Шпаргалка по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 10:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическая культура".

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

59. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  СПОРТИВНОГО ОТБОРА И ОРИЕНТАЦИИ  Растущая конкуренция в спорте  высших достижений обуславливает  необходимость повышения эффективности работы с юными спортсменами, требует расширить поиск новых, нетрадиционных средств и методов. Важность решения этой задачи очевидна, поскольку в детском возрасте создаётся основа будущих высоких и стабильных результатов. При этом, проблема начального отбора и ориентации является одной из важнейших в системе подготовки спортсменов от новичков до мастеров международного уровня. Повышение эффективности начального отбора позволяет выявить степень одарённости и потенциальных возможностей каждого из занимающихся на ранних этапах, повысить качество всей многолетней подготовки ложность и многогранность феномена спортивных способностей указывает на целесообразность разработки проблемы отбора с позиции системного изучения комплекса показателей, лимитирующих высокую результативность в конкретном виде спорта. Поэтому следует выделить педагогическое, медико-биологическое и психологическое направления исследований. При этом практическим выходом педагогического направления исследований является создание компактной, информативной и доступной системы тестов для диагностики перспективности и состояния готовности спортсменов В отборе спортсменов в процессе многолетней подготовки выделяют четыре этапа: 1. Этап предварительного отбора. На данном этапе выявляется целесообразность выбора ребенком вида спорта на основе учета его морфофункциональных и психических способностей; 2. Этап углублённой проверки соответствия отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной специализации в избранном виде спорта; 3. Этап спортивной ориентации. 4. Этап отбора в сборные команды обществ, республик, страны (48) Т.е. спортивный отбор - это непрерывный процесс, охватывающий всю многолетнюю подготовку спортсмена (27). Анализ и обобщение данных научно-методической литературы дал возможность выделить основные положения прогноза: 1. Отбор должен быть направлен на выявление "талантов" в спорте, т.е. на выявление лиц, потенциальные возможности которых будут являться условием успешного обучения и тренировки. 2. Предметом прогноза являются задатки и качества личности, определяющие способности к занятиям различными видами спорта. 3. Прогноз будет несостоятелен без знания специфики вида спорта, требований, предъявляемых к личности спортсмена на уровне мастера международного класса (17). В настоящее время растет количество исследований, касающихся вопросов отбора и ориентации в рамках начальной спортивной подготовки. В работах В.К.Бальсевича (4), В.М.Волкова, В.П.Филина (13) и других показано, что успешность спортивной деятельности тесно связана о уровнем развития психофизических и моторных способностей человека, проявление которых в спорте тесно связано с функциональными и морфологическими особенностями. В методике определения спортивной пригодности в каждом из видов спорта существуют свои различия, связанные со спецификой видов спорта, предъявляющей свои специфические требования к физическому развитию и способностям спортсменов. В настоящее время показано, что ведущим принципом отбора и ориентации является комплексная оценка потенциальных возможностей юного спортсмена, так как выделить какой-то интегральный критерий этих способностей невозможно. Анализ современной научно-методической литературы, касающейся проблемы оценки способностей позволил определить, что многие авторы решают одну задачу - выявление комплекса признаков; которые служили бы индикаторами будущих спортивных успехов в каком-либо виде спорта (4,8). Благодаря этим исследованиям спортивная наука накопила значительный объем знаний об основных факторах, определяющих спортивную результативность на ранних этапах подготовки, о структурных особенностях комплекса свойств, составляющих спортивные способности, о степени устойчивости индивидуальных различий юных спортсменов по ряду морфофункциональных признаков, о прогностичности педагогических, медико-биологических и психологических тестов для прогнозирования спортивных результатов. 

