Соревновательная деятельность в танцевальном спорте: особенности и оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 01:04, реферат

Описание

Основным атрибутом спорта как особой разновидности деятельности является соревнование. В силу исторически сложившихся условий деятельности в конкретных видах спорта соревнования имеют свою специфику, которая определяется содержанием и формой самой деятельности и регламентируется правилами соревнований.
Спортивный (бальный) танец имеет одно важнейшее отличие от других видов спорта с точки зрения соревнований и подготовки к ним.

Работа состоит из  1 файл

Соревновательная деятельность в танцевальном спорте.docx

— 43.87 Кб (Скачать документ)

В общем потоке деятельности А.Н. Леонтьев выделил три типа специфических  единиц, которые теснейшим образом  связаны с перечисленными компонентами, являющимися элементами структуры  целостного акта деятельности и характеризует  ее строение. Отдельная деятельность может быть выделена по критерию побуждающих  ее мотивов; действия - процессы, подчиняющиеся  сознательным целям; операции - непосредственно  зависят от условий достижения конкретных целей.

Положения о структуре  деятельности, выдвинутые А.Н. Леонтьевым и развитые С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, А.В. Запорожцем, показывают, что деятельность является той системой, внутри которой  получает свое назначение, функционирует  и развивается психика. То есть соревновательная деятельность есть то необходимое условие  и пространство, в котором формируется  и развивается личность конкурсного  танцора.

Отдельные конкретные виды деятельности можно различать между  собой по различным признакам: по их форме, по способам их осуществления, по их эмоциональной напряженности, по их временным и пространственным характеристикам, по их физиологическим механизмам и т.д. Однако, как отмечает А.Н. Леонтьев, главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. По предложенной автором терминологии предметом деятельности является ее действительный мотив, который может быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении. Главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности.

Таким образом, в исследовании соревновательной деятельности необходимо, прежде всего, уделять внимание мотивам  и целям, которые представляют собой  специфические формы субъективного  отражения самой деятельности.

Мотив и цель образуют своего рода «вектор» деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при  ее выполнении. Этот вектор выступает  в роли системообразующего фактора, который организует всю систему  психических процессов и состояний, формирующихся и развертывающихся в ходе деятельности.

В психолого-педагогических исследованиях, посвященных изучению различных аспектов деятельности человека, большое внимание уделяется вопросам целеобразования. Это объясняется, прежде всего, той ролью, которую играет цель в формировании психологической системы деятельности. Цель является системообразующим фактором, который подчиняет себе функционирование всех остальных элементов деятельности и как закон определяет способы и характер его действий. В понятии цели отображается побуждающее и направляющее начало активного субъекта.

В философском понимании  цели на наиболее общем методологическом уровне проявляется тенденция к  интеграции в соответствующем понятии  всех его естественных смыслов, к  объединению побуждающего и направляющего  значений.

В педагогике, как и в  психологии, цель понимается как образ  того продукта, который удовлетворяет  определенный мотив и потребность. В таком понимании цели всегда присутствует момент представления  конкурсной танцевальной парой и  отдельного танцора в частности  образа будущего результата.

Однако, существуют разногласия  в подходах к пониманию цели у  ряда авторов, если рассматривать цель как центральное понятие сознательной деятельности человека. Согласно концепции  С.Л. Рубинштейна, цель представляется как личностное образование, и рассматривать  ее необходимо в тесной связи с  позиций личности в целом.

У А.Н. Леонтьева изучение цели приобретает самостоятельное  значение в связи с включением внешних предметных действий в сферу  психологического изучения деятельности. Автором были подробно проанализированы механизмы взаимодействия мотива и  цели, установления личностного смысла, рассмотрены вопросы, связанные  с конкретизацией общей цели. В  частности он отмечал, «... что цели не изобретаются, не становятся субъектом  произвольно. Они даны в объективных  обстоятельствах. Вместе с тем, выделение  и осознание целей представляет собой отнюдь не автоматически происходящий и не одномоментный акт, а относительно длительный процесс апробирования  целей действием и их, если можно  так выразиться, предметного наполнения. Другая важная сторона процесса целеобразования состоит в конкретизации цели, в выделении условий её достижения».

