Состояние и перспективы развития адаптивного спорта в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:20, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить состояние адаптивного спорта в России, и перспективы его развития.
Объект исследования - адаптивная физическая культура.
Предмет исследования – состояние и перспективы развития адаптивного спорта.

Содержание

Введение……………………………………………………….3
1.Адаптивный спорт в России………………………………..5
1.1 История развития паралимпийского спорта ……………6
1.2 Паралимпийский спорт в России………………………..9
1.3 Сурдлимпийские игры……………………………………15
2.Перспективы развития адаптивного спорта в России……16
2.1 Проблемы развития адаптивного спорта в России……..19
2.2 Перспективы развития……………………………………20
Заключение……………………………………………………22
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

курсовоая тфк (4).doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

     ГОУ ВПО «Уральский федеральный университет - УрФУ»

Кафедра теории физической культуры 
 
 

                                                                                                   Оценка проекта

                                                          Члены комиссии

                                                                                                                                                                                                                      

                                                                     
 

Состояние и перспективы развития адаптивного  спорта в России

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 

              Руководитель

             

             Студентка ФК 28024                                                       Честнова А.Е. 
 
 
 
 

2010 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………….3

1.Адаптивный спорт в России………………………………..5

1.1 История развития паралимпийского спорта ……………6

1.2 Паралимпийский  спорт  в России………………………..9

1.3 Сурдлимпийские  игры……………………………………15

2.Перспективы  развития адаптивного спорта  в России……16

2.1 Проблемы развития  адаптивного спорта в России……..19

2.2 Перспективы развития……………………………………20

Заключение……………………………………………………22

Список литературы…………………………………………...23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Цель работы: изучить состояние адаптивного  спорта в России, и перспективы  его развития.

Объект исследования - адаптивная физическая культура.

Предмет исследования – состояние и перспективы  развития адаптивного спорта.

Задачи:

1)Раскрыть сущность и цель понятия адаптивной  физической культуры.

2)Рассмотреть  состояние адаптивного спорта в России.

3)Выявить перспективы развития адаптивного спорта в России.

В системе мер социальной защиты инвалидов все большее значение приобретают ее активные формы, наиболее эффективной из которых является реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Интеграция в жизнь общества лиц с ограниченными возможностями сегодня немыслима без их физической реабилитации. Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.(стр. 3, об.2)

У человека с отклонениями в физическом или  психическом здоровье, адаптивная физическая культура формирует:

- осознанное  отношение к своим силам в  сравнении с силами среднестатистического  здорового человека;

- способность  к преодоление не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; 

- 3 -

- компенсаторные  навыки, то есть позволяет использовать  функции разных 

систем  и органов вместо отсутствующих  или нарушенных;

-способность  к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

- потребность  быть здоровым, насколько это  возможно, и  вести здоровый  образ жизни;

-осознание  необходимости своего личного  вклада в жизнь общества;

- желание  улучшать свои личностные качества;

- стремление  к повышению умственной и физической  работоспособности.

Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физической культуре. Специалист по адаптивной физической культуре - ведётся на основе Государственного образовательного стандарта второго поколения (2000 г.) по специальности 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Специалист по адаптивной физической культуры имеет право работать с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также со всеми категориями лиц, имеющими нарушения в развитии и осуществлять спортивно-педагогическую; рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную; коррекционную, научно-методическую организационно-управленческую виды профессиональной деятельности.(стр. 9, об.3)

«Адаптивная» - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для  лиц с отклонениями в состоянии  здоровья. Это предполагает, что  физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфофункциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма (об.6, стр. 272). 

- 4 -

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального  факторов воздействия на организм и  личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры.

 В  Санкт-Петербургской Академии физической  культуры им. П.Ф. Лесгафта открылся  факультет адаптивной физической  культуры, задачей которого является  подготовка высококвалифицированных  специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов (об.4, стр. 128).

Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры может быть определена как: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой  и имеющихся в наличии (оставшихся  в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений) направлено, прежде всего, на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.

Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.(стр. 69 – 70, об. 6). 
 

- 5 -

  1. АДАПТИВНЫЙ СПОРТ В РОССИИ

Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных Паралимпийского и Специального олимпийского движений.

Развитие адаптивного спорта имеет более чем столетнюю историю. Еще в XVIII-XIX вв. было установлено, что двигательная активность является одним из основных факторов реабилитации инвалидов.

Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

90-е годы внесли серьезные изменения в отношение общества к инвалидам и в России. В последние годы и в нашей стране адаптивный спорт выходит на новый уровень развития, и связано это с тем, что растет внимание государства к людям с ограниченными возможностями. Заметно выросло число спортивно-массовых мероприятий, у инвалидов появляется больше возможностей участвовать в различных соревнованиях, а набор спортивных дисциплин с каждым годом отличается все большим разнообразием.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- 6 -

1.1.История развития паралимпийского спорта

Паралимпийский спорт берет начало в 1880-х годах. Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирургаЛюдвига Гутмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввёл спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создаёт условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков.(стр. 3, об. 4)

В 1948 году врач Сток Мандевилльского реабилитационного госпиталя Людвиг Гутман собрал британских ветеранов, вернувшихся после Второй Мировой Войны с поражением спинного мозга, для участия в спортивных соревнованиях. Называемый «отцом спорта для людей с ограниченными физическими возможностями», Гуттман был решительным сторонником использования спорта для улучшения качества жизни инвалидов с поражением спинного мозга. Первые Игры, ставшие прототипом Паралимпийских игр, имели название Сток Мандевилльские игры колясочников — 1948 и по времени проведения совпадали с Олимпийскими играми в Лондоне. Гуттман имел далеко идущую цель — создание Олимпийских игр для спортсменов с ограниченными физическими возможностями. Британские Сток-Мандевилльские игры проводились ежегодно, а в 1952 году, с приездом голландской команды спортсменов-колясочников для участия в соревнованиях, Игры получили статус международных и насчитывали 130 участников. IX Сток Мандевилльские игры, которые были открыты не только для ветеранов войны, состоялись в 1960 году в Риме. Они считаются первыми официальными Паралимпийскими играми. В Риме соревновались 400 спортсменов на колясках из 23 стран. С этого времени началось бурное развитие паралимпийского движения в мире.

- 7 -                              

Название первоначально было связано с термином parapledgia паралич нижних конечностей, поскольку эти соревнования проводились среди людей с заболеваниями позвоночника, однако с началом участия в играх спортсменов и с другими заболеваниями было переосмыслено как «рядом, вне Олимпиады»; имеется в виду параллелизм и равноправие параолимпийских соревнований с олимпийскими. Написание «параолимпийский» зафиксировано в академическом «Русском орфографическом словаре» и других словарях. Написание «паралимпийский» в словарях пока не отмечено и употребляется только в официальных документах органов государственной власти.

Паралимпийские игры традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1992 — в тех же городах; в 2001 эта практика закреплена соглашением между МОК и Международным паралимпийским комитетом (МПК). Летние паралимпийские игры проводятся с 1960 года, а зимние паралимпийские игры – с 1976.

В состав паралимпийских видов спорта входят:

Летние  виды спорта:                                 

- тяжелая  атлетика (пауэрлифтинг);

- легкая  атлетика;

- стрельба  из лука;

- плавание;

- дзюдо  для слабовидящих;

- велосипедный  спорт;

- теннис  на колясках;

- фехтование  на колясках;

- футбол 5х5;

- футбол 7х7;

- баскетбол  на колясках;

- выездка;

- 8 -

- стрельба;

- сидячий  волейбол;

- регби  на колясках;

- танцы  на колясках;

- голбол;   

- настольный теннис;

- адаптивная  гребля;

- парусный  спорт;

Информация о работе Состояние и перспективы развития адаптивного спорта в России