Психология физического воспитания и психологическая структура двигательных навков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:14, контрольная работа

Описание

Психология физического воспитания и спорта - это та область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Указанные закономерности являются объектом исследования данной науки. Они соотносятся с представлением об области действительности, которую следует рассмотреть.

Содержание

1. Психология физического воспитания и спорта.
1.1. Педагогическая направленность психологии физического воспитания.
1.2. Цели и задачи психологии физического воспитания.
1.3.Основные аспекты конкретизации задач.
2. Психологическая структура двигательных навыков.
2.1. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании.
2.2. Стадии формирования двигательных навыков.
2.3. Двигательные ощущения - основа саморегуляции моторных дей

Работа состоит из  1 файл

контр.раб.+ физра.docx

— 115.38 Кб (Скачать документ)

Содержание

1. Психология физического воспитания  и спорта.

1.1.  Педагогическая направленность психологии физического воспитания.

1.2. Цели и задачи психологии физического воспитания.

1.3.Основные аспекты конкретизации задач.

2. Психологическая структура двигательных навыков.

2.1. Двигательные умения  и навыки как предмет обучения  в физическом воспитании.

2.2. Стадии формирования  двигательных навыков.

2.3. Двигательные ощущения - основа саморегуляции моторных  действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Психология физического воспитания и спорта

 

Психология физического  воспитания и спорта - это та область  психологической науки, которая  изучает закономерности проявления, развития и формирования психики  человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной  и соревновательной деятельности. Указанные  закономерности являются объектом исследования данной науки. Они соотносятся с  представлением об области действительности, которую следует рассмотреть.

Специфичность условий, существующих при занятиях физической культурой  и спортом, определяется предметом  деятельности как способа видения  объекта исследования. Им является человек, сознательно овладевающий движениями своего тела, умениями целенаправленно  перемещать его во времени и пространстве с помощью собственных усилий. С этой целью человек развивает  физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость), совершенствует психические процессы, состояния  и качества личности. Он учится управлять  собой в различных социальных условиях спортивной деятельности (содействие, противодействие), формирует общие  и специальные алгоритмы действий (умения и навыки), необходимые для  успешной реализации физической и психической  активности в условиях собственной  жизнедеятельности.

1.1.  Педагогическая направленность психологии физического воспитания

 

Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе  воспитания человека. В этом аспекте  физическое воспитание представляет собой  образовательно-воспитательный процесс  и характеризуется принципами, присущими  педагогическому процессу.

В физическом воспитании четко  определена роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место  и функции воспитываемых (учеников), их совместная деятельность, которая  направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера.

Система занятий в физическом воспитании практически соответствует  дидактическим принципам и нормам организации педагогического процесса, однако имеет свои специфические  особенности. Во-первых, это непрерывный многолетний процесс, распространяющийся на все периоды жизни каждого человека, начинается сразу после рождения. Во-вторых, это процесс, содержание и формы которого всегда находятся в зависимости от особенностей закономерностей, свойственных возрастной периодизации развития человека.

Действительно, физическое воспитание отличается тем, что формирование двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств и психических  свойств осуществляется в полном соответствии с закономерностями периодизации онтогенеза. Ярким свидетельством этого  является схема соотношения возрастных периодов физического развития человека и доминирующих форм физического  воспитания (рис. 1).

Физическое развитие человека как процесс изменения природных  морфофункциональных свойств организма  происходит по естественным законам. Формы  и функции организма претерпевают существенные изменения (увеличение размеров и массы тела, прогресс в функциональных возможностях и т.д.). Обусловленные  особенностями онтогенеза закономерности определяют основу физического развития. Но, развертываясь по естественным законам, этот процесс одновременно находится в определенной зависимости от конкретных условий жизни и деятельности человека. В данном случае физическое воспитание играет особую роль. Зная и умело используя объективные закономерности возрастной периодизации, можно создавать определенные условия, позволяющие обеспечить оптимизацию развития жизненно важных физических качеств, двигательных способностей и умений, предпочтительных для формирования личности отдельного человека и общества  в целом.

