Состояния развития плавания в дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 04:21, контрольная работа

Описание

История плавания, являясь частью истории физической культуры, повторяет основные этапы ее развития, одновременно конкретизируя их и раскрывая особенности данного вида физического упражнения. Будущему специалисту по физической культуре и спорту, изучающему предмет «Плавание», необходимо ознакомиться с его историей, поскольку, как писал Н.Г. Чернышевский, «без истории предмета нет теории предмета. Без теории нет и мысли о самом предмете».

Содержание

Введение............................................................................................................2
1. Предпосылки возникновения плавания …………………………………..3
2. Организация работы первых школ плавания в России….………………..5
3. Состояние методики обучения и тренировки по плаванию ……………..7
4. Достижение пловцов дореволюционной России …………………………9
Заключение.......................................................................................................11
Список использованной литературы……………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Плавание.docx

— 31.33 Кб (Скачать документ)

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО                           БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО 
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК) 
В Г. ИРКУТСКЕ 
(Иркутский филиал ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»)

 

 

 

Кафедра циклических видов  спорта и туризма

 

Контрольная работа по дисциплине

«Плавание»

 

Тема: «Состояния развития плавания в дореволюционной России»

 

 

 

Выполнил: студент-заочник II курса группы….

Ф. И. О. Домашний адрес 

Зачетная книжка № 000211

 

Проверил: должность, Ф. И. О.

 

 

 

 

 Иркутск 2013

 

ПЛАН

Введение............................................................................................................2

1. Предпосылки возникновения плавания …………………………………..3

2. Организация работы первых школ плавания в России….………………..5

3. Состояние методики обучения и тренировки по плаванию ……………..7

4. Достижение пловцов дореволюционной России …………………………9

Заключение.......................................................................................................11

Список использованной литературы……………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

История плавания, являясь  частью истории физической культуры, повторяет основные этапы ее развития, одновременно конкретизируя их и  раскрывая особенности данного  вида физического упражнения.                                         Будущему специалисту по физической культуре и спорту, изучающему предмет «Плавание», необходимо ознакомиться с его историей, поскольку, как писал Н.Г. Чернышевский, «без истории предмета нет теории предмета. Без теории нет и мысли о самом предмете».                                                                   Знание особенностей развития плавания и отдельных его видов позволяет правильно понять специфику этого физического упражнения, оценить современное состояние плавания и лучше использовать опыт прошлого для совершенствования физического воспитания.                                                       Многие исторические факты и характерные эпизоды развития плавания могут быть использованы будущим педагогом в воспитательной работе со своими учениками, а также при ведении им агитационно-пропагандистской работы по физической культуре и спорту.                                                                 В данной работе я использовала такие источники, как «Отбор и подготовка юных пловцов» М.: ФиС, 1986., Булгакова Н.Ж. ; «Структура и содержание отечественных диссертационных работ по плаванию» Ярославль, 1999. , Викулов А.Д., Дойниченков С.В., Турчанинов С.Ю., Сень А.П. ; «Плавание. Учебник для студентов вузов физич. Культуры» Под общ. ред. В.Н. Платонова. Киев: Олимпийская академия, 2000. ;  «Спортивное плавание. Учебник для вузов физич. Культуры» Под ред. Н.Ж. Булгаковой. М.: ФОН, 1996.; а так же интернет-источники и периодическую литературу. Эти источники, по моему мнению, наиболее подходят для раскрытия данной темы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предпосылки возникновения плавания

