Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:16, реферат

Описание

Вместе с обновлением всего дошкольного образования активно происходит обновление содержания физкультурно-оздоровительной работы дошкольных учреждений.

Однако не все инновационные процессы, происходящие в физической культуре дошкольников, могут быть определены как положительные. Многие вопросы, с которыми сталкиваются и руководители физического воспитания, педагоги и администрация дошкольного учреждения, не имеют сегодня однозначных ответов. Очертим их круг.

Работа состоит из  1 файл

Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования.docx

— 18.68 Кб (Скачать документ)

 

Проблемы и перспективы  развития системы дошкольного образования

Вместе с обновлением  всего дошкольного образования  активно происходит обновление содержания физкультурно-оздоровительной работы дошкольных учреждений.

 Однако не все инновационные  процессы, происходящие в физической  культуре дошкольников, могут быть  определены как положительные.  Многие вопросы, с которыми  сталкиваются и руководители  физического воспитания, педагоги  и администрация дошкольного  учреждения, не имеют сегодня  однозначных ответов. Очертим  их круг.

1. Во многих дошкольных  учреждениях есть специалисты  в области физической культуры, что заметно повысило эффективность  физкультурно-оздоровительной работы.

 В то же время на должность руководителя физического воспитания стали приходить педагоги, либо имеющие профессиональное физкультурное образование, но не всегда понимающие специфику работы с детьми дошкольного возраста, либо знающие теорию и методику физического воспитания детей дошкольного возраста несколько больше, но зато знания по анатомии, физиологии, спортивной медицине, биохимии, биомеханике имеющие значительно хуже. Вопросы, связанные с нормированием нагрузки, педагогическим контролем физического состояния занимающихся и особенно с техникой физических упражнений вызывают у выпускников педагогических училищ значительные затруднения.

 Таким образом, руководитель  физического воспитания в дошкольном  учреждении может стать профессионалом, только имея опыт работы на  протяжении нескольких лет и  повышая квалификацию, приобретая  недостающие знания.

2. Другой проблемой работников  по физической культуре современного  дошкольного учреждения стало  появление огромного числа технологий, большинство из которых можно  применять в работе с детьми  дошкольного возраста очень осторожно.  Кроме того, зачастую и сами  авторы, и их последователи не  различают понятий "технология" и "методика" и пытаются выдать  первое за второе. Вследствие  этого в дошкольном учреждении  появляются "стретчинги", "аэробики" и "ритмопластики" не рядом с физкультурными занятиями, а вместо них.

 Изменения в содержании  занятий физическими упражнениями  с детьми дошкольного возраста  происходят в нескольких направлениях: в традиционные занятия включаются  новые педагогические технологии, используется новое, нестандартное  оборудование, а процесс физического  совершенствования детей становится  личностно ориентированным.

 Педагогические технологии  в области физической культуры  представляют собой воплощение  идеи конкретного физического совершенствования отдельных сторон личности ребенка и предполагают использование ограниченного круга средств и методов. Педагогические технологии могут использоваться на физкультурных занятиях в дошкольном учреждении для решения частных задач.

 При разработке методики  их использования, пути усложнения  и системы контроля конечного  результата педагогические технологии, как правило, становятся программами  дополнительного образования, которые  способствуют обогащению двигательного  опыта ребенка, но тем не менее не могут заменить традиционных физкультурных занятий, обеспечивающих гармоничное физическое развитие дошкольников.

 Сегодня наиболее актуальным  и наименее разработанным является  вопрос учета пола ребенка  на физкультурных занятиях.

 Физическое воспитание  дошкольников, как зачастую и  все дошкольное воспитание, ориентируется  на "условного" ребенка, а  не на мальчика и девочку. 

 С приходом в дошкольные  учреждения профессиональных руководителей  физического воспитания появилась  реальная возможность не декларативно, а на деле учитывать половые  особенности детей дошкольного  возраста в процессе занятий  физическими упражнениями.

3. Следующая проблема - подготовка  детей к обучению в школе.  Современные родители почти полностью  перепоручили воспитание своих  детей дошкольному учреждению. Однако  постоянно они контролируют лишь  вопросы интеллектуального воспитания, в то время как проблемами  физического воспитания, как правило,  не интересуются.