Обобщая работы психолого-педагогической направленности, посвященные теоретическим  аспектам цели, можно сделать следующее  заключение о её структуре и процессах  формирования. В данной литературе цель выступает как системообразующий  фактор. Она представляет личностное образование, которое формируется  под влиянием мотивов, ценностей, способностей человека и общественных требований, поставленных перед ним. Как сложное  образование, цель можно рассматривать  в единстве двух ее сторон: содержания цели и уровня её достижений. Содержание цели детерминируется ценностями и  направленностью личности, а уровень  достижений -волевыми характеристиками и способностями человека. Указанные компоненты тесно взаимодействуют друг с другом, что порождает важное свойство цели - её способность к инвариантности и изменчивости. В соревновательной деятельности цель для конкурсного танцора и танцевальной пары в целом, с одной стороны, должна сохранять некоторое постоянство, чтобы выполнять регулирующую функцию, но с другой стороны, цель должна обладать способностью перестройки в связи с изменением условий выполнения соревновательной танцевальной хореографии.

Одним из факторов, обусловливающих  трансформацию цели, является мотив, который определяет отбор информации, необходимой для получения желаемого  результата, что убедительно показано отечественными и зарубежными учеными  при изучении познавательных процессов.

По мнению А.Н. Леонтьева  мотив определяется как то, что  в отражаемой человеком реальности побуждает и направляет его деятельность. Мотив, прежде всего, влияет на установление уровня достижений цели и характеризует  её содержательный компонент.

По мнению другого автора, задача выбора мотивов не может решаться на основе одного мотива, «... а предполагает действие «над мотивационных» процессов». Данное утверждение справедливо и для соревновательной деятельности, которая сама выступает в качестве побуждающего фактора для конкурсного танцора и детерминирует процесс целеполагания. Общим итогом выбора мотивов, их актуализации, уверенности в успехе является состояние готовности к соревнованиям как танцевальной пары в целом так и каждого танцора в отдельности.

Основной единицей в психологическом  складе личности, является черта характера, которая формируется на основе генерализации  ситуационно обусловленных мотивов  и, далее, представляет собой тенденцию  к совершению в определенных условиях определенных поступков. Природа такой  тенденции остается в данной концепции  неясной, как неясны и взаимоотношения  между осознанными и неосознанными  мотивами. Что касается выбора мотивов, то он осуществляется на основе устойчивого  прошлого опыта поведения.

Содействуя развитию физической подготовленности танцевальных пар, совершенствованию  психических и двигательных функций, нравственному воспитанию, соревновательная деятельность определяет развитие спорта, рост спортивных результатов, а также  способствует личностному росту  каждого танцора. Стимулируя активность занятий спортом, направленность к  высшим достижениям, соревнования являются одновременно способом воздействия  общества на формирование человека.

Спортивные соревнования являются важнейшей и неотъемлемой частью спортивной деятельности танцоров. Обучение и тренировка в условиях танцевального коллектива не имеют  значения сами по себе, они являются лишь подготовительной работой, цель которой  обеспечить успешный исход спортивного  соревнования. Соревнования в танцевальном спорте направлены на проверку качества учебно-тренировочной работы, способствуют повышению спортивного мастерства конкурсной пары, и в то же время  выступают в качестве средства учебно-воспитательной работы, оказывая значительное влияние  на совершенствование моральных  и волевых качеств личности каждого  танцора, его характера.

Как отмечают ряд авторов, соревнования имеют ряд общих  педагогических и психологических  особенностей:

- спортивное соревнование  в танцевальном спорте обладает  стимулирующим влиянием.

- целью выступления танцевальной  пары в соревнованиях является  достижение победы или лучшего  результата.

- соревнования всегда  социально значимы (их результаты  получают общественную оценку, влияют  на статус танцора в обществе).

- результаты выступления  в соревнованиях всегда лично  значимы для танцоров.

- спортивные соревнования  являются специфичным фактором, создающим эмоционально-волевые  состояния, которые могут оказывать  как положительное, так и отрицательное  действие на результат танцевальной  пары в общем и каждого танцора в частности.

Спортивные соревнования являются своеобразной моделью человеческих отношений, реально существующих в  обществе: борьбы, побед, поражений, взаимовыручки, направленности к постоянному совершенствованию  и достижению высшего результата. Соревнования в танцевальном спорте опираются в своей основе на нравственные правила общества и кроме своей  основной функции - сравнительной - несут  и другие социальные функции.