Отбор спортсменов  как раздел работы тренера по борьбе подразделяется на три взаимообусловленные  и в то же время относительно самостоятельные  части: 1. Спортивная ориентация (начальный отбор детей) с целью обнаружения их потенциальных способностей к определенным видам спорта (в частности, к конкретному виду единоборства); 2. Комплектование сборных команд; 3. Спортивный отбор (отбор кандидатов в сборные команды). Для реализации задач отбора необходимо решить частные проблемы: · Определить идеальный тип спортсмена (модель олимпийского чемпиона); · Сделать прогноз темпов роста спортивных достижений (основная задача); · Провести классификацию отбираемых спортсменов на более и менее одарённых спортсменов; · Выбрать орму организации процесса отбора. (48). Этой же точки зрения придерживается И.В. Шинелёв, В.М. Игуменов, В.И. Харламов (53), добавляя, что система отбора должна предполагать не отсев детей из той или иной группы видов спорта, а целесообразное перераспределение их по видам, где мальчики могли бы наиболее ярко проявить свои способности. Важнейшей задачей отбора является прогнозирование спортивных достижений. Реализация этой задачи возможна с помощью серии контрольных упражнений (тестов), которые позволили бы с высокой точностью прогнозировать степень одарённости детей для занятий различными видами спортивной борьбы. Определение состава контрольных упражнений может быть осуществлено с помощью двух подходов (рис. 1). Наиболее эффективный путь отбора это изучение не феноменологических показателей (проявляющихся внешне, например, сила, быстрота и т.п.), а реальных морфологических, физиологических, биохимических, биофизических и прочих характеристик и механизмов, определяющих индивидуальные различия и двигательные возможности. Так ставятся две основные задачи: 1. сколько детей следует просмотреть 2. насколько подробно это следует сделать  

59-2

Спортивный отбор  — это комплекс мероприятий, позволяю определить высокую степень предрасположенности (одарен) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта). Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена ком методика оценки его личности, предполагающая исполь различных методов исследования (педагогических, меди-биологических, психологических, социологических и др.). Другое определение спортивного отбора звучит так: Спортивный отбор — это комплекс мероприятий по выявлению спортсме, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям свецифики вида спорта. Качественно видоизменяясь, отбор входит в систему многолетней подготовки. Спортивный отбор — это основанный на научном прогнозе про принятия и реализации решения о включении или невклю в спортивную деятельность ее возможного участника. Итак, из вышеприведенных определений уже можно сделать вывод о том, что спортивный отбор, являющийся комплексом мероприятий, применим как к детям, не занимающимся никаким спортом, так и к спортсменам. Спортивный отбор проходят все участники спортивной дея: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специа из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена. Уровни отбора                              

Вовлечение людей  в систематические занятия спортом, их интерес и личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей специфике того или иного вида спорта. Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующе его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориен. Спортивная ориентация связана прежде всего с детско-юношеским и массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для кон человека, а при  отборе — человека для конкретного вида спорта. Первый уровень — начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 9—14 лет), обладающих потенциальными способно к успешному овладению конкретным видом спорта. Организационно от проводится в три этапа. На первом—агитационные мероприятия с целью вызвать интерес к занятиям; на втором — тестирование и наблюдения для оп способностей детей к данному виду спорта; на третьем, самом про — наблюдения в процессе обучения и развития физических спо с целью установления темпов осваивания учебного материала. Второй уровень — углубленный отбор для выявления перспективных юно и девушек (возраст 16—17 лет), обладающих высоким уровнем способно к

данному виду спорта и склонностями к определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции и т. п.).Третий уровень—отбор для выявления спортсменов (возраст 18—20 лет) длк зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Отбор осу на основе изучения тренировочной и соревновательной деятель в детско-юношеском спортивном коллективе, тестирования и обследова во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов. Четвертый уровень — отбор для выявления спортсменов в различные сборны команды (страны, регионов, ведомств и др.), для определения участников

ответственных соревнований. С этой целью анализируется  информация о трени и соревновательной деятельности спортсмена в своем  клубе, в сбор команде, изучается  соревновательная деятельность на национальных чем, на учебно-тренировочных сборах.

В отборе участвуют  тренеры, работающие с данным контингентом, и групп экспертов из числа ведущих специалистов данного региона.

Конкретное содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта. Она основывается на системе  педагогических, медико-биологических и психических показателей, имеющих высокую прогностическую значимость (уро физических качеств, специфичных для данного вида спорта, уровень спо, лежащих в основе технико-тактических действий, морфологические данные, функциональные особенности организма, свойства высшей нервной дея и др.). Учитываются исходный уровень, изменение показателей обсле с возрастом и под влиянием тренировки, связь этих показателей со спортивными достижениями. Качество отбора служит важным условием успеш многолетней подготовки спортивных резервов. В процессе многолетней подготовки комплекс методов отбора расширяется, сам отбор становится более углубленным, вследствие чего количество отсеиваемых увеличивается. 