Возникновение и развитие плавания в России относится к  древнейшим временам и связано с  появлением у первобытных людей  некоторых видов трудовой деятельности на воде (рыбная ловля, охота за водоплавающей  птицей и др.). Возникшее как навык, необходимый человеку в трудовой деятельности, плавание использовалось в быту и применялось в военном  деле.                                                                                                                                Рисунки на археологических находках свидетельствуют, что люди в Древнем Египте, Ассирии, Финикии и во многих других странах умели плавать за несколько тысячелетий до нашей эры, и известные им способы плавания напоминали современные кроль и брасс. В то время плавание носило чисто прикладной характер - при рыбной ловле, охоте за водоплавающей дичью, подводном промысле, в военном деле. В Древней Греции плавание стало использоваться как важное средство физического воспитания.                             Первые соревнования по плаванию относятся к рубежу XV-XVI веков (так, в 1515 году прошли состязания пловцов в Венеции). Первая спортивная организация пловцов возникла в Англии в 1869 году («Ассоциация любителей спортивного плавания Англии»), следом подобные организации появились в Швеции (1882), Германии, Венгрии (1886), Франции (1887), Нидерландах, США (1888), Новой Зеландии (1890), России (1894), Италии, Австрии (1899)… Рост популярности спортивного плавания в конце XIX века связан с началом строительства искусственных бассейнов.                                          В 1896 году плавание вошло в программу первых Олимпийских игр, и с тех пор неизменно входит в олимпийскую программу. В 1899 году в Будапеште прошли крупные международные соревнования с участием спортсменов из нескольких европейских стран; далее они стали проводиться ежегодно в различных странах Европы и носили название «первенство Европы». Плавание известно человеку с древнейших времен. Спортивное плавание зародилось на рубеже 15-16 веков. Среди первых соревнований по плаванию были состязания пловцов в 1515г. в Венеции. В 1538г. вышло первое руководство по плаванию датчанина П. Винмана. Первые школы плавания появились во второй половине 18 начале 19 века в Германии, Австрии, Чехословакии, Франции.                                                                                   Плавание в России в древности развивалось в основном как прикладной вид, и только в конце 19 начале 20 века оно становится отдельным видом спорта. В середине XVII века в русских войсках вводится обучение плаванию. Петр I включает его в программу подготовки офицеров армии и флота: всем новым солдатам без изъятия должно учиться плавать, не всегда есть мосты. В XVIII веке в России начинает утверждаться мысль о важности и полезности плавания как гигиенического упражнения и как прикладного навыка. В распространенном в то время издании Экономический месяцеслов за 1776г. отмечается; По справедливости надлежало бы каждому молодому человеку учиться плавать, поелику во многих случаях от умения плавать зависит спасение жизни А. В. Суворов, как свидетельствует А. Петрушевский, учил солдат плавать, переправляться через реки вброд и вплавь.                                 Еще задолго до начала развития плавания в России на Западе успешно проводилось организованное обучение плаванию, причем имелись достаточно многочисленные кадры профессионалов-преподавателей, среди которых были не только военнослужащие, но и специалисты, работавшие по вольному найму. Например, в Санкт-Петербургских ведомостях за 1782г. было напечатано: желающие обучать в Морском шляхетском кадетском корпусе кадет плаванию явились бы для договора о цене. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация работы первых школ плавания в России

