузами отдыха.  изменяться (варьирующий вариант).

     Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности. Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений в различных видах спорта.

     Интервальные  методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные) широко применяются в практике спортивной тренировки. Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными произвольными паузами является типичным для данных методов. В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты. Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну (например, 10x800 м –  в беге, 6x5 км в лыжном спорте и т.п.) или несколько серий 6х (4Х50м) в плавании и т.п.

     Одним из эффективных методов  для обучения элементам легкой атлетики младших  школьников, является игровой метод чаще всего воплощается в виде общепринятых подвижных и спортивных игр, однако, его нельзя осуществлять с какой-либо конкретной игрой. В принципе, он может быть использован на материале самых разнообразных двигательных действий при условии, что они поддаются организации в соответствии с требованиями игрового метода.

Информация о работе Средства и методы подготовки в легкой атлетике