Роль физической культуры в становлении педагога профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:31, реферат

Описание

Современная система народного образования предъявляет повышенные требования к личности учителя как к субъекту образовательного процесса и к уровню его профессионализма. Изменения и инновационные процессы, происходящие в обществе, требуют от высшего образования пересмотра концептуальной системы взглядов на подготовку специалистов - будущих учителей. Для решения этой проблемы необходимо изучение личности учителя-профессионала и психологических закономерностей превращения студента педагогического вуза в профессионала

Работа состоит из  1 файл

Реферат_Роль Физической культуры в становлении педагога профессонального образования_ Путров_КТ_207.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО

Российский  государственный профессионально-педагогический университет

Институт  информатики

Кафедра сетевых информационных систем

Реферат 
по дисциплине

«Физическая культура» 

     Тема: «Роль физической культуры в становлении педагога профессионального образования» 

Специальность 030500.06 Профессиональное  обучение

«Компьютерные технологии»

      
 
 
     
Выполнил 
     
       Студент гр. КТ-107

Путров  Максим Михайлович

Шифр  зачётной книжки 0902215

     
      
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011

 

Оглавление 

 

     Введение

     Современная система народного образования  предъявляет повышенные требования к личности учителя как к субъекту образовательного процесса и к уровню его профессионализма. Изменения  и инновационные процессы, происходящие в обществе, требуют от высшего образования пересмотра концептуальной системы взглядов на подготовку специалистов - будущих учителей. Для решения этой проблемы необходимо изучение личности учителя-профессионала и психологических закономерностей превращения студента педагогического вуза в профессионала[1].

     Это ведет к необходимости совершенствования  системы психологического сопровождения  специалистов на различных этапах их обучения и трудового пути. Для  решения этой проблемы необходимо изучение психологических закономерностей превращения индивида в профессионала и его реализации в профессиональной деятельности.

     В современных психолого-педагогических исследованиях большое внимание уделяется вопросу особенности  личности учителя, которая выступает  как сформированная в процессе обучения и опыта работы целостная структура. Круг целей и задач деятельности учителя предъявляет разнообразные требования к личности педагога. Работа учителя многогранна, а подготовка, получаемая им в учебном заведении, не обеспечивает одинаковую его готовность ко всем аспектам педагогической деятельности.[3]

     В педагогической деятельности будущий учитель взаимодействует с субъектами образовательного процесса, что ставит задачей не только развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, но и влияние на становление их личности средствами физического воспитания. Поэтому особую роль в этом процессе становления личности педагога профессионального образования играет физическая подготовка, её направленность на развивающий эффект физкультурно-спортивной работы в школе и вузе.[2] 

     Основная  часть

     Понятие "профессиональное образование", имея весьма широкий смысл, используется для обозначения образовательной  системы, ориентированной на подготовку, повышение квалификации и переподготовку специалистов различного уровня и профиля получаемого образования (164). Содержание понятия "профессиональное образование" близко к содержанию понятия "производственное обучение". Однако было бы неверно отождествлять профессиональное образование лишь с процессами производственного обучения, хотя бы и обеспечивающими состояние относительно высокой степени подготовленности человека к профессиональной деятельности. Если термином "производственное обучение" обозначить практическую подготовку учащихся к определенному виду производительного труда, то термин "профессиональное образование" следует применять по отношению к процессу и результату профессионального формирования личности и ее культуры.

     Безусловно, профессиональное образование есть компонент и составная часть целостной системы образования. Анализ обширного теоретического и экспериментального материала позволяет выявить ряд концептуальных идей, определяющих магистральные направления совершенствования практики профессионального образования. Так, соответствующее существующим требованиям профессиональное образование призвано обеспечивать: развитие гармоничной личности и ее творческого потенциала как ведущей идеи образования учащейся молодежи; направленность образования на удовлетворение социальных запросов и личностных потребностей с учетом интересов, склонностей, способностей, мотивов; обеспечение индивидуализации образования и социализации личности; создание категорий "грамотность", "образованность", "культура", "профессионализм" на основе сущностных сил и способностей личности; формирование потребностно-мотивационной сферы личности и ее ценностных ориентаций на самосовершенствование, самообразование и усвоение духовных ценностей общества; осуществление взаимопроникновения и взаимосвязи базового и профессионального этапов образования; совершенствование профессиональной педагогики на основах тесной взаимосвязи физического и трудового воспитания, обучения и развития; формирование физической культуры личности и потребностей здорового образа жизни как основ профессиональной и социальной активности личности.

     Изложенное  выше позволяет предположить, что  эффективное совершенствование  системы и процесса профессионального  образования сопряжено с его  либерализацией и гуманизацией, осуществляемыми  на основе единства всестороннего обучения, воспитания и развития личности учащейся молодежи и, прежде всего, за счет ценностей культуры. Все большую актуальность для эффективного становления личности учащихся обретает формирование специальных знаний, общей и физической культуры, профессионализма, ценностных ориентаций и направленности на овладение совокупностью культурных ценностей в связи с учебной и предстоящей профессиональной деятельностью.

