Социальная активность и волевое развитие студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:00, реферат

Описание

Развитие и функционирование образования как социальной структуры общества обусловлено всеми условиями (экономическими, политическими) его существования в целом. Образование переживает наряду с другими формами социальной действительности (культура, наука, религия) сложные, неоднозначные времена. Кризисные явления отражаются, в первую очередь, в сфере образования. В то же время общество в кризисные периоды предъявляет более высокие требования к образованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, умеющих быстро обучаться и переобучаться, готовых к социальным контактам - общению с другими людьми.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ стр. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория стр. 5
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста стр. 6
1.3. Социальная активность как показатель успешной социализации личности стр. 9
1.4. Особенности развития воли студентов стр. 13
ВЫВОДЫ стр. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ стр. 19

Работа состоит из  1 файл

Соц.активность.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)


4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная активность и волевое развитие студентов

 

 

 

                                                                                        

 

 

 

 

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Выполнила: Р.И. Исмаилова

                                                                                       Проверила: Л.А. Парфенова

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                        стр. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ   ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория                      стр. 5

1.2. Психологическая  характеристика  студенческого возраста   стр. 6

1.3.  Социальная активность как показатель успешной социализации личности                                                                                                        стр. 9                                                                                                         

1.4.  Особенности развития воли студентов                                    стр. 13

ВЫВОДЫ                                                                                           стр. 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                 стр. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие и функционирование образования как социальной структуры общества обусловлено всеми условиями (экономическими, политическими) его существования в целом. Образование переживает наряду с другими формами социальной действительности (культура, наука, религия) сложные, неоднозначные времена. Кризисные явления отражаются, в первую очередь, в сфере образования. В то же время общество в кризисные периоды предъявляет более высокие требования к образованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, умеющих быстро обучаться и переобучаться, готовых к социальным контактам - общению с другими людьми.

Первостепенная задача высшей школы - помочь овладеть студентам средствами мышления и деятельности. Вузовское образование является, как известно, завершающим этапом процесса общеобразовательной подготовки и основной стадией специализации, профессиональной подготовки. Содержание образования как важнейшего фактора экономического и социального прогресса должно быть направлено на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Оно должно обеспечивать «формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира». В связи с этим, единая цель образовательной системы на всех ее уровнях и этапах - создание условий для всестороннего развития личности - приобретает особое звучание на данной образовательной ступени.

Изучение закономерностей развития человека в студенческом возрасте как периоде интенсивного интеллектуального развития, формирования учебно-профессиональной деятельности, усвоения роли студента, вхождения в новую, «взрослую» жизнь позволяет говорить о психических особенностях студенческого возраста.

Многие ученые обращали внимание на социальную природу человека и на то, что социальные мотивы являются одной из движущих сил развития. Социальные ценности и стремление к их реализации - одно из самых важных направлений проявления человеческой активности.

На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который приобретает учащийся. В этих условиях социальная активность становится важнейшей предпосылкой в развитии общественных функций личности, ее успешной адаптации к общественной жизни с учетом тенденций прогресса общества. Таким образом, социальная активность выступает как побудитель к деятельности (актуальная потребность), как свойство личности на определенном этапе ее развития, как результат социально ценной деятельности [14, с. 144].

Воля — сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это надобно. Способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, проявляемая в самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря ней человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой.

Более того, он может соответственно организовать свою деятельность психическую и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположные. Итак, воля направляет или сдерживает действия человека, а также организует деятельность психическую, исходя из наличных задач и требований. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений к действиям, выполняемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ

1.1.            Студенчество - отдельная              возрастная категория.

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Л.А. Барановой, М.Д. Дворяшиной, 1976; Е.И. Степановой, 1975; Л.Н. Фоменко, 1974; а также в работах Ю.Н. Кулюткина, 1985, В.А. Якунина, 1994 накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретические обобщения по этой проблеме [14,с. 187] .

Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека [1, с. 51]. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций.

При массовом переходе на многоуровневую структуру подготовки в вузе специалистами вузовского образования отмечается, что для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации учебной деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть интересы студентов в самоопределении и самореализации [16, с. 74-86] .

