Производственная гимнастика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть особенности проведения вводной гимнастики в зависимости от группы профессии, провести исследование и определить отношение сотрудников государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Нижегородской области «Ветлужское медицинское училище (техникум)» к вводной производственной гимнастике.
Для поставленной цели необходимо решить следующие частные задачи:
1. Изучить учебную и научно-методическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть различные подходы к определению задач вводной гимнастики на производстве.
3. Определить особенности проведения вводной производственной гимнастики для разных групп профессий.
4. Провести анкетирование.
5. Провести анализ анкет.
6. На основе анализа сформулировать выводы, разработать приложения.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Задачи и содержание вводной гимнастики на производстве 6
1.1.Производственная гимнастика как необходимая составляющая
рациональной организации труда и отдыха 6
1.2.Задачи и содержание вводной гимнастики на производстве 12
Глава 2.Особенности проведения вводной гимнастики на производстве дл я
разных групп профессий 20
2.1Основы методики подбора упражнений и составления комплексов
различных видов производственной 20
2.2.Особенности проведения вводной гимнастики на производстве дл я
разных групп профессий 34
Глава 3. Анализ необходимости введения производственной
гимнастики и отношения сотрудников ГБОУ СПО НО
«Ветлужское медицинское училище (техникум)» к проблеме
внедрения элементов производственной гимнастики. 39
3.1.Методы исследования. 39
3.2 Анализ анкет сотрудников ГБОУ СПО НО «ВМУ (т)». 40
3.3. Выводы и предложения по результатам анкетирования. 42
Заключение 45
Список литературы 46
Приложения 47

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ТиМФК.doc

— 260.00 Кб (Скачать документ)
:justify">2-я – имеются помехи, на фоне которых слышна речь на расстоянии до 2,5 м, разборчивость слов 70–80%;

3-я – имеются помехи, на фоне которых слышна речь на расстоянии до 2 м, разборчивость слов 30–60%;

4-я – имеются помехи; на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м, разборчивость слов ниже 30%.

В характеристике микроклимата производственной среды можно выделить восемь классов:

оптимальные условия;

допустимые условия;

неблагоприятные условия в связи с технологическими требованиями производства (охлаждающий микроклимат);

то же (нагревающий микроклимат);

неблагоприятные условия в связи с работами на открытом воздухе (охлаждающий микроклимат);

то же (нагревающий микроклимат);

особо неблагоприятные условия;

аварийные и вынужденные условия работы при температуре воздуха - 40° при штиле, или - 25° при скорости ветра более 10 м/сек, или свыше 45° или 35° и 100% относительной влажности.

Такой дифференцированный подход к описанию основных профессиональных факторов дает возможность составить профессиограмму каждого вида профессии.

 

 

 

 

 

2.2. Особенности проведения вводной гимнастики на производстве для разных групп профессий

              Работоспособность в начале трудового дня  бывает несколько пониженной, и требуется некоторое время, чтобы организм в полной мере включился в работу и вошел в обычный оптимальный темп.

              Физические упражнения вводной гимнастики обеспечивают ускоренное вхождение в трудовую деятельность, способствуют высокой и  устойчивой работоспособности, предотвращая раннее наступление утомления. Проводится вводная гимнастика обычно за 10  минут до начала работы. Длительность ее 5-7 минут. Для вводной  гимнастики  подбирают комплекс специальных физических упражнений с учетом характера производственных движений, ритма и других особенностей работы.

Для большинства профессий полезны упражнения, укрепляющие и развивающие мышцы туловища, рук, ног; потягивания; упражнения на расслабление мышц; упражнения, сохраняющие и развивающие гибкость, улучшающие осанку; укрепляющие сердечно-сосудистую систему и улучшающие дыхательные функции, совершенствующие координацию движений, оказывающие комбинированное воздействие.

Работа стоя влечет не только застой крови в сосудах ног, но и утомление мышц. Эффективный отдых обеспечат в этом случае упражнения на расслабление, особенно при выполнении статической работы. Рекомендуются также и упражнения, улучшающие кровообращение. При работе, связанной со значительной двигательной активностью при выполнении различных производственных операций, большое значение имеют упражнения на координацию движений, на расслабление мускулатуры, потягивание.

Напомним, что упражнения должны подбираться таким образом, чтобы в них участвовали главным образом мышцы, обычно не вовлекаемые в трудовой процесс.

