Роль корригирующих упражнений для исправления дефектов осанки и стопы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 06:34, контрольная работа

Описание

Актуальность темы работы обусловлена тем, что среди заболеваний опорно-двигательного аппарата нарушения осанки и стопы занимают одно из первых мест как по частоте, так и по сложности патологических изменений. Количество детей с нарушением осанки и стопы за последние 20 лет увеличилось в два раза и составляет, по данным разных исследований, от 60 до 80 %, то есть, в среднем, три ребенка из пяти имеют видимые деформации onopно-двигательного аппарата, что, в свою очередь, приводит к увеличению патологии не только аппарата движения, но и основных органов и систем (сердечно-сосудиста) пищеварительная, дыхательная и др.).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Причины образования дефектов осанки и стопы………………………………...5
2. Роль корригирующих упражнений для исправления дефектов осанки и стопы………………………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………………...23
Список использованных источников……………………………………………….24

Работа состоит из  1 файл

Контрольная ЛФК.docx

— 50.41 Кб (Скачать документ)

Этапы развития нарушений  осанки. Неблагоприятный фон —  этап наличия биологических дефектов или неблагоприятных условий, способствующих нарушению осанки (при отсутствии динамических и статических отклонений).

Предболезнь — этап нефиксированных  изменений ОДА. Имеются начальные  проявления функциональной недостаточности  систем обеспечения нормальной осанки, определяются симптомы нарушения осанки, отмечается ухудшение показателей физического развития. Изменения обратимы при нормализации процесса физического воспитания или направленной кинезитерапии.

Болезнь — этап статических  деформаций ОДА соответствует наличию необратимых или трудно обратимых нарушений осанки.

Нарушения осанки бывают функциональными  и фиксированными. При функциональном нарушении ребенок может принять положение правильной осанки по заданию, при фиксированном — не может. Функциональные нарушения чаще всего возникают из-за слабого мышечного корсета туловища.

Нарушение осанки в дошкольном и школьном возрасте приводит к ухудшению работы органов и систем растущего организма.

Как правило можно выделить три степени искривления позвоночника. Они относятся к сагиттальной плоскости. Для того, чтобы определить - являются ли искривления уже установившимися или стойкими, необходимо выпрямиться.

1 стадия деформации - искривление позвоночника выравнивается до нормального положения при выпрямлении.

2 стадия деформации - искривление отчасти выравнивается при выпрямлении ребенка или при висе на гимнастической стенке.

3 стадия деформации - искривление не меняется при висе или выпрямлении ребенка.4

Для того, чтобы определить степень искривления позвоночника в сагиттальной плоскости производят измерения глубины изгибов позвоночника (в сантиметрах от отвеса, который прикреплен на затылке):

1. поясничный лордоз (от шнура до наиболее удаленной точки поясничного отдела позвоночника);

2. шейный лордоз (от шнура до наиболее удаленной точки шейного отдела позвоночника);

3. крестцовую часть (от шнура до крестцовой части позвоночника);

4. если шнур не касается грудного кифоза, то измеряется расстояние до спины.

Непосредственно дефекты осанки во фронтальной плоскости не делятся на отдельные виды. Для них обычно характерно;

- нарушение симметрии между правой и левой половиной туловища;

- позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево;

- определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (лопатки, плечи), голова наклонена в сторону.

Данные симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени: как от чуть заметных, так и до резко выраженных.

Непосредственно боковое отклонение позвоночника при функциональных нарушениях осанки во фронтальной плоскости нестойкое и оно может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа, когда отсутствуют признаки торсии позвонков.

Сколиоз (боковое искривление  позвоночника) – это заболевание, которое может быть либо врожденным, либо приобретенным (паралич мышц спины, рахит, травмы). Из разных разделений сколиозов  согласно этиологии и патогенезу этого недуга самое большое распространение  получила классификация Кобба, в  соответствии с которой они делятся  на пять главных категорий.

Первая категория –  патология заключается в неполном развитии связочного аппарата и мышечной ткани. К этой категории также  могут быть отнесены рахитические сколиозы, которые образуются в ходе дистрофического  процесса не только в скелете, но и  в нервно-мышечной ткани.

Вторая категория –  происхождение на основе нейрогенного уровня: в результате полиомиелита, сирингомиелии, неврофиброматоза, а  также спастического паралича. Сюда же можно отнести и сколиозы на основе радикулита, люмбоишиалгии и  вызванные дегенеративными изменениями  в межпозвонковых дисках, часто влекущие за собой сдавление.5

Третья категория –  образуется в ходе патологии формирования ребер и позвонков. В эту же категорию входят все наследственные сколиозы, формирование которых обусловлено  костными диспластическими аномалиями.