Важно отметить, что основным фактором практической реализации физического  воспитания служит активная двигательная деятельность, которая обеспечивает формирование рациональных способов выполнения двигательных действий и других педагогических задач.

Учитывая, что психология — наука о закономерностях развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности , можно сделать вывод, что основное предназначение психологии физического воспитания — это оптимизация воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в типичных формах физической культуры, используя закономерности и особенности психического развития человека для формирования его личности как социального существа.

Таким образом, психология физического  воспитания обусловлена педагогической направленностью, а ее содержание составляет круг вопросов, связанных с рассмотрением  психологических особенностей как  учителя физической культуры, так  и учащихся, а также организации  педагогического процесса.

 

1.2. Цели и задачи психологии физического воспитания

 

В настоящее время нет  единого взгляда на сущность понятия  «физическое воспитание». Одни авторы представляют его как процесс  целенаправленного развития функциональных возможностей человека, опираясь в  основном на биологизаторское понимание  закономерностей психофизиологического  развития. Другие рассматривают физическое воспитание как развитие физических качеств человека и обучение движениям.

Вероятно, в широком смысле понятие «физическое воспитание»  тождественно понятию «физическое образование».

Итак, физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе . Такое понимание включает в себя обучение и воспитание, обеспечивающее физическое развитие человека, в том числе воздействие на развитие основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей организма, способствующее наиболее полной реализации генетической программы, обусловленной биологическими особенностями конкретного индивида.

Цели физического воспитания можно сформулировать как образовательные, воспитательные и оздоровительные, которые направлены на обеспечение  физического и психического здоровья и гармоничного развития личности согласно определенной концепции (формирование подготовленности к труду и быту, создание потребности в занятиях физической культурой).

Достижение этих целей  предполагает решение следующих  задач:

1.   Специфические   задачи:

а) оптимизировать процесс  воспитания человека, учитывая проблемы развития его физических качеств, совершенствования  двигательных способностей, а также  упрочение и сохранение здоровья;

б) ставить образовательные  задачи, предусматривающие системное  формирование необходимого в жизни  индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с  ними знаний.

2.  Общепедагогические  задачи:

а) обеспечить нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание;

б) воспитать волю, позитивные качества характера, положительные  эмоции и эстетические потребности  личности.

Основные цели психологии спорта - это изучение психологических  закономерностей формирования у  отдельных спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в  соревнованиях, и разработка психологически обоснованных методов тренировки и  подготовки к соревнованиям.

 

1.3. Основные аспекты конкретизации задач 

 

Задачи, решаемые в процессе физического воспитания, получают свое конкретное преломление по профилю спортивной тренировки, общей и профессионально-прикладной физической подготовки (рис. 2).

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Основные аспекты конкретизации задач в физическом воспитании

возрастного развития организма  человека, а также закономерности сменяемости возрастных периодов и тех естественных изменений, которые в них происходят.

 

Причем можно отметить два направления конкретизации  задач (Л. П. Матвеев, 1989).

В первом случае осуществляется конкретизация решаемых задач в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями занимающихся. Индивидуализированная конкретизация задач в физическом воспитании - дело сложное, так как занятия физическими упражнениями осуществляются в формах групповой организации. Однако, несмотря на это, необходимо учитывать возрастные и половые особенности, а также физическое развитие и уровень подготовленности занимающихся.

Во втором случае конкретизация  задач осуществляется во временном  аспекте, что означает соотнесение  их со временем, необходимым и благоприятным  для их решения.

