Прыгучесть волейболиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:19, дипломная работа

Описание

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития прыгучести волейболисток на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования. Процесс развития прыгучести волейболисток станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на ее совершенствование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ВСЕСТОРОННЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 6
1.1 Определение понятия «прыгучесть» как физического качества у юных волейболисток 6
1.2 Научно-методические основы развития прыгучести у юных волейболисток 11
1.3 Средства и методы развития качества «прыгучесть» у юных волейболисток 18
1.4 Комплекс упражнений/мероприятий по развитию качества «прыгучесть» 21
1.4.1 Игры 21
1.4.2 Комплексы упражнений 21
ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЫГУЧЕСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ 25
2.1 Задачи исследования 25
2.2 Методы исследования 25
2.3 Организация исследования 31
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ 33
2.1 Экспериментальная методика использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе подготовки волейболисток 15 – 16 лет 33
2.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа состоит из  1 файл

Д_ Прыгучести волейболистов.docx

— 84.76 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  ВЛИЯНИЯ  ВСЕСТОРОННЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 6

1.1 Определение понятия  «прыгучесть» как  физического качества  у юных волейболисток 6

1.2 Научно-методические  основы развития  прыгучести у юных  волейболисток 11

1.3 Средства и методы  развития качества  «прыгучесть» у  юных волейболисток 18

1.4 Комплекс упражнений/мероприятий  по развитию качества  «прыгучесть» 21

1.4.1  Игры 21

1.4.2 Комплексы упражнений 21

ГЛАВА 2  ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЫГУЧЕСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ 25

2.1 Задачи исследования 25

2.2 Методы исследования 25

2.3 Организация исследования 31

ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ 33

2.1 Экспериментальная  методика использования  дифференцированных  упражнений на  развитие прыгучести  в процессе подготовки  волейболисток 15 – 16 лет 33

2.2 Результаты педагогического  эксперимента и  обсуждение полученных  результатов 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 53

ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность. Для волейболиста очень важно уметь высоко прыгать, чтобы иметь преимущество в борьбе над сеткой. Доказано, что 90-95% выигрыша очков в игре достигается в борьбе над сеткой (блок, нападение), поэтому прыжковая подготовленность волейболистов должна быть на высоком уровне. Анализ методических материалов и современная практика показывают, что методика совершенствования прыгучести квалифицированных волейболистов носит несистематизированный характер: не учитываются задачи этапов подготовки; большинство средств и методов, используемых для совершенствования прыгучести, по своей структуре не адекватны основным; ограниченный выбор средств прыжковой подготовленности снижает тренировочный эффект; отмечается нерациональное распределение прыжковых упражнений в тренировках. В связи с вышеизложенным целью нашей работы была оптимизация процесса прыжковой подготовки юных волейболисток.

     Современный волейбол характеризуется интенсификацией соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз, в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, увеличении числа индивидуальных игровых действий [7; с. 36].

     Все это базируется на высоком уровне физической подготовленности игроков, в основе которого лежит способность  проявления каждым волейболистом игрового атлетизма в процессе соревновательной деятельности. Современные требования к уровню развития физических качеств  заключаются в обеспечении возможности  игроков выполнять сложные технические  приемы и активные тактические взаимодействия на высокой скорости, в условиях силового прессинга, удерживать высокую  интенсивность игры до последних  секунд матча [7; 49].

     Специалисты отмечают, что одним из резервов результативности соревновательной деятельности является совершенствование специальной  физической подготовки волейболистов, а именно: скоростно-силовых способностей, проявлением которых является прыгучесть.

     Объект  исследования: средства и методы развития прыгучести у юных волейболисток.

     Предмет исследования: методика развития прыгучести у волейболисток 15 - 16 лет.

     Цель  исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития прыгучести волейболисток на этапе спортивного совершенствования.

     Гипотеза  исследования. Процесс развития прыгучести волейболисток станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на ее совершенствование.

     Задачи  исследования:

     1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития прыгучести волейболистов.

     2. Теоретически обосновать и разработать содержание методики в соответствии с преимущественной направленностью на развитие прыгучести у волейболисток на этапе спортивного совершенствования.

     3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе совершенствования физической подготовки волейболисток.

     Практическая  значимость исследования заключается  в разработке содержания дифференцированных упражнений как средства развития прыгучести волейболисток, в определении условий  выбора упражнений и параметров нагрузки в соответствие с основными задачами тренировочного занятия. Полученные результаты исследования могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе волейболисток на этапе спортивного совершенствования, в повышении квалификации преподавателей физического воспитания вузов, учителей физической культуры, тренеров по баскетболу средних и высших специальных учебных заведений.

     Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ВЛИЯНИЯ ВСЕСТОРОННЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

1.1 Определение понятия «прыгучесть» как физического качества у юных волейболисток

 

     По  характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых  упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном  звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие  реактивно-взрывной характер. Таким  образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств определяющимся скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, выше начальная скорость взлёта.

     Различают общую прыгучесть, под которой  понимают способность выполнять  прыжок (вверх, в длину) и специальную  прыгучесть - способность развить  высокую скорость отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует  считать сочетание разбега с  отталкиванием.

     Основные  требования при воспитании прыгучести предъявляются к работе нервно мышечного  аппарата, работа которого зависит  от функциональной подготовки и функционального  состояния организма, т.е. от величины стартовой скорости. Вместе с тем  для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкостью, которая  особенно необходима в полётной опорной  фазе прыжка. Прыжок является краеугольным камнем во многих видах спорта (баскетбол, волейбол и др.).

     Эффективность спортивных движений, связанных с  активным взаимодействием спортсменов  с объектами внешнего окружения, определяется главным образом характером развивающихся при этом сил, а  также направлением и скоростью движения [9; 11]. Анализ динамики разнообразных спортивных движений, проведённый рядом исследователей [11], позволил сделать вывод о том, что совершенствование рабочего эффекта связано, прежде всего, с проявлением большей величины внешней силы за наименьшее время или как высказывается Л.П. Матвеев «высокой мощностью мышечных сокращений» [30]. На характер этой закономерности влияют режим и внешние условия работы мышц при выполнении конкретного спортивного движения. Проявление данного качества получило в литературе название «скоростно-силовые качества (способности)».

     Обращение к работам ведущего теоретика  спортивной подготовки В.Н. Платонова  показало, что им не употребляется  термин «скоростно-силовые качества». Данное качество он называет «взрывной  силой» и подразумевает под ней  способность преодолевать сопротивление  с высокой скоростью мышечного  сокращения [10]. В более поздних работах В.Н. Платонов данное качество называет скоростной силой и дает такое определение: «скоростная сила - это способность нервно-мышечной системы к мобилизации функционального потенциала для достижения высоких показателей силы в максимально короткое время» [ 15, с.110].

     В.В. Бойко выделяет два компонента мощности в скоростно-силовых действиях:

     1. Силовой компонент мощности (динамическая  сила): чем больше скорость движения, тем больше динамическая сила  при уступающем режиме сокращения  мышц;

     2. Скоростной компонент мощности: Одним из важных механизмов  повышения скоростного компонента  мощности служит увеличение скоростных  сократительных свойств мышц, другим - улучшение координации работы  мышц. Скоростные свойства мышц  в значительной степени предопределены  соотношением быстрых и медленных  мышечных волокон [9].

     Среди координационных факторов, играющих важную роль в проявлении взрывной силы, отмечаются характер импульсации  мотонейронов активных мышц, частота  их импульсации в начале разряда  и синхронизация импульсации  разных мотонейронов [3].

     В волейболе, как правило, проявление скоростно-силовых способностей осуществляется в прыжках. По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. В связи с этим, такое проявление скоростно-силовых способностей волейболистов целесообразно называть прыгучестью.

     Согласно  Ю.М. Портнову, специфическими особенностями  проявления прыгучести являются:

     -      быстрота и своевременность прыжка;

     - выполнение прыжка с места  или короткого разбега, преимущественно  в вертикальном направлении;

     - неоднократное повторение прыжков  в условиях силовой борьбы (серийная  прыгучесть);

     - управление своим телом в безопорном  положении;

     - точность приземления и готовность  к немедленным последующим действиям  [5].

     Как известно, сенситивный период развития прыгучести соответствует возрасту 11-14 лет и к 17-18 годам она достигает  наивысших результатов [1]. Однако говорить о консервативности прыгучести к  дальнейшему развитию или поддержанию  на высоком уровне достигнутых результатов  в более позднем возрасте нет  оснований, особенно в спорте высших достижений.

     Современные представления в теории и методике спортивной тренировки о развитии прыгучести сводятся к тому, что применение упражнений преимущественно прыжкового характера способствует улучшению лишь скорости отталкивания, а применение упражнений силового и скоростно-силового характера обеспечивает прирост и скорости, и силы отталкивания. Следует, по-видимому, считать доказанным положение о необходимости преимущественного развития силы мышц в сочетании с упражнениями на увеличение подвижности в суставах и расслаблением с целью воспитания прыгучести [9; 11].

     Остается  открытым вопрос о качественных параметрах тренировочных воздействий силовой  и скоростно-силовой направленности, обеспечивающих развитие и поддержание  достигнутого уровня прыгучести.

Информация о работе Прыгучесть волейболиста