Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 09:50, реферат

Описание

В данной работе хотелось бы рассмотреть, во-первых, чем физическая культура отличается от спорта, во-вторых, как спорт может влиять на воспитание, культуру, и, в-третьих, рассмотреть современное состояние спорта в России на примерах нескольких знаменитых спортсменов.

Содержание

Введение. 3
1. Спорт как социальный феномен. 4
1.1. Физическая культура и спорт. 4
1.2. Спорт как социальный институт. 6
2. Российский спорт. 13
Заключение. 16
Список литературы. 18

Работа состоит из  1 файл

спорт.docx

— 39.63 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение. 3

 

1. Спорт как социальный феномен. 4

 

1.1. Физическая культура и спорт. 4

 

1.2. Спорт как социальный институт. 6

 

2. Российский спорт. 13

 

Заключение. 16

 

Список литературы. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее время спорту уделяется особое внимание: по случаю праздников проводятся спортивные мероприятия, например, массовые забеги, соревнования по уличному баскетболу и т.д. Важно, что спорт присутствует в общественной жизни и играет немаловажную роль. Сегодня большинство исследователей согласны с тем, что его нужно  изучать не только с точки зрения физкультурной техники, методов  преподавания, но и как социальное явление. С осознанием этого появляется множество вопросов: как спорт  влияет на социализацию личности, какую  социальную функцию выполняет. На эти  и другие вопросы хотелось бы ответить в этой работе.

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой  и спортом. Интенсивно развиваются  процессы интеграции физической культуры и спорта в экономику, культуру, здравоохранение, религию, экологию и другие виды социальной жизни. От осмысления социальных аспектов проблемы соотнесения социальной практики, спорта и образа жизни людей зависит  многое в жизни общества.

Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое  воздействие на основные сферы жизнедеятельности  общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей[1].

Феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики давно  рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить  своеобразной идеологией, стремлением  людей к успеху, к победе.

Спорт изучается разными  отраслями научного знания, каждая из которых создает свое представление  о нем, как предмете исследования. Однако социологическое изучение спорта, особенно социальные процессы управления спорта, остается недостаточно исследованным. Интерес к ее решению определяется многими обстоятельствами, в том  числе и тем, что спорт оценивается  как неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда становится понятным стремление современных исследователей выявить потенциал спорта как  социального института, найти его  внутренние резервы и новые возможности  управления им[2].

Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Ему по силам решение

необычайно широкого круга  задач, начиная с укрепления здоровья населения, отвлечения молодежи от пагубного  влияния улицы, удовлетворения спроса на зрелищные услуги, экономических  стимулов, защиты чести страны, формирования патриотизма и т.д.

В данной работе хотелось бы рассмотреть, во-первых, чем физическая культура отличается от спорта, во-вторых, как спорт может влиять на воспитание, культуру, и, в-третьих, рассмотреть  современное состояние спорта в  России на примерах нескольких знаменитых спортсменов.

1. Спорт как  социальный феномен

1.1 Физическая  культура и спорт

Слово «спорт» происходит от старофранцузского и английского  слова “de sporte” что означает «развлечение, увеселение, забава». Ныне содержание понятия спорт лишь отчасти соответствует этому определению, в настоящее время доминирует – результат, сравнение результатов в соревновании, хотя для зрителей первоначальный смысл сохраняется и спорт остается зрелищем.

По меткому определению  И. М. Быховской, физическая культура –  это не область непосредственной работы с «телом», хотя именно телесно-двигательные качества человека являются предметом  интереса в этой области. Как всякая сфера культуры, культура физическая – это, прежде всего работа с духом  человека, его внутренним, а не внешним  миром[3].

Содержание понятия «физическая  культура» наиболее часто употребляется  в двух значениях:

1. Физическая культура  выступает как составная часть  общей культуры, как компонент  социального образа жизни.

2.Физическая культура  рассматривается преимущественно  как специфическая реальность, как  социальный процесс по овладению  ценностями особого вида культуры, называемой культурой физической.

Физическая культура –  органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная  область. Вместе с тем это специфический  процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического  совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически  и развиваются в процессе жизни  под влиянием воспитания, деятельности окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья.

Физическую культуру следует  рассматривать как особый род  культурной деятельности, результат  которой полезны для общества и личности. В социальной жизни  в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного  быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое  и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального  течения, как физкультурное движение. т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

Спорт – часть физической культуры. В нем человек стремится  расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых  успехами и неудачами, популярнейшее  зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем  присутствует сложнейший процесс межчеловеческих  отношений. Спорт – это  соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих  мобилизации физических, психических  и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих  себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом  становятся физической и духовной необходимостью.