Организация и совершенствование системы непрерывного образования учащейся молодежи невозможно без целостного понимания психической и познавательной деятельности учащегося и глубокого изучения психофизиологических детерминант развития психики на всех ступенях обучения [1, с. 46-52]. Важнейшим принципом при этом является принцип комплексного подхода к изучению способностей студентов. При организации и совершенствовании системы непрерывного образования необходимо опираться не только на знания закономерностей психического развития, но и на знание индивидуальных особенностей студентов и в связи с этим планомерно направлять процесс интеллектуального развития.

Если изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период более активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что в особенности принципиально, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, мастерски-трудовых и других. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы соображают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание своей семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование особых способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.

 

 

 

1. 2. Психологическая характеристика студенческого возраста.

Для научного понимания студенчества необходим комплексный анализ психофизиологических и социальных особенностей данной возрастной группы в соответствии с тенденциями изменений, происходя­щих в обществе. Это позволит дать характеристику студенчеству как относительно целостной и самостоя­тельной структурной прослойке общества, а также увидеть его связь и зависимость от многообразных элементов общественного бытия. Такой методологи­ческий подход характерен для наиболее известных исследователей студенческой молодежи (Б.Г.Ананьев, А.Г.Здравомыслов, С.Н.Иконникова, Я.Л.Коломинский, Б.Д.Парыгин, Н.Н.Обозов, В.Т.Лисовский, Г.В.Старо­войтова, В.А.Ядов). Он позволяет рассматривать про­блемы студентов не только в теоретическом ракурсе, но и с прикладных позиций, обосновывая оптималь­ные пути и средства их социализации в нынешних весьма противоречивых и непростых условиях.

Студенческая молодежь — социально-демографи­ческая группа общества, которая готовится к высоко­квалифицированной профессиональной деятельности посредством получения высшего образования. Олице­творяя собой интеллектуальный потенциал молодого поколения общества, студенчество имеет ряд опреде­ленных признаков. Как возрастная категория студен­ты относятся ко второму периоду юности (17-18 — 22-23 года). Юношеский возраст — период целостного становления личности, время наступления социальной зрелости, формирования "Я-концепции", активного вхождения личности во все сферы общественного бы­тия [13, с. 3-12].

В физиологическом плане юношеский возраст ха­рактеризуется завершением полового развития и со­зревания. Формируется облик взрослого человека. В этот период наблюдается повышенный интерес как со стороны юношей, так и со стороны девушек к своему внешнему виду, стремление соответствовать эталону, принятому в их среде. Внешние данные выступают для молодых людей атрибутом регуляции их поведе­ния.

Физическое развитие юношей и девушек далеко не всегда адекватно их социальной зрелости. Ряд ис­следований студенческой молодежи, проведенных в последнее время (В.Т.Лисовский, Д.Т.Райман, С.Д.Лаптенок, В.Г.Харчева, В.В.Сериков, Ф.Э.Шереги), свидетельствуют о радикальных изменениях в сексу­альном взаимодействии студентов, переориентации их на добрачные сексуальные связи, принятии и одобре­нии большинством таких связей. Кризисные явления в экономической и социально-политической сферах жизни общества повлекли за собой распространение девиаций в студенческой среде и новые, ранее не свойственные студентам формы их проявления (фарцовка, вымогательство, торговля наркотиками, суицид). Соответственно, серьезно обострилась про­блема здоровья студентов. По данным С.Д.Лаптенка и В.М.Яковчука, заметно увеличился удельный вес многих заболеваний в студенческой среде. Налицо диспропорция физического развития между студен­тами и представителями других социальных слоев общества [12, с. 72].

В юношеском возрасте завершается формирование организма в целом, но он ещё не окреп. Молодой человек ещё недостаточно вынослив, довольно быстро утомляется. В то же время восстановление физических сил у него происходит быстро.

В психологическом облике человека обнаруживаются  неповторимые черты, сформировавшиеся в процессе индивидуального развития. Поэтому во вне учебной работе со студентами важно учитывать их темперамент и уравновешенность нервной системы [2, с. 7-16].

Юноша и девушка становятся уже полноправными членами семей - вносят свою лепту в её бюджет, опекают младших братьев, сестёр. В тех случаях, где не учитывают качественных изменений в семейном положении, где к ним продолжают, относится как к подросткам, нередко возникают конфликты.

Информация о работе Социальная активность и волевое развитие студентов