Комплексы физических упражнений необходимо периодически разнообразить, занятия проводить в том темпе, в котором выполняются рабочие движения, или несколько быстрее, чтобы стимулировать включение в рабочую деятельность. Это особенно важно при монотонной работе - разнообразие в этом случае необходимо.

              Методики составления и проведения комплексов в различных видах производственной гимнастики имеют существенные отличия. Если место вводной гимнастики определено четко — до начала работы, то время
проведения других видов производственной гимнастики во многом зависит от динамики работоспособности человека в течение трудового дня.

Приведем пример типовой схемы вводной гимнастики (разработана ведущим специалистом производственной гимнастики Л.Н.Нифонтовой).

                    Упражнения организующего характера.

                     Упражнения для мышц туловища, рук и ног.

                    Упражнения общего воздействия.

                    Упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элементами.

                     Специальные упражнения. [8, стр. 14-17]

В частности, первыми во вводной гимнастике целесообразно применять упражнения с возрастающим темпом движений — от медленного до умеренного и от умеренного до повышенного. При этом для быстрого усвоения производственного темпа рекомендуется развивать темп, несколько превышающий средний темп работы. Оценка темпа работы может быть дана по степени его приближения к максимальному. При простых работах, не требующих точности и координации движений, темп работы характеризуется числом движений, выполняемых в единицу времени. В зависимости от массы движущихся звеньев тела максимальный темп рабочих движений различен — с увеличением массы движущихся звеньев оп уменьшается.

При работе рук максимальный темп составляет около 60 движений в 1 мин. (например, опиловка металла). Высокий темп при движениях с участием туловища достигает около 25 движений в 1 мин. (вращение лебедки). Если работа требует определенной точности, темп замедляется. На конвейере максимальный и средний темп может быть установлен экспериментально путем запуска конвейера на различные скорости. При максимальном темпе быстро развивается утомление и нарушается ритм работы (возрастает вариабельность времени выполнения рабочей операции). Работа в среднем (оптимальном) темпе характеризуется устойчивым ритмом (постоянство продолжительности выполнения однотипных операций) и благоприятными проявлениями физиологических функций.

Для людей, занятых тяжёлым физическим трудом, в комплекс вводной гимнастики включают простые по координации движения динамического характера. Они помогают последовательно вовлечь в активную деятельность различные мышечные группы. Нагрузка увеличивается постепенно.

Для лиц, занятых трудом средней физической тяжести, подбираются динамические широкоамплитудные упражнения для мышц, которые не нагружены во время работы. Максимум нагрузки должен приходиться на середину комплекса.

Для лиц, занятых трудом с небольшими физическими усилиями, длительным напряжением внимания, зрения и т. д., вводная гимнастика насыщается комбинированными динамическими упражнениями для различных групп мышц. Максимальная физическая нагрузка приходится на первую треть комплекса.

              В конце комплекса вводной гимнастики выполняются специальные упражнения, схожие по структуре или по ритму с рабочими движениями,  в некоторой степени имитирующие их.

              Условия труда, рабочая поза могут неблагоприятно влиять на организм. В этих случаях рекомендуется включать упражнения, имеющие профилактическую направленность. К примеру, работа, выполняемая с постоянным наклоном туловища вперед, может привести к повышенному искривлению позвоночника в грудной части, поэтому комплекс упражнений должен быть направлен на то, чтобы улучшать осанку и препятствовать появлению «круглой» спины.

              К настоящему времени разработана классификация профессий с учетом физической тяжести и умственной напряженности труда пpименительно к производственной гимнастике: Все виды трудовой деятельности разделены на 4 группы, для каждой созданы примерные типовые схемы проведения физкультурных пауз.

              Первая группа профессий включает однообразные, монотонные виды, с небольшими физическими усилиями и малой двигательной активностью. Это в основном работа специалистов на вычислительно технике, на поточно-конвейерных линиях. Для работников этой гpyппы в комплексы физкультурной паузы подбираются упражнения динамические, с большой амплитудой движений, включающие в активную деятельность все основные мышечные группы и функциональна системы.

              Ко второй группе относятся виды работ, в которых сочетаются элементы умственного и физического труда. Движения здесь разнообразные, динамичные при умеренных физических усилиях. Большая часть работ, относящихся к этой группе, может выполняться стоя (на месте или в движении, что должно быть учтено при составлении комплекса).

              Для этой группы профессий комплексы гимнастики составляют из разнообразных динамических упражнений в сочетании с элементами расслабления. Очень важно исключить дополнительные нагрузки на те мышцы, которые участвовали в трудовых операциях.