Соревновательный метод  занятий и принципы тренировки широко используются при занятиях физкультурной  деятельностью. Поэтому, когда говорят  о занятиях спортом, то имеют в  виду использование различных физических упражнений, чтобы укрепить здоровье и работоспособность. В социологии при анализе общества, его процессов  и отношений руководствуются  понятиями «общественный» и «социальный». Понятия «общественный», «общественные отношения» используются, как правило, когда речь идет об обществе в целом, о взаимодействии его сторон – экономической, культурной, политической. Когда же речь идет о природе

отношений людей друг к  другу, человека к человеку, об их отношении  к условиям их жизнедеятельности, к  их собственному положению и роли в обществе и к обществу в целом, то используется понятие «социальное» и соответственно «социальные отношения».

Социальное – это совокупность общественных отношений данного  общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействие) индивидами или группами индивидов  в конкретных условиях места и  времени. Социальное есть результат  совместной деятельности различных  индивидов, проявляющийся в их отношении  и взаимодействии. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями места и роли в конкретных общественных структурах. Поэтому спорт можно рассматривать как социальное явление.

1.2 Спорт как  социальный институт

Социальный институт –  это образование, которое способствует поддержанию стабильности и устойчивости общества. Предпосылкой этой стабильности является наличие общеразделяемой системы ценностей – общего языка, общих идеалов, ценностей, верований, моральных норм и т.д[4]. В процессе социализации индивид усваивает эти нормы и таким образом успешно интегрируется в социальную систему. Социальный же институт выступает в качестве механизма, который обеспечивает интеграцию индивида и сохранение норм. Таким образом, социальные институты – это ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре и семье и т.д.

Спорт – уникальный социальный институт развития. Общепризнанно связывать  спорт с соперничеством, состязательностью, под которыми понимается борьба между  людьми, между человеком и природными явлениями или человека с самим  собой. Ключевым в определении понятия  является и то, что спорт выступает  как средство и форма выявления  социального признания высших психических  и духовных способностей индивида и  команды.

Физическая культура и  спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать  особую систему ценностей и установок[5].

 

Поведение человека в спортивной жизни можно рассмотреть на примере  концепции социального действия М.Вебера. М.Вебер выделяет четыре типа социального действия:

1) целерациональный, в котором имеют место соответствие целей и средств действия;

2) ценностно-рациональный, в  котором действие совершается  ради какой-то ценности;

3) аффективный, базирующийся  на эмоциональных реакциях людей;

4) традиционный, происходящий  в соответствии с традициями  и обычаями.

Положив в основу своей  теории социального действия рациональность, Вебер почти все внимание обращает на два первых типа действий, т.к. только они являются по-настоящему осознанными, социальными.

Целерациональное действие – идеальный, абсолютно рациональный тип социального действия. Действующий субъект однозначно осознает его цели, рационально соотнесенные с осмысленными средствами, подходящими с точки зрения субъекта для достижения данной цели. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.

В спорте в последнее время  преобладает этот тип социального  действия. Спортсмен знает свои возможности  перед соревнованиями (уровень подготовки, состояние здоровья и т.п.), тренер знает возможности спортсмена. Всё  заранее просчитывается. В связи  с этим они ставят цели, которые  по силам достичь. Также это может  быть цель проиграть, если так надо.

Ценностно-рациональное действие – действие, смысл которого не в  достижении внешней цели, а в собственной  вере действующего субъекта в самоценность этого действия как такового. Совершаются, не считаясь с предвидимыми последствиями, на основе убеждений долга, достоинства, религии, красоты.

Такое поведение человека встречается сейчас реже, но всё  же есть. Спортсмен хочет принести победу своей стране, считает это  долгом, и в тоже время знает, что  это будет социально-одобряемо  и он может из этого извлечь  какую-то прибыль. На первом месте у  спортсмена ценность победы, на втором рациональность.

В аффективных и традиционных типах действия рациональность представлена очень слабо, субъективно они  иррациональны. Первое крайне эмоционально, второе основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке.

Поведение спортсмена в ту или иную ситуацию может зависеть от собственных его убеждений, от требований тренера, от федерации спорта и т.д. Не всегда спортсмен решает сам.

Придя в спортивную секцию или школу, юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив - это новые  агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное  освоение новой социальной роли, в  которой оказывается юный спортсмен. Для юного спортсмена тренер играет одну из ведущих ролей. Ровесники, напротив, равны ему. Они прощают ему  многое из того, что не прощают родители и тренер. В каком-то смысле, с  одной стороны - ровесники, а с  другой - родители и тренер воздействуют на юного спортсмена в противоположных  направлениях. Тренер в данном случае усиливает позиции родителей  в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное  поведение, ориентируя юного спортсмена на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов.

Термин "вторичная социализация" охватывает те социальные роли, которые  стоят во втором эшелоне влияния, оказывают менее важное воздействие  на человека. В сфере физической культуры и спорта агентами вторичной  социализации могут быть руководители спортивного клуба, судьи. Контакты спортсмена с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, и их воздействие, как правило, менее  глубокое, чем у первичных агентов.

Информация о работе Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности