Развитие ловкости в игровых видах спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:13, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение такого понятия как ловкость в общем смысле и на примерах отдельных видов игрового спорта – волейбола, баскетбола и футбола.
Задачами являются
Изучить концепции, приемы и принципы развития ловкости;
Изучить особенности развития ловкости в игровых видах спорта;
Рассмотреть комплекс конкретных упражнений, необходимых для развития ловкости в игровых видах спорта;
Обозначить роль, необходимость развития ловкости у любителей игровых видов спорта и у профессиональных спортсменов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1.Общее понятие о ловкости…..……………………………………………...4

2. Развитие ловкости в волейболе……………………………………………7

3. Развитие ловкости в баскетболе………………………………..…………12

4. Развитие ловкости в футболе………………………………………..…….19
Заключение……………………………………………………………………..22
Библиографический список……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Физра2.docx

— 41.74 Кб (Скачать документ)

5. Деактуализация. Заключается в искусственном  занижении силы соперника в  предстоящей игре. Выделяют прямую  деактуализацию, когда показываются реальные слабости соперника, и косвенную, когда намеренно выделяются те сильные стороны конкретного спортсмена или всей команды, которым сопернику нечего противопоставить.

Большинство средств психорегуляции на этапе  специальной психологической подготовки объединяют в форме так называемой ментальной (умственной) тренировки.

По определению  шведского психолога Л.Э. Унестоля, ментальный тренинг представляет собой  комплекс средств, включающих:

  • умение спортсмена распознавать и точно оценивать ситуацию;
  • умение точно контролировать собственные психофизические и поведенческие реакции на ту или иную обстановку;
  • специальные приемы внушения и самовнушения.

Существует  ряд упражнений, помогающих в значительной степени увеличивать ловкость волейболистов. Многие тренеры расходятся во мнениях, однако есть упражнения, применяемые  на практике повсеместно. К ним можно  отнести:

Упражнение на ловкость №1. Одиночные и многократные прыжки с разбега и с места с поворотом на 360, 270, 180, 90 градусов.

Упражнение на ловкость №2. Многократные и одиночные кувырки назад и вперед в разной последовательности.

Упражнение на ловкость №3. То же упражнение, но в сочетании с выполнением или имитацией отдельных технических приемов.

Упражнение на ловкость №4. Прыжки с подкидного мостика с имитацией передач в безопорном положении, нападающих ударов и блокирования.

Упражнение на ловкость №5. Прыжки через разнообразные снаряды и предметы (конь, скамейка, веревка) как без поворотов, так и с поворотами.

Упражнение на ловкость №6. Прыжки с подкидного мостика с отдельными движениями и поворотами в воздухе.

Упражнение на ловкость №7. Прыжки на батуде (с имитацией отдельных технических приемов, с различными движениями в безопорном положении, с поворотами вокруг горизонтальной и вертикальной осей).

Упражнение на ловкость №8. Игроки делятся на пары и располагаются следующим образом: один с мячом под сеткой, второй на лицевой линии в разных начальных положениях (сидя спиной или лицом к партнеру, лежа на спине или на животе и т.д.). Первый игрок ударяет мяч в пол, второй после отскока мяча от пола должен встать, выйти под мяч и совершить передачу партнеру.

 

Упражнение на ловкость №9. Игроки располагаются в парах лицом друг к другу на расстоянии 5-6 метров. Первая подача выполняется над собой, вторая – партнеру, после чего игрок делает кувырок назад или вперед (выполнить 10-15 передач подряд, не теряя мяча).

Упражнения, направленные на преимущественное развитие специальной выносливости волейболистов, рекомендуется выполнять в начале основной части занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие ловкости в баскетболе

 

Поскольку проявление отдельных двигательных качеств очень разнообразно, то и  совершенствование каждого физического  качества требует дифференцированной методики. Так, в процессе совершенствования  скоростных способностей баскетболистов возникает проблема быстрого реагирования на неожиданные действия соперников, проявления высоких скоростных возможностей при выполнении отдельных технических  приемов игры, быстроты ориентации, принятия решений, выполнения различных  передвижений, атакующих и защитных действий, сложных групповых взаимодействий с партнерами в условиях острого  дефицита времени. В процессе развития различных физических качеств следует  также учитывать, что спортсмен  должен проявлять силу, быстроту, гибкость и выносливость в сочетании с  координацией и точностью движений в условиях различного состояния организма.

Важной  особенностью игры баскетбол является то, что смена приемов и действий происходит в зависимости от ситуаций. Одновременно с быстрой ориентацией  и решением тактических задач, с  умением сочетать максимальную скорость передвижения с высокой скоростью  и точностью выполнения приемов, а также с быстротой и точностью  смены выполнения одних приемов  другими в соответствии с игровой  обстановкой, спортсмен проявляет  высокие координационные способности, т.е. - ловкость движений.

Определение ловкости как физического качества представляет для специалистов значительные трудности. Это связано с тем, что не совсем ясен вопрос, чем может  быть измерена ловкость. Основными  измерителями ловкости считаются координационная  сложность действия, точность и время выполнения.

Итак, ловкость определяется как способность овладения  новыми движениями с одной стороны, и как способность быстро перестраивать  двигательную деятельность в соответствии с условиями изменяющейся обстановки.

Различают три степени ловкости. Первая степень  характеризуется пространственной и координационной точностью  движений. Вторая - пространственной точностью  и координацией движений, выполняемых  в сжатые сроки. И, наконец, третья, - высшая степень ловкости проявляется  в точности и координации движений, осуществляемые в сжатые сроки в  переменных условиях. Перефразируя сказанное  выше, можно констатировать, что  первая степень ловкости - это точность, вторая - точность в быстроте и третья - точность в быстроте при переменных условиях. Таким образом, несомненна зависимость проявления качеств  силы, быстроты, гибкости и ловкости в специфических игровых условиях баскетболиста, а в связи с  этим и необходимость параллельной работы над развитием этих качеств. Следовательно, определение ловкости может быть следующим:

Ловкость - комплексная способность спортсмена к проявлению высокого уровня силы, быстроты, гибкости в сочетании с  координацией и точностью.

Хороший баскетболист должен обладать в высокой  степени двигательными способностями  и возможностями, включающими следующие  компоненты при проявлении ловкости:

 

- координированные  действия в безопорном положении;

 

- умение  действовать с мячом в быстро  меняющихся игровых ситуациях;

 

- владеть  чувством равновесия (вестибулярной  чувствительностью);

 

- умение  ориентироваться.

 

Главным направлением в развитии ловкости считается  овладение новыми разнообразными навыками и умениями. При этом очень важно повышение координационных трудностей, с которыми должны справляться баскетболисты исходя из точности движений, взаимной согласованности и внезапности игровой обстановки.

Ловкость  совершенствуют в упражнениях с  быстрой сменой ситуаций, в которых  необходимо проявление точности, быстроты и координации движений. Для развития общей ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами, на снарядах), акробатики (прыжки на батуте, кувырки), подвижные и спортивные игры (в том числе игра баскетбол) в непривычных условиях: в воде, на коньках, хоккей в зале с уменьшенными клюшками и пр.

Специальную ловкость совершенствуют в игровых  упражнениях с непривычными заданиями (игра в баскетбол без ведения  мяча, игра в футбол в  одно касание  и др.). Существует несколько способов усложнения условий выполнения упражнений: непривычные исходные положения, зеркальное исполнение, смена скорости, игрового пространства, способа выполнения, усложнение дополнительными движениями, перемены в действиях соперников, включение более сложных упражнений в зависимости от уровня подготовленности спортсменов. Поскольку упражнения со сложной координацией вызывают значительное физическое напряжение, их следует  включать в небольшом объеме в  подготовительной части или в начале основной части занятия.

К средствам  развития ловкости относятся разнообразные  акробатические, гимнастические и легкоатлетические  упражнения с элементами передач, ловли  и бросков мяча.

Следует помнить, что упражнения, направленные на развитие ловкости требуют много  мышечных затрат и могут быстро привести к утомлению, что делает их мало эффективными. Их использование требует восстановления организма спортсменов и выполнять  их следует тогда, когда нет следов утомления от предыдущей физической нагрузки. Развитие ловкости и умения ориентироваться требует от спортсмена свежести восприятия, поэтому эти качества следует развивать вначале основной части занятия.

Как уже  было сказано выше, при тренировках  в баскетболе существуют общие и  специальные упражнения для совершенствования  ловкости. На них можно остановиться более подробно. К общим упражнениям  относятся:

Упражнение на ловкость №1. Кувырок вперед через голову с предварительным прыжком на согнутые в локтях руки. Освоив упражнение, можно делать до 10 кувырков подряд.

Упражнение на ловкость №2. Кувырок назад через голову с падением на согнутую в локте руку.

Упражнение на ловкость №3. Те же кувырки, что в упр. 1, 2, но в стороны.

 

Упражнение на ловкость №4.Падение назад и быстрое вставание.

Упражнение на ловкость №5. Падение вперед и быстрое вставание.

Упражнение на ловкость №6. Гимнастическое «колесо» влево и вправо.

Упражнение на ловкость №7. Стойка на голове, вначале с опорой у стены.