Четвертая категория –  искривление позвоночника, вызванное  болезнями грудной клетки (рубцово-спаечные процессы на почве ожогов, эмпиемы, пластических операций на грудной клетке).

Пятая категория - идиопатические сколиозы, поисхождение которых сегодня  еще не до конца исследовано. Сколиоз  считается правосторонним, если ось  позвоночника искривлена вправо, и  левосторонним - если влево. Когда позвоночник  искривлен по всей длине, то это сколиоз  распространенный, при искривлении  лишь части - локальный.

Сколиоз позвоночника на начальной  стадии развития процесса (1 ст.), как  правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушения осанки во фронтальной  плоскости. Но в отличии от нарушений  осанки, при сколиотической болезни  кроме бокового искривления позвоночника наблюдается скручивание позвонков  вокруг вертикальной оси (торсия). Об этом свидетельствует наличие реберного  выбухания по задней поверхности  грудной клетки (а при прогрессировании процесса - формирование реберного  горба) и мышечного валика в поясничной области.

На более позднем этапе  развития сколиоза происходит клиновидная  деформация позвонков, расположенных  на вершине дуги искривления позвоночника.

Диагноз сколиотической болезни  выставляется врачом-ортопедом на основании  клинического и рентгенологического  обследования.

В зависимости от тяжести  деформации сколиозы делятся на 4 степени (Чаклин В.Д, Абальмасова Е.А., 1973 г.). Все дети со сколиозом должны находиться на диспансерном учете у врача-ортопеда и получать все необходимые виды терапии (ортопедические пособия, разгрузочный двигательный режим, лечебную физкультуру, гимнастику при сколиозе, массаж, лечебное плавание, физиотерапию), а по показаниям – хирургическое лечение.

Дети с прогрессирующими формами сколиоза находятся на лечении  в специализированных лечебных учреждениях, а детям с нарушениями осанки и непрогрессирующими формами сколиоза необходимо проводить профилактическое лечение в амбулаторных условиях, используя корригирующую гимнастику и вовлекая в занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию позвоночника. Специальный индивидуальный комплекс упражнений при сколиозе необходимо выполнять постоянно пока идет рост позвоночника.6

Стопа является органом опоры и передвижения человека, который выполняет рессорную функцию, амортизируя различные сотрясения, создаваемые в процессе движения.

Стопа по форме может быть правильной, полой и уплощенной. Различают продольное и поперечное плоскостопие.

У стопы сводчатое строение. Можно выделить: продольный свод (к нему относится наружный - опорный и внутренний - рессорный), а также поперечный (образуется костями плюсны и предплюсны ).

Ключевыми признаками деформации и плоскостопия являются:

1. При наличии продольного плоскостопия - уменьшение или опускание среднего отдела стопы, пронация стопы и отведение переднего отдела, вальгус стопы.

2. При наличии поперечном плоскостопия - деформация и распластывание плюсневого (переднего) отдела стопы, отведение 1 пальца, увеличение угла между 1 и 2, между 2 и 5, 1 и 5 пальцами.

Для характеристики состояния  сводов стопы и наблюдения в динамике в настоящее время используются компьютерные методики диагностики  состояния стопы и ее сводов.

Плоскостопие – это  искусственно созданный дефект –  результат воздействия медицинских  препаратов, обуви и бездарных  спортивных тренировок.

Первые химическим, а вторые и третьи – механическим путём  воздействуют на мышцы и суставы  человека.

Медицинские препараты и обувь подавляют мелкую моторику стопы, а бездарные тренировки формируют неправильную последовательность работы мышц.

В результате этого, дефективными становятся не только суставы, но и  походка – главный источник проблем  опорно-двигательного аппарата.[2 c. 210]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль корригирующих  упражнений для исправления дефектов  осанки и стопы

 

Корригирующие упражнения обычно назначают в случае заболеваний и повреждении опорно-двигательного аппарата. Цель данной гимнастики - укрепление ослабленных, растянутых мышц, расслабление контрактур: значит восстановление нормальной мышечной изотонии (сколиоз, остеохондроз, позвоночник).