Спортивное плавание в  дореволюционной России не имело  широкого распространения. Лишь в XIX веке в России появляются первые школы  плавания. Так, в Петербурге в 1834г. у  Летнего сада открывается школа  плавания, организованная преподавателем гимнастики Паули; в числе ее посетителей  были Пушкин и Вяземский.                                                                       В конце XIX века в России начинается строительство крытых бассейнов  для плавания. В 1891г. открывается  бассейн в Москве при Центральных  банях, в 1895г.- при Сандуновских банях. Сооружаются бассейны при военно-учебных  заведениях: в 1-м и 2-м Военно-морском  кадетском корпусе, в Пажеском корпусе  в Петербурге, в Киевском кадетском  корпусе и др. Но это были малогабаритные бассейны (длиной от 10 до 15-16м.), пригодные  лишь для начального обучения плаванию.                                                                   Особую популярность плавание приобрело  в конце 19 века. В 1890 было проведено  первое первенство Европы по плаванию. В 1894 году соревнования по плаванию были включены в программу современных  Олимпийских игр, что оказало  большое влияние на развитие всех видов плавания.                                                                                                              Популярной русской школой плавания, где была довольно широко поставлена спортивная работа, являлась Шуваловская  школа, организованная в 1908г. по инициативе В. В. Пескова на Суздальском озере  в пригороде Петербурга - Шувалове. В Шуваловской школе плавания число членов и так называемых членов-соревнователей доходило в разные годы до 300-400 человек. Это были преимущественно  учащиеся средних и высших учебных  заведений, которые вместе с родителями (служащими и мелкими буржуа) выезжали из Петербурга летом на дачу в Шувалове. В этой школе осуществлялось обучение спортивным способам плавания, и организовывались водные праздники и соревнования по плаванию, прыжкам в воду и  водному поло, проводились испытания  на магистра и кандидата плавания. Эта школа оказала значительное влияние на развитие плавания в дореволюционной  России. В 1912г. в Москве организуется Московское общество любителей плавания (МОЛП), которое проводило занятия  не только летом, но и зимой (в Сандуновских банях).                                         Большую роль в развитии как массового, так и спортивного плавания в  России сыграла школа плавания, основанная в 1908 году в Шувалове (Недалеко от Петербурга), которая просуществовала до 1917 года. Она была организована на общественных началах по инициативе морского врача  В.Н. Пескова. В течение летнего  сезона в ней обучалось плаванию до 400 человек. Немалая заслуга в развитии плавания в России принадлежала выдающемуся русскому пловцу, рекордсмену мира, популяризатору искусства плавания Л. Романченко. Глубоко изучив технику популярных для того времени способов плавания и усовершенствовав методику предварительного изучения плавательных движений, Л. Романченко организовал обучение молодежи различным способам плавания. В основу обучения он положил плавание на груди способом брасс, статику плавания и метод раздельного изучения плавательных движений. В 1913 г.Л. Романченко преподавал на курсах плавания при обществе "Богатырь". Занятия проводились в бассейне в зимнее время. Разъезжая по России в период 1915-1916 гг., он обучил плаванию десятки молодых людей, из которых наиболее способные, полностью выполнившие программу и сдавшие испытания, получали свидетельство на право обучения плаванию в общественном порядке. К началу первой мировой войны (1914г.), плавание стало культивироваться в таких городах как: Киев, Чернигова, Баку, Батуми, Ростов-на-Дону, Феодосия, Севастополь, Харьков, Ярославль, Мариуполь, Рига, Самара, Сестрорецке, Ораниенбаум и в других городах.                                    Спортивное плавание в России в эти годы делало лишь первые шаги. Тренировки проводились в основном на открытой воде, и результаты пловцов были невысокими. Поэтому, участвуя в V Олимпийских играх в Стокгольме в 1912г., русские пловцы не имели успеха. Первые крупные состязания по плаванию в России были проведены на русской олимпиаде в Киеве в 1913г. Оли вошли в историю как первое первенство России по плаванию. В нем участвовало около 60 человек. Шуваловские пловцы заняли все первые места, хотя их результаты значительно отставали от достижений лучших спортсменов мира. Вторая русская олимпиада, в программу которой входило и плавание, состоялась в 1914г. в Риге. На соревнования прибыло около 70 пловцов из Москвы, Петербурга, Киева и других городов. Из-за неподготовленности базы почти все иногородние пловцы отказались от участия в соревнованиях. Спортивные результаты по плаванию на этой олимпиаде также были невысокими.               В 1922г. было образовано общество плавания Дельфин, явившееся преемником традиций Шуваловской школы и ставшее вскоре своеобразным центром спортивного плавания в стране. Под руководством профсоюзных организаций начинается учебно-спортивная работа по плаванию. Открываются спортивные школы плавания, организуются соревнования. Например, с 1921г. стали ежегодно проводиться крупные соревнования в Москве. Открытые в Москве и Петрограде институты физкультуры начали готовить преподавателей и тренеров по плаванию. Начиная с 1926г. по плаванию стали проводиться чемпионаты Европы, с 1969г. - Кубки Европы, с 1973г. - чемпионаты мира, а с 1979г.- Кубки мира по плаванию. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Состояние методики обучения и тренировки по плаванию