Упражнение на ловкость №8. Стойка на руках.

Упражнение на ловкость №9. Ходьба на руках.

Упражнение на ловкость №10. Прыжки на батуте с поворотом на 180-360° с падением на спину, на колени, на живот, с поворотами на 180 и 360°, сальто вперед и назад. После приземления - немедленно встать. Можно усложнить упражнение: в высшей точке прыжка игрок ловит мяч и отдает пас.

Упражнение на ловкость №11. На линии штрафного броска устанавливается гимнастический подкидной мостик. Игрок разбегается и, отталкиваясь, забрасывает мяч в кольцо сверху. Более сложный вариант упражнения: во время разбега игрок ведет мяч, а бросок выполняет с поворотом.

Упражнение на ловкость №12. Бросок по кольцу с вращением мяча вокруг корпуса (1 или 2 раза) во время двух шагов.

Упражнение на ловкость №13. Ловкость можно тренировать, используя элементы других видов спорта - например, водные лыжи или прыжки в воду с 1-3-5-метровой вышки: солдатиком, головой вниз, совершая сальто. Отлично помогает для развития координации, а следовательно, и ловкости, ходьба по гимнастическому бревну, по рельсу, скамейке с вращением мяча вокруг корпуса, с финтами в сторону, вперед.

К специальным  упражнениям относят:

Упражнение на ловкость №1. Прыжки на месте с поворотами на 90 и 130° с ведением одного или двух мячей.

Упражнение на ловкость №2. Рывок с ведением одного или двух мячей на 5- 6 м, кувырок вперед с мячом в руках и вновь рывок.

Упражнение на ловкость №3. Ходьба на руках с качением мяча перед собой. Партнер поддерживает ноги.

 

Упражнение на ловкость №4. Командная эстафета в беге на руках с качением мяча перед собой. Длина этапа до 30м.

Упражнение на ловкость №5. Передачи мяча у стены в парах со сменой мест. Выполняются одним мячом.

Упражнение на ловкость №6. Рывок с ведением мяча от центра поля к линии штрафного броска, кувырок вперед с мячом в руках и бросок по кольцу.

Упражнение на ловкость №7. Серийные прыжки через барьеры с ведением мяча.

Упражнение на ловкость №8. Рывок с ведением мяча на 5-6 м, прыжок через гимнастического козла с подкидной доски с мячом в руках.

Упражнение на ловкость №9. Игра в «чехарду» с ведением мяча каждым игроком. Во время прыжка игрок берет мяч в руки.

Упражнение на ловкость №10. Различные виды бега с одновременным ведением двух мячей: с высоким подниманием бедра, выбрасывая прямые ноги вперед, доскоками на двух ногах и на одной ноге и т.д.

Упражнение на ловкость №11. Передачи мяча в парах с сопротивлением. Игроки в паре передают друг другу мяч от земли, расстояние между ними 4-5 м. Защитник пытается перехватить мяч. Упражнение выполняется сначала на месте, потом в движении.

Упражнение на ловкость №12. Передачи следуют на уровне груди. Задача защитника - увернуться от мяча.

Упражнение на ловкость №13. Игра в «пятнашки» в парах с ведением мяча обоими игроками.

Упражнение на ловкость №14. Игра в «пятнашки» в передачах. Двое водящих передают друг другу мяч и стараются запятнать остальных игроков, ведущих мячи, дотронувшись до них мячом, не выпуская его из рук. Запятнанный игрок присоединяется к водящим.

Упражнение на ловкость №15. Мяч катится по земле с постоянной скоростью. Игроки перепрыгивают через катящийся мяч на одной или двух ногах. Проводится как соревнование: побеждает тот, кто сделает больше прыжков от лицевой до центральной или противоположной лицевой линии.

Упражнение на ловкость №16. Прыжки через барьеры с ловлей и передачей мяча. Игрок перепрыгивает через 10-12 барьеров, стоящих подряд. Во время каждого прыжка он ловит и отдает мяч.

Упражнение на ловкость №17. Прыжки через гимнастические скамейки с ведением мяча. Прыжки выполняются на одной или двух ногах, боком или спиной.

Упражнение на ловкость №18. Игрок совершает рывок на 5-6 м с ведением мяча, а затем, подпрыгивая с подкидного мостика, стоящего под кольцом, забивает мяч в кольцо сверху.

Упражнение на ловкость №19. То же, что и упр. 18. Перед броском игрок выполняет в воздухе поворот на 90 или 130°.

Упражнение на ловкость №20. Прыжки через гимнастическую скамейку с одновременными передачами в стену. Выполняются одним или двумя мячами.

Информация о работе Развитие ловкости в игровых видах спорта