60

Ученики, отнесенные к специальной группе, занимаются по особой программе. В ее основу проложено содержание общей программы, из практического раздела которой исключены средства физического воспитания, способные вызывать перенапряжения организма, например, физические упражнения, приводящие к максимальным и близким к ним напряжениям сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. В программе предусматриваются следующие практические разделы: гимнастика, подвижные игры, легкая атлетика, плавание, лыжи. Кроме того, в учебный материал добавлены специальные упражнения оздоровительного характера (корректирующие осанку, дыхательные и др.). Специальная программа не содержит нормативных требований, хотя предусматривает достижение уровня физической подготовленности, обеспечивающего успешное развитие. Основное место на занятиях отводится гимнастике, поскольку с ее помощью можно успешно совершенствовать основные двигательные качества и развивать двигательные навыки. К тому же, характер гимнастических упражнений и методика их проведения позволяют заранее точно определить оптимальную нагрузку на организм занимающихся и ожидаемый педагогический эффект, что весьма важно в работе с СМГ. В программу введен раздел дыхательных упражнений, которыми следует пользоваться на каждом уроке. Обращается особое внимание на воспитание правильной осанки и на укрепление мышц спины и живота. Для снижения утомления и повышения работоспособности широко используются упражнения для расслабления мышцу. Включены танцевальные элементы и упражнения из художественной гимнастики. Вместе с тем из гимнастики в СМГ полностью исключены лазанье по канату, подтягивание и акробатические упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными напряжениями, вызывающими длительную задержку дыхания. Из легкой атлетики особое внимание придается строго дозированным ходьбе и бегу, т.к. эти виды тренируют и укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Прыжки в длину и в высоту ограничиваются (с укороченного разбега, с трех шагов, не более двух, трех прыжков в одном занятии и т.д.). Ограничены упражнения и на скорость, силу, выносливость. Продолжительность  игр  с  бегом  и  прыжками,   а  также  дистанции  бега сокращаются. Например, продолжительность игры с бегом и прыжками не должна превышать 5 минут. От учителя во всех случаях требуется правильная дозировка нагрузки, совмещения бега, прыжков с умеренной ходьбой, успокаивающими и дыхательными упражнениями при окончании их. Наряду с образовательными, оздоровительными задачами на занятиях решаются и задачи воспитательные, когда средствами физкультуры воспитываются смелость, настойчивость, дисциплинированность, навыки культурного поведения, чувство дружбы и товарищества. Особенно трудно переоценить значение подвижных игр, наличие в которых простых и естественных движений, не вызывающих резкого утомления (нагрузка чередуется с моментами кратковременного отдыха), делают их хорошим средством эмоционального и физиологического воздействия на школьников. 
 
 

61

Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно–оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.Конечно, область применения ее — всеобъемлющая, особенно в нынешних условиях жизни, когда здоровье населения в целом и особенно молодежи ухудшается катастрофически. И не только в нашей стране. Адаптивная физкультура уже получила широкое распространение во многих зарубежных странах. Хорошо подготовленных профессионалов в этой области ждут в поликлиниках и больницах, санаториях и домах отдыха, оздоровительных и реабилитационных центрах, в учебных заведениях, особенно специализированных, в спортивных коллективах .Но главное, - адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре. «Адаптивная» - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма].

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального  факторов воздействия на организм и  личность человека. Познание сущности этого явления – методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов 1. Теория и методика адаптивной физической культуры (АФК). Основные понятия и термины адаптивной физической культуры. Сходства и различия адаптивной физической культуры и медицины, медицинской реабилитации, физической культуры, профилактической медицины. Нормативно-правовые основы АФК. Образовательное, научное, правовое и информационное пространство адаптивной физической культуры в Российской Федерации. Виды адаптивной физической культуры, их краткая характеристика. Адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная реабилитация, адаптивная физическая реабилитация, адаптивная физическая рекреация; принципы и функции адаптивной физической культуры; «пространство» проблем адаптивной физкультуры. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре. Основные теоретические концепции обучения двигательным действиям; особенности обучения двигательным действиям инвалидов различных нозологических групп. Развитие физических качеств в адаптивной физической культуре. Особенности развития основных физических качеств у инвалидов и больных различных нозологических групп. Адаптивное физическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, а также в учреждениях общего образования (специальные медицинские группы). Нормативно-правовые основы деятельности учреждений АФК и АС (оплата труда специалистов, наполняемость групп, режим занятий и т.д.).

Информация о работе Шпаргалка по "Физической культуре"