По воздействию корригирующие  упражнения делят на группы:

- упражнения на гибкость;

- упражнения на вытяжение; 

- упражнения на силу;

- упражнения на коррекцию.

Корригирующие упражнения следует использовать для детей с ослабленными мышцами спины, для предупреждения патологических искривлений позвоночника.

Данные упражнения, как правило восстанавливают гибкость, а также вытяжение позвоночника, отлично способствуют укреплению мышц спины.

Детям, у которых растянуты  мышцы,  важно их укреплять, способствовать для их укорочения, а укороченные мышцы необходимо растягивать. В случае, если ослаблена мышечная система, то дети с дефектами в осанке должны заниматься так, чтобы все группы мышц работали.

Важно уделять внимание расширению грудной клетки. Значительное внимание родителям следует обратить на выпрямление тазобедренных суставов. В случае, если они не выпрямлены, соответственно плечи ребенка наклоняются вперед и грудная клетка уплощается.

При ослаблении мышечной системы и увеличения поясничного лордоза нельзя использовать упражнения, которые увеличивают поясничный лордоз и растягивают ослабленные мышцы живота.

Значительное внимание при выполнении корригирующих упражнений, следует уделить таким упражнениям, которые увеличивают гибкость суставов.7

Профилактика и лечение  сколиоза должны быть комплексными и  включать: сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине; правильная и точная коррекция обуви; устранение функционального укорочения конечности, возникающее за счет нарушений осанки в области таза, и выравнивающая уровень подвздошных костей; компенсирующая дефекты стопы (плоскостопие, косолапость); организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.); постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями при сколиозе спортом, туризмом, плаванием; отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.); контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.; плавание, лечебное плавание.8

Корригирующие упражнения при  нарушении осанки в саггитальной плоскости.

При сутулой и круглой спине:

1. Исходное положение — сделать основную стойку, в руках держать гимнастическую палку: на счет 1—2 — палку завести за лопатки, подтянуть живот; на счет 3—4 — исходное положение.

2. Исходное положение — основная стойка: на счет 1—4 — «крылышки» руками.

3. Исходное положение — лежа на животе: на счет 1—2 — руки в «крылышки»; на счет 3—4 — держать.

4. Исходное положение — лежа на животе: на счет 1—2 — ноги поднять, руки в «крылышки»; на счет 3-4 — исходное положение.

5. Исходное положение — лежа на животе, в руках гимнастическая палка: на счет 1—4 — прокатывание палки по спине от плечевого пояса до

 ягодиц и обратно.

6. Исходное положение — лежа на спине: на счет 1—2 — приподнять на предплечьях спину, прогнуться; на счет 3—4 — держать.

7. Исходное положение — лежа на спине, под область грудного кифоза подложить небольшой валик: на счет 1—4 — приподняться на предплечьях над валиком; на счет 5—8 — вернуться в исходное положение.

8. Исходное положение — лежа на спине: на счет 1—4 — круговые движения ногами по часовой и против часовой стрелки.

9. Исходное положение — на четвереньках: на счет 1—4 — прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову приподнять; на счет 5—8 — вернуться в и. п.

10. Исходное положение — на четвереньках: на счет 1—2 — поднять правую руку и левую ногу одновременно, прогнуться в грудном отделе позвоночника; на счет 3—4 — вернуться в исходное положение; на счет 5—6 — поднять левую руку и правую ногу, прогнувшись; на счет 7-8 — исходное положение.

11. Исходное положение — тоже: на счет 1—2 — поднять правую руку и правую ногу одновременно; на счет 3-4 — исходное положение; на счет 5—6 — поднять левую руку и левую ногу; на счет 7-8 - исходное положение.

12. Исходное положение — тоже: на счет 1—4 — горизонтальные «ножницы» ногами (ноги поднимать под углом не выше 45°).

13. Исходное положение — тоже: на счет 1—4 — вертикальные «ножницы» ногами (не выше 45°).

14. Исходное положение — на четвереньках: на счет 1—2 — «Кошечка ласковая» (прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову поднять); на счет 3-4 - «Кошечка сердитая» (согнув грудной и поясничный отдел позвоночника, голову опустить).

15. Исходное положение — тоже: на счет 1—4 — «Кошечка под забором» (поочередно медленно прогнуться от шейного до поясничного отделов позвоночника, перейдя в исходное положение — лежа в опоре на кисти, а затем вернуться обратным порядком в и. п.).

Информация о работе Роль корригирующих упражнений для исправления дефектов осанки и стопы