Следует подчеркнуть, что  вся система спорта реализуется  под знаком состязательности. Это  борьба за приоритет в эффективности  средств и методов подготовки спортсменов, организации и управления, отбора для занятий спортом, подготовки кадров тренеров, материально-технического, научно-методического и медицинского обеспечения. Соревновательная деятельность является не только способом выявления  победителя, но и важнейшим средством  подготовки спортсменов, совершенствования  спортивного мастерства, контроля за уровнем подготовленности и т.д.

Для любой профессиональной деятельности, к которой можно  отнести и деятельность танцора, процесс формирования ее психологической  системы не заканчивается после  завершения этапа подготовки. По мере приобретения практического опыта  развивается и совершенствуется и психологическая структура  деятельности. Так результаты исследований показывают, что именно в условиях реальных соревнований у большинства  танцевальных пар путем естественного  приобретения опыта формируются  специальные навыки и умения действовать  в соревновательных ситуациях, развиваются  способности к саморегуляции, психологическая устойчивость к стрессу и т.д.

Во-первых, соревнования в  танцевальном спорте могут рассматриваться  как часть процесса подготовки, когда  допускается несколько небольших  турниров перед одним крупным. В  этом случае маленькие турниры нужны  для того, что бы перед крупными соревнованиями пара наработала определенную стабильность своего психологического состояния в атмосфере турнира. Не так легко бывает выступить, выполнив всю информацию на полной физической отдаче, отработав всю информацию, которую удалось в последний период втренировать, и при этом еще и быть актером, и что б ничто не волновало, когда у танцора или у пары нет достаточного опыта турнирных выступлений, или у них позади большой перерыв, или они недавно стоят в паре, или только что поставили новые вариации.

Для того чтобы выйти на соревнования, у конкурсной танцевальной пары могут быть несколько причин, среди которых не только ориентир на результат. На турнир можно выходить еще и за тем, что бы тренироваться  выступать на турнире.

Отличительной чертой деятельности человека является активное взаимодействие внутренних механизмов жизнедеятельности. Целесообразное приспособительно-преобразующее взаимодействие возможно только потому, что внешний мир через разнообразнейшие параметры своего воздействия «входит» в организм в форме тончайших информационных процессов. Поэтому, как и любая другая деятельность, соревновательная деятельность проходит в условиях восприятия информации о внешней и внутренней среде, принятия решения и его воплощения в соответствующих действиях.

Все это определяет содержание соревновательной деятельности в информационном аспекте: восприятие среды, поведения  соперников, динамики собственного состояния  и действий; анализ полученной информации в сопоставлении с прежним  опытом и целью соревнований; выбор  на этом основании и принятие мысленного решения; его воплощение в соответствующих  специализированных действиях.

Для характеристики соревновательной деятельности необходим анализ условий, в которых она выполняется.

Исследования ряда авторов  показали, что для конкурсного  танцора основными условиями  деятельности являются:

- необходимость поддержания  высокой работоспособности в  условиях нарастающего утомления,  особенно в конце соревнования, когда пройдено уже несколько  отборочных туров, а впереди  самый важный старт -финал. Язык танцора, его инструмент, с помощью которого он передает информацию - это его мышцы. Мало знать, что передать зрителю, мало хотеть это передать, необходимо в совершенстве владеть инструментом-телом;

- необходимость на основании  информации, поступающей в процессе  танцевания на турнире и прохождения отборочных туров, принимать определенные решения и исполнять их для достижения максимально возможных результатов;

- необходимость регулярного  выполнения большого объема физической  нагрузки, для танцевальных пар  важнейшее значение приобретает  физическая подготовка. Количество  занятий физической подготовкой  примерно равно количеству занятий  собственно танцем, поскольку, кроме  того, чтобы знать и уметь, как  выполнять танцевальную технику,  необходимо иметь развитую мускулатуру,  чтобы иметь возможность ярко, с большей амплитудой, скоростью  и точным ритмом

- показать эту технику;

- необходимость овладения  приемами саморегуляции с целью оптимизации эмоциональных состояний, восстановления, стимуляции работоспособности.

Информация о работе Соревновательная деятельность в танцевальном спорте: особенности и оценка