Соцкультурное развитие личности студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:34, реферат

Описание

Физическая культура – это вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человек. (А.М. Максименко, 2001).

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 50.70 Кб (Скачать документ)

8.Общая психофизическая  характеристика интеллектуальной  деятельности и учебного труда  студента

Результаты  исследований свидетельствуют о  том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной  и производственной деятельности студента. Очевидно, что имеющее тенденцию  к росту утрачивание резервных  возможностей, сопротивляемости организма  человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие  широкого перечня отрицательных  диагнозов ведут к существенному  снижению эффективности обучения и  дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна. Снижение умственной работоспособности наблюдается  при психических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а  также при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных  нервно-психических расстройствах  продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей. Обучение в  высшей школе требует от студентов  значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных  сессий до пределов возможного. Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся: 1) противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение; 2) между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя; 3) Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии студентов. Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поиска молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы. Студенческий возраст является также заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда. Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе психоэмоциональном состоянии студентов. К ним относятся целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности

9.Общие закономерности  и динамика работоспособности  студентов в учебном году и  основные факторы ее определяющие

Любая человеческая деятельность,  а интеллектуальная особенно,

психологически увязывается  с влиянием жизненных,  обусловленных

требованиями трудового  процесса ритмов и свойственных организму

биологических колебаний. Для человека наибольшее значение имеют  так

называемые  «суточные  ритмы»,  в процессе которых изменяются более

пятидесяти физиологических  функций организма.  В период бодрст-

вования,  активной деятельности показатели функционального состояния

сердечнососудистой,  эндокринной,  мышечной,  выделительной  и других

систем достигают  самого высокого уровня,  а в период отдыха,  сна реа-

лизуются на необходимом уровне восстановительные процессы.  Чем

больше и точнее осуществлен контакт    начала учебно-трудовой деятель-

ности с мобилизацией жизненно важных функций организма, тем продук-

тивнее будут результаты трудовых действий.  Многими исследованиями

установлено деление  студенческого контингента на студентов,  отнесен-

ных к «утреннему» типу,  так называемых  «жаворонков»,  отличающихся

наиболее приподнятым  настроением,  высокой работоспособностью в

утреннее и дневное  время,  и студентов  «вечернего»  типа – «сов»,

несколько заторможенных  в первой половине дня,  высокий  уровень

работоспобности которых начинается с 17-18 часов.

Из 400 обследованных немецким ученым Хампом было установлено,

что у 35% тип  «деловой активности» имеет смысл отнести  к  «вечерним»,

17% – к  «утренним», 48% – к  «аритмичным» типам.  Нет единого мнения

по вопросу: «3аложены  ли эти особенности в генетической программе или

формируются на протяжении жизненных периодов?».  Всегда надо

помнить,  что любой  труд,  а умственный особенно,  и отдых в своем

биоритме – залог не только высокой эффективности,  но и сохранения

высокого уровня здоровья. Идеальный вариант расписания – отдельно для

«жаворонков»,  отдельно для  «сов» –  составить невозможно и поэтому

студенты-«совы», занимающиеся на дневной форме обучения, и студенты-

«жаворонки», занимающиеся на вечерней, находятся в условиях высокого

уровня мотивации  и «волевого синдрома». Известно,  что мотив в деятельности человека –  осознанное

проявление активности,  целенаправленное на выполнение поставленных

задач,  что подтверждается исследованиями.  М.  Я.  Виленского (1992).

Студентам предлагалось выполнять вычислительные операции в прину-

дительном темпе. Одни требовали логики мышления,  другие были менее

сложными. Условием эксперимента было продолжение работы до предела

возможностей каждого  испытуемого.  В конечном итоге,  студенты,  проя-

вившие избирательное  отношение вследствие интереса, эмоциональности

выполняли работу значительно  дольше по времени, чем те, у которых  этот

мотив отсутствовал. 

Не менее интересен  и результат другого эксперимента,  в процессе

которого студенты постоянно находились под влиянием воздействия

информации о результатах  их работы.  Качественная эффективность  вы-

полняемых действий была лучше у тех, кто такую информацию получал.