              В третью группу включены работы, связанные с большими физическими усилиями. Комплексы гимнастики состоят в основном из упражнений на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, способствующим ускорению восстановительных процессов. Упражнения выполняются, как правило, в медленном или среднем темпе. Физкультурную паузу рекомендуется сочетать с пассивным отдыхом и выполнять ее лучше в положении сидя, а некоторые упражнения даже в положении лежа

              Четвертая группа профессий — это виды работ, связанные с умственным или преимущественно умственным трудом. Они требуют большого напряжения центральной нервной системы, но малоподвижные, физические затраты небольшие. Упражнения подбираются по такому же принципу, который описан для третьей группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

              Социально-экономические, технологические, политические преобразования, происходящие в Российской Федерации в последнее десятилетие, породили, наряду с прогрессивными положительными достижениями, множество проблем, оказывающих негативное влияние на физическое и психологическое состояние населения, резко обострили проблемы, связанные с качеством жизни самого человека, его здоровьем, здоровым образом жизни, формированием физической активности.

В связи с этим повышение эффективности восстановления профессиональной работоспособности трудящихся в рабочее и внерабочее время в современный период является очень важным.

Особое место в оптимизации режима труда и отдыха принадлежит производственной гимнастике. Богатый опыт сотен предприятий, многочисленные научные исследования, проведенные за последние два десятилетия, как на производстве, так и в лабораториях, утверждают неоспоримую пользу введения рационально организованной производственной гимнастики в режим труда на различных участках современного производства.

              Особое место в производственной гимнастике занимает вводная гимнастика, основной задачей которой является сокращение периода вхождения в рабочий режим за счёт ускорения протекания физиологических процессов и настройки на предстоящий вид деятельности.

              При составлении комплексов упражнений вводной гимнастики необходимо учитывать целый комплекс факторов, относящихся к той или иной группе профессий.

              Комплексы вводной гимнастики на производстве для различных видов профессий приведены в приложениях к курсовой работе.

 

 

 

 

Список литературы

1.      Гимнастика: учебник для студентов средних физкультурных учебных заведений / под ред. М.Л. Украна.–М.: «Физкультура и спорт», 1969. -424 с.

2.      Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - 608 с.: ил.

3.      Занятия массовыми видами спорта с оздоровительной направленностью. Учебное пособие. / под общей ред. В.А.Соколова, А.Г.Фурманова.— Мн.: БГОИФК, 1986.— 58 с.

4.      Косилина Н.И., Колтановский А.П. Производственная гимнастика водителей. – М.: ФиС, 1983. – 47 с.

5.      Косилина Н.И., Колтановский А.П. Производственная гимнастика для работников умственного труда. – М.: ФиС, 1983. – 88 с.

6.      Косилина Н.И., Колтановский А.П. Производственная гимнастика при тяжелом физическом труде. – М.: ФиС, 1983. – 47 с.

7.      Косилина Н.И., Колтановский А.П. Производственная гимнастика работающих на конвейере.- М.:ФиС, 1983. – 56 с.

8.      Мусаелов Н.А., Нифонтова Л.Н. Производственная физическая культура в трудовом коллективе.— М.: Профиздат, 1985.— 152 с.

9.      Оздоровительная физическая культура: Учеб. для студентов вузов/ А.Г.Фурманов, М.Б. Юспа. - Мн.:Тесей, 2003. – 528 с.

10. Производственная физическая культура: учебно-методическое пособие для студентов ИФК, слушателей ФПК, инструкторов по производственной гимнастике и специалистов физической культуры и спорта / под редакцией Голубевой Г.Н.  – Набережные Челны: КамГИФК, 2003. –97с.

11. Рейзин В.М. Физическая культура людей умственного труда.— Мн.: Изд-во БГУ, 1979. -176 с.

12. Рекомендации по устранению и предупреждению неблагоприятного влияния монотонности на работоспособность человека в условиях современного производства: методические рекомендации / утверждены заместителем Главного государственного врача СССР А.И. Заиченко 26 сентября 1980 г. № 2257-80

13. Саноян Г.Г. Физическая культура в режиме дня трудящихся.— М.: ФиС,1979.— 152 с.

14. Теория и методика гимнастики: учебник для факультетов физ.воспитания пед. институтов / под ред. В.И. Филлиповича. – М.: «Просвещение», 1971. – 448 с.

15. Теория и методика физического воспитания : учебник / А. А. Васильков. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 381 с. : ил.

Информация о работе Производственная гимнастика