В 1803-1837 гг. в России (в  основном в Петербурге) были открыты  первые школы плавания. Наибольшее значение для развития плавания в  этот период имела открытая в 1834 г. на реке Неве общедоступная школа плавания. В этой школе обучали всем известным  в то время способам плавания: брассу на груди, на спине, на боку, дельфину, "по-собачьи" и саженками. Посетителей также  обучали навыкам прикладного  плавания (плавание с оружием, спасение утопающего) и прыжкам в воду.                                                                       К этому времени относится появление метода раздельного обучения плаванию. Основным способом при обучении по этому методу являлся брасс. Изучение его производилось путем расчленения каждого движения и систематического разучивания этих движений в воде. После освоения отдельных движений они соединялись в целостный способ. Изучение отдельных элементов проводилось с помощью различных поддерживающих средств и приемов: сначала ученик выполнял отдельные движения и тренировочные упражнения на неподвижной и подвижной лямке, а учитель мог регулировать натяжение шнура, останавливать ученика, делать ему замечания.                                                                                                                    Новый метод обучения плаванию не был лишен недостатков: обучение проводилось без предварительного освоения учеником водной среды, что создавало неуверенность ученика в своих силах на воде; такой метод можно было применять при обучении только одного ученика.                                                    В 1897 г. был опубликован труд А. Ганике "Самообучение плаванию". В книге было дано описание основных подготовительных упражнений и впервые в истории плавания рекомендовался способ "скольжения" как один из приемов приучения ученика к уверенным движениям в воде, который с успехом применяется во всех современных школах обучения плаванию.    Система обучения детей и подростков, предложенная А. Ганике, состояла из двух основных групп упражнений. В первую группу были включены упражнения по освоению с водной средой. Освоение с водой рекомендовалось начинать на мелком месте, где дети в течение долгого времени играли в различные подвижные игры и, увлекаясь игрой, переходили на более глубокое место, где вода доходила до пояса. На этом месте детей учили погружению в воду с головой с дальнейшим передвижением по дну на четвереньках.                                                                Затем изучались упражнения на всплывание. После этого с помощью каната учащиеся принимали на поверхности воды горизонтальное положение (исходное положение для разучивания плавательных движений).                                           Во вторую группу А. Ганике включал упражнения для изучения способа плавания брасс. Изучение данного способа начиналось с овладения движений ногами, сначала у неподвижной опоры (канат или кольца) с произвольным дыханием поверх воды, а затем с задержкой дыхания (лицо опущено в воду). Движения руками предварительно разучивались на суше и на мелком месте в воде, стоя на дне, затем с задержкой дыхания во время движения тела на поверхности воды. Согласование движений руками и ногами проводилось при задержанном дыхании в четыре темпа (движения):                                                  1) предварительно вытянутые руки медленно раздвигаются, ноги остаются вытянутыми;                                                                                                                            2) руки давят на воду, ноги медленно притягиваются к туловищу;                                 3) руки складываются под лбом и быстро выносятся вперед, ноги не спеша раздвигаются;                                                                                                                              4) при вытянутых руках ноги сильно и быстро сближаются пятками и вытягиваются.                                                                                                                           Как видно, изучение движений ног, рук и их согласований рекомендовалось проводить с опущенным в воду лицом и задержкой дыхания на вдохе, т. е. тогда, когда тело человека становится легче воды и выполнение непривычных движений облегчается. Тренировку отдельных элементов и совершенствование плавания в полной координации рекомендовалось проводить с поднятой головой и произвольным дыханием. Система обучения, предложенная А. Ганике, явилась прообразом современной целостно-раздельной системы обучения плаванию.                                Популярной русской школой плавания, где была довольно широко поставлена спортивная работа, являлась Шуваловская школа, организованная в 1908г. по инициативе В. В. Пескова на Суздальском озере в пригороде Петербурга - Шувалове.  Обучение проводилось всем существующим в то время способам плавания: кроль на груди брассу на груди и на спине, плаванию на боку. Основу обучения составлял способ брасс. Занимавшиеся ежегодно участвовали в соревнованиях и могли получить звание магистров и кандидатов плавания при условиях выполнения 12 следующих упражнений:           1) Проплыть - 3000м. Надо было переплыть несколько раз озеро, возвратиться в школу и преодолеть дистанцию 50м.                                               2) Проплыть - на спине 1500м.                                                                                   3) Проплыть - 1500м. В одежде и обуви способом брасс.                                     4) Проплыть - 450м. на спине. Только с помощью рук.                                            5) Проплыть - 450м. Только на одних ногах.                                                                 6) Проплыть дистанцию - 30м. На спине, ноги брасс, с камнем весом 2кг. Одной рукой спортсмен осторожно подгребал, другой рукой держал камень так, чтобы он не намок, упираясь локтем себе в грудь.                                           7) Ныряние под водой 30м.                                                                                                   8) Ныряние на глубину 4-5м. С задачей достать со дна камень: 5 раз подряд с отдыхом 2-3 сек.                                                                                                        9) Раздевание в воде - снятие одежды и обуви.                                                                                                                             10) Комбинированное плавание 75м. Пловец должен прыгнуть со старта, проплыть 50м., схватить «утопающего» и проплыть с ним 25м. Задание выполняется на время (от 100 до 80).                                                                                                                                                               11) Оказание первой помощи «утонувшему».                                                                                     12) Прыжки в воду с 7 метровой вышки: 3 прыжка с места, а 3 с разбега (вниз головой).                                                                                                          Очевидная сложность этих норм свидетельствует об отличной подготовке русских пловцов. Понимая, что для развития спортивного плавания в России необходимо развивать и массовое плавание, выпускники Шуваловской школы организовали школы плавания в Феодосии, Баку, несколько позже также в Киеве Чернигове, Батуми, Николаеве.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Достижение пловцов дореволюционной России