Работоспособносгь студентов в течение семестра,  учебного года

также подчинена изменениям в периодах врабатывания, оптимальной

деятельности,  снижения.  Студенты обычно  «входят в форму» (период

пребывания) 3-3,5  недели.  Работоспособность устойчивого,  высокой

эффективности характера  длится приблизительно 10  недель. В  декабре в

периоды увеличения ежедневной нагрузки до 11-13  часов  и более,              

в сочетании с  нервно-эмоциональным состоянием и  переживаниями в

периоды зачетной и  экзаменационной сессий наблюдается  снижение

работоспособности.  Ее высокий уровень достигается  психологическим

настроем, целевой  мотивацией и, естественно,  волевыми усилиями. 

Зимние каникулы –  период восстановления работоспособности.              

У спортсменов, в  группах организованного активного  отдыха работоспо-

собность восстанавливается полностью.  В группах отдыха самостоя- тельными формами –  только на 60-70%  от исходных данных.  Период

врабатывания во втором семестре соответственно – 5-7 дней и 12-16 дней.

Устойчиво высокая  работоспособность характерна почти  до конца апреля.

Снижение ее в  конце апреля объясняется накоплением  в течение учебного

года многих отрицательных  факторов и их кумулятивным негативным

воздействием (эффектом).

Содержание профессиограмм и психограмм студентов и специа-

листов в различных  сферах деятельности дало возможность  увидеть

некоторые обобщенные модельные характеристики как специалистов в

условиях их профессионального труда,  так и студентов в условиях

вузовской среды  –  индивидуально-воспитательного  пространства,  от-

ражающего особенности учебного заведения,  будущей профессии,

формирования профессионала,  гражданина,  личности.  И,  видимо,  имеет

смысл рассмотреть  влияние и роль физической культуры и спорта в общей

подготовке высококвалифицированного специалиста в нефизкультурном

вузе.  Следует подчеркнуть широчайшие возможности физической куль-

туры, спорта, которые  могут быть использованы с целью  развития, воспи-

тания и формирования граней будущего профессионала практически в

любой деятельности человека

10.Признаки и критерии  нервно-эмоционального и психофизического  утомления

Основные причины  изменения психофизического состояния  студентов

в период экзаменационной  сессии, критерии нервно-эмоционального и

психофизического  утомления.  Особенности использования  средств

физической культуры для оптимизации работоспособности,

профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления

студентов, повышения  эффективности I      учебного труда (2 часа).

Рассмотрение психофизиологических характеристик учебно-

трудовой деятельности студентов необходимо для познания тех ее

особенностей,  учет и понимание которых необходимы для

рационального внедрения  средств физической культуры в учебный

процесс и отдых  студентов.

Умственным трудом принято считать такую работу,  которая

ведется в определенном направлении,  по плану,  для решения

определенных задач,  с целью получения необходимого результата,

имеющего то или  иное общественное значение (обучение, самообучение,

открытие, изобретение, рационализация, литературное или музыкальное

произведение и  т. д.).

Многочисленными исследованиями установлено,  что умственная

деятельность сопровождается изменением функционального состояния

различных органов  и систем организма.)  Мозговая ткань  потребляет

значительно больше кислорода,  чем другие ткани тела.  Если принять

средний вес человека за 70 кг, а вес головного мозга 1,5 - 2 кг (2 - 3% от

веса тела),  то потреб ление кислорода мозговой тканью достигает около20%  от общего потребления его всем организмом в покое.  Расчеты

показывают,  что  мозг человека поглощает 40 - 50   кислорода  в минуту.

Однако как бы ни было велико потребление кислорода  мозга,  оно может

остаться незаметным в общем энергетическом балансе  организма.

Первичным и обязательным источником энергии для мозга  является

окислительный обмен  глюкозы, потребление которой составляет около 80 мг

в минуту. Метаболическая активность мозга зависит от его  функциональной

деятельности. В состоянии  сна накапливаются богатые энергией фосфорные

соединения,  а  при усиленной умственной работе они расщепляются,  что,

проявляется в повышенном гликолизе и усиленном образовании  молочной

кислоты. Возбуждение  центральной нервной системы  приводит к увеличению

образования аммиака,  а угнетение - вызывает уменьшение его  содержания в

мозговой ткани  (А. В. Палладии).  Суточный расход энергии  при умственной

работе составляет 2500 - 3000 ккал.

11.Регулирование  работоспособности ,профилактики утомления студентов в отдельные периоды учебного года

В одном из докладов Комитета экспертов Всемирной организации  здравоохранения указывается, что  увеличение числа

Информация о работе Соцкультурное развитие личности студента