 Справедливости ради  следует сказать, что родители  ориентируются в первую очередь  на требования школы к выпускнику  дошкольного учреждения. И именно  это заставляет их постоянно  беспокоиться о том, насколько  успешно проходит подготовка  ребенка к школе. И если сегодня  при поступлении в школу физическая  готовность никак не оценивается,  а состояние здоровья не принимается  во внимание, то и на дошкольном  этапе не только для воспитателей, но и для родителей эти аспекты  отходят на второй план, а иногда  и вовсе не присутствуют в  системе подготовки к школе.

4. Одна из насущных  проблем физической культуры  дошкольников - диагностика их физического  состояния.

 Подавляющее большинство  программ образования дошкольников  предусматривает необходимость  контроля физического состояния  детей для разработки их индивидуального  образовательного маршрута. Однако  сегодня в дошкольном учреждении  предлагается оценивать физическое  состояние детей огромным количеством  тестов, которые, как правило,  нацелены на определение одного  конкретного показателя. Часть тестов  дублируют друг друга.

 Подбор тестов для  диагностики дошкольников требует  учета психофизических особенностей  детей этого возраста. На результат  отдельных тестов оказывает влияние  соматотип ребенка. Однако это, как правило, не принимается во внимание.

5. Взаимодействие с семьей  в процессе физического совершенствования  ребенка - еще одна проблема, волнующая  педагогический коллектив дошкольного  учреждения.

 Семья и детский  сад в хронологическом ряду  связаны формой преемственности,  что обеспечивает непрерывность  воспитания и обучения детей.  Передача ребенка из семьи  в дошкольное учреждение обусловлена  не принципом параллельности, а  принципом взаимопроникновения  двух социальных институтов. Ни  семья, ни детский сад не  могут заменить друг друга.

 

 Однако родители не  всегда обладают достаточными  знаниями и умениями для занятий  с детьми и обеспечения их  нормального развития. Они испытывают  трудности, обусловленные следующими  причинами: незнанием возрастных  особенностей детей и неумением  учитывать индивидуальные особенности;  неправильно выбранным авторитарным  стилем общения с ребенком; недостаточным  владением двигательными умениями; неумением выполнять задания  в условиях игровой деятельности  и т.п.

 Одним из возможных  решений этой проблемы может  быть организация совместных  занятий физическими упражнениями  детей и родителей. Особенно  эффективны подобные занятия  с детьми раннего и младшего  дошкольного возраста, так как:

- во-первых, ребенок имеет  реальную возможность реализовать  свой двигательный потенциал  в ситуации эмоционального комфорта, так как его родитель находится  рядом с ним, создавая чувство  защищенности и уверенности в  себе;

- во-вторых, на таких занятиях  в полной мере реализуется  принцип учета индивидуальных  особенностей детей. Родители, занимающиеся  со своими детьми, исполняют роль  ассистентов и руководите лей физического воспитания. Такие помощники очень хорошо знают индивидуальные особенности своего ребенка, к тому же в максимальной степени пользуются его доверием;

- в-третьих, ребенок развивается,  познавая окружающий мир. Форма  организации занятий такова, что  создает оптимальные условия  для этого, обеспечивая малыша  заботой и вниманием со стороны  родителей, которым предоставляются  профессиональная помощь и консультации  специалиста по физической культуре.

6. Сегодня подготовка  руководителя физического воспитания  ориентирована на работу со  здоровыми детьми. В то же время  количество коррекционных, санаторных  и интернатных учреждений увеличивается с каждым годом.

 Организация физкультурно-оздоровительной  работы в дошкольных учреждениях  для детей, имеющих отклонения  в физическом и интеллектуальном  развитии, имеет свои особенности.  Деятельность педагога отличается  специфичностью, обусловленной характером  заболевания детей.

 Область адаптивной  физической культуры столь обширна,  что необходимо выделить в  ней несколько направлений. В  дошкольном образовании такая  классификация целесообразна, по  нашему мнению, в соответствии  с существующими видами дошкольных  учреждений.

 Таким образом, адаптивная  физическая культура дошкольников  включает коррекционную, лечебную  и социальную физическую культуру.

 Коррекционная физическая  культура опирается на