Важным актом в развитии спортивного плавания в стране явилось  вступление в 1947г. в члены Международной  федерации плавания (ФИНА) и развитие спортивных связей с пловцами зарубежных стран.                                      На протяжении нескольких после военных  лет (до1950-1951гг.) советские пловцы не могли достигнуть довоенного уровня спортивного мастерства. Рекорды  СССР обновлялись очень редко (преимущественно  в плавании на боку) и в большинстве  своем известными в 1940-1941гг. пловцами.                                          В Олимпийских играх 1952г. впервые  приняли участие советские пловцы. Выступили они слабо. Лишь М. Гавриш (Киев) заняла в финале на 200м. брассом 6-е место с результатом 2.58,9с. и  принесла команде единственное очко. Причина тому, стала смена поколений  пловцов: Л. Мешков, С. Бойченко, В. Ушаков и другие выдающиеся мастера водной дорожки закончили свои выступления, а молодые пловцы не достигли еще  вершин спортивного мастерства и  не имели опыта участия в международных  соревнованиях.                                                                                                               В 1954г. советские пловцы впервые  приняли участие в чемпионате Европы. В то время уровень развития спортивного плавания среди женщин был значительно ниже, чем среди  мужчин. По этой причине в европейском  чемпионате участвовали только мужчины.                                                                  В 1956г. на XVI Олимпиаде в Мельбурне 5 советских пловцов стали бронзовыми медалистами. Советская команда пловцов набрала в Мельбурне 10 очков и с 15-го места, занятого на XV Олимпиаде, передвинулась на 7-е.     В 1961 году была создана единая система организации учебно-спортивной работы в стране. Улучшение работы ДЮСШ также способствовали новый календарь спортивных соревнований и обязательная организация в период летних каникул оздоровительных спортивных лагерей.                                           В 1969 году по инициативе ЦК ВЛКСМ был создан клуб «Нептун», проводящий большую работу по вовлечению детей в регулярное занятие плаванием. В ряде городов было введено обязательное для всех учащихся 1-4 классов обучение плаванию. Значительно возросло в нашей стране количество бассейнов.                                                                                              Самого большого успеха на международной спортивной арене советские пловцы добились в 60-е годы. Выступая на XVIII Олимпийских играх в 1964г. (Токио), 16-ти летняя севастопольская школьница Галина Прозуменщикова первой среди советских пловцов стала олимпийской чемпионкой в плавании на 200м брассом.                                                               В 1966-1968 гг. советские пловцы передвинулись на 1-е место в Европе и на 3-е в мире (после США и Австралии). На ХI Европейском чемпионате (1966г., Утрехт) советская команда опередила пловцов 25 стран Европы и с большим отрывом в очках завоевала мужской и женский командные Кубки, получив 8 золотых медалей, 7 серебренных и 4 бронзовые. Победы на европейской арене были через 2 ода закреплены в Мехико - на XIX Олимпиаде. Здесь советские пловцы, мужчины и женщины, получили 61 очко и заняли 3-е место в мире, а мужчины - 2-е место, уступив первенство пловцам США.                                                                                                                        В 1971 году ФИНА признала плавание важным дополнительным источником здоровья для детей грудного возраста. С 1977 года в Москве, а затем и в других городах началось обучение плаванию детей грудного возраста при детских поликлиника, имеющих бассейны.                                                                             В 1976г. на XXI Олимпиаде в Монреале на дистанции 200м брассом призовые места заняли 3 советские пловчихи: М.Кошевая 2.33.35с. (М/р.), М.Юрчения и Л.Русанова.                                                                                            В 1980 на XXII Олимпиаде в Москве Владимир Сальников впервые в истории "выплыл" на 1500м. (вольным стилем) из 15 минут, с результатом 14.58.27с. Так как многие ведущие команды не приехали на олимпиаду, то подавляющее большинство наград в плавании досталось сборной СССР.     На Олимпиаде в Сеуле золотые медали нашей команде принесли И.Полянский на 200м. (спина), с результатом 1.59.37с. и В.Сальников на 1500м. (вольным стилем), с результатом 15.00.40 секунд.                                     На XXV Олимпиаде в Барселоне, в эстафете 4 по 200м. (вольный стиль), сборная России в составе: Д.Лепиков, В.Пышненко, В.Таянович и Е.Садовый, установила новый мировой рекорд. В кроле золотые медали выиграли А.Попов (50,100м., вольный стиль) и Е.Садовый (400м., вольный стиль).                                                                                                                           На последней Олимпиаде в Атланте золотые медали завоевали Д.Панкратов (100,200м., баттерфляй) и А.Попов (50,100м., вольный стиль). 

Информация о работе Состояния развития плавания в дореволюционной России