Исходя из целевых установок  в физическом воспитании ставятся общие задачи. Они, в свою очередь, подразделяются на ряд частных задач, для последовательной реализации которых нужно определенное время. Общие задачи обдумываются в долговременном аспекте (на весь период обучения в общеобразовательной школе, в среднем специальном и высшем учебном заведении и т. п.), частные задачи - на время от сравнительно короткого (на одно занятие) до весьма длительного (месяц, учебная четверть, полугодие, год).

При постановке задач и  определении сроков для их решения  учитываются закономерности.

Так, например, при воспитании физических качеств необходимо учитывать сенситивные (чувствительные) зоны, когда естественное созревание форм и функций организма создает благоприятные предпосылки для направленного воздействия на данные качества. Или другой пример. Созревание двигательного анализатора у подростков заканчивается в 13-14 лет, пубертатный период у девочек осуществляется в эти же сроки. В сложнокоординированных видах спорта (спортивная гимнастика, фигурное катание и др.) задачи по овладению значительным количеством сложных технических действий ставятся на период, предшествующий этому возрасту.

 

Вышеуказанное позволяет  говорить о том, что постановку каждой конкретной задачи можно осуществить лишь в каждой конкретной ситуации ее решения. Конкретизация задач в системе образования и воспитания (школа, среднее специальное и высшее учебное заведение и т. п.) осуществляется от более общих (на весь период обучения) к более частным (на год, семестр, четверть, месяц, одно занятие).

Конкретность в постановке задач должна получить свое выражение не только в смысловом выражении, но и в количественных показателях. Для этого вводятся нормативы как унифицированные количественные выражения задач, решаемых в физическом воспитании.

В сфере физического воспитания количественно-нормативная постановка задач в основном отражает нормативы  физической подготовленности. Они подразделяются по двум аспектам: нормативы, отражающие степень развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), и нормативы, характеризующие степень освоенности двигательных умений и навыков (нормативы «обученности»).

Нормативы физической подготовленности должны быть доступны для каждого  человека (если он здоров и не имеет  изъянов в физическом состоянии организма). Доступность при этом предполагает определенную подготовку человека. Если нормативы занижены, они не имеют стимулирующего значения, у занимающихся пропадает мотивация к их достижению. Поэтому нормативы должны быть реальными - не завышенными, но и не заниженными.

Нормативной основой для  общеподготовительного направления являются государственные программы, а для спортивного направления - спортивная классификация.

Кроме вышеуказанных способов конкретизации задач в физическом воспитании применяют и другие способы. Одним из них является постановка индивидуализированных двигательных заданий, предусматривающих выполнение движений в рамках четко определенных параметров (пространственных, временных, силовых). Такая конкретизация частных задач чаще практикуется на отдельных занятиях или серии занятий. Они в основном затрагивают или обучение двигательным действиям, или воспитание физических качеств.

Другим способом конкретизации  задач является перспективное, этапное и оперативно-текущее планирование нужных (с позиций намечаемых задач) изменений состояния организма по отдельным показателям, выражающим степень дееспособности его систем (мышечной, сердечнососудистой, дыхательной и др.).

Это можно продемонстрировать на постановке задач по воспитанию выносливости. Намечают конкретные показатели, которых должен достичь занимающийся. Эти показатели отражают легочную вентиляцию, потребление кислорода и другие показатели вегетатики человека.

Каждый такой показатель в отдельности, конечно, совсем неравнозначен целостным показателям результатов, на достижение которых направлено физическое воспитание. Но взятые в совокупности эти «парциальные» показатели, если известны их взаимосвязи и закономерности изменения в процессе физического воспитания, весьма важны для конкретизации решаемых в нем специфических задач, а также для объективного контроля за их реализацией.

 

2. Психологическая структура двигательных навыков

 

Психология физического  воспитания и спорта - это та область  психологической науки, которая  изучает закономерности проявления, развития и формирования психики  человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Указанные закономерности являются объектом исследования данной науки. Они соотносятся с представлением об области действительности, которую следует рассмотреть.

Информация о работе Психология физического воспитания и психологическая структура двигательных навков