     Признавая основной целью профессионального  образования педагога, профессиональное становление личности, необходимо создать комплекс педагогических условий для решения двух взаимосвязанных задач:

  • обеспечения на основе развития профессионально важных качеств высокого уровня подготовленности учащейся молодежи к эффективной конкретной трудовой деятельности;
  • формирования социокультурной личности, включенной в культурно-исторический процесс по овладению и преобразованию культурных потенций общества в конкретной профессиональной деятельности

     Таким образом, эффективное личностное становление  специалистов в процессе профессионального образования возможно, прежде всего, на основе создания комплекса условий для приобщения их к культуре, в том числе и физической, присвоения ими наиболее важных составляющих сложного комплекса обобщаемых ею ценностей, целенаправленного формирования ценностных ориентаций личности.

     Как показывают результаты исследований в  сфере общей и спортивной педагогики, теории и методики физического воспитания, в которых рассматриваются взаимосвязь  и взаимообусловленность ценностей физической культуры и профессиональной подготовленности, такое интегральное преобразование личности возможно и необходимо связано с направленным использованием ценностного потенциала культуры физической. Это обеспечивает оптимальное соотношение и соответствие физического (телесного, биологического), социального (более духовного) статуса личности требованиям социума, профессионального образования, конкретной профессиональной деятельности и, самое главное, самой личности.

     В настоящее время физическую культуру определяют как часть общесоциальной культуры личности; творчески преобразовательную деятельность по формированию системы соответствующих потребностей и способностей.

     Сущностная  цель физической культуры - воспроизводство  человека, личности; становление специфического личностного состояния - физической культуры личности субъекта. Основными же задачами следует считать: создание системы материальных и духовных ценностей в этой сфере; создание условий для овладения ими человеком; дальнейшая трансляция и трансформация в социум для реализации общей цели на основе удовлетворения потребностей человека.

     Тем не менее следует отметить, что  не все ценности физической культуры в равной мере обеспечивают формирование каких-либо специфических потребностей и способностей, характерных и необходимых для осуществления конкретной деятельности, в том числе - профессиональной.[1]

     Таким образом, возникает социальная потребность  теоретико-методологического обоснования  системы направленного использования  ценностей физической культуры, обеспечивающих становление в личности, во-первых, характерных признаков базовой культуры человека и, во-вторых, системы телесно-душевно-духовных потребностей и способностей, умений конкретной профессиональной деятельности.

     Именно  это нашло отражение в рамках сложившейся методологии профессиональной физической культуры.

     До  последнего времени совершенствование  процесса профессиональной подготовки педагогов с направленным использованием ценностей физической культуры осуществлялось в рамках системы профессионально-прикладной физической подготовки. В ряде случаев речь шла о физическом воспитании с профессиональной направленностью или же о профилированном физическом воспитании.

     Однако  если охарактеризовать систему профессионального  образования как единство обучения, воспитания и развития, то и процесс приобщения учащихся к физической культуре в её рамках также должен одновременно иметь и воспитывающий, и развивающий, и обучающий характер; иметь большую профессиональную физкультурно-образовательную направленность; быть целостным и ёмким явлением в обеспечении комплексности воздействий на личность и её культуру в едином процессе формирования личности профессионала. В связи с этим возникает необходимость более широкого понимания и методологического обоснования роли физической культуры в профессиональном становлении личности на основах трансформации традиционной профессионально-прикладной физической подготовки, а также физического воспитания с профессиональной направленностью и профилированного физического воспитания в целостный, системно осуществляемый процесс формирования ПФК.[3]

     Здесь нельзя не отметить взгляды классика отечественной педагогики П. Ф. Лесгафта, который считал необходимым придать  традиционному физическому воспитанию статус физкультурного образования, направленного на воспитание отвлеченного мышления, образование понятий о человеческой личности, умений владеть своим телом и "по слову" подходить к работе; на выработку способности с наименьшим трудом и в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу, действуя при этом изящно и энергично (124).

     Целенаправленные  исследования по методологическому  обоснованию процесса формирования ПФК осуществляются в наши дни  С. С. Коровиным с коллегами; в  опубликованных ими работах достаточно подробно показаны основы системной методологии формирования ПФК как сложного и актуального социального явления и как личностного состояния.

     В настоящее время основы системной  методологии, по мнению С. С. Коровина, составляют: понятийно-категориальный аппарат, структура и функции ПФК, структурно-функциональное моделирование и программно-содержательное обеспечение процесса овладения ценностями ПФК, структура ПФК личности и характеристики её составляющих (109).

     В указанных выше исследованиях ПФК  рассматривается как компонент культуры общества и специфическая преобразовательно-творческая деятельность, удовлетворяющая общественные и личностные потребности в развитии способностей, изучении, накоплении и распространении предметных и духовных ценностей в связи с подготовкой учащейся молодежи к учебной и предстоящей профессиональной деятельности. Объектом ПФК является "процесс производства и воспроизводства профессионального потенциала общества в связи с подготовкой педагога к участию в профессиональной деятельности по созданию, преобразованию и потреблению материальных и духовных социальных ценностей". Предметом ПФК выступает "процесс формирования специфических аспектов физической культуры личности профессионала на основе совокупности профессиографических, психолого-педагогических, физиологических и дидактических основ прикладной физкультурной деятельности".

     Главной специфической особенностью ПФК  является прикладность, основанная на естественно-биологических предпосылках "переноса тренированности" и  заключающаяся в формировании тех потребностей и способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью для личности, подготовки к труду и собственно эффективного труда.

Информация о работе Роль физической культуры в становлении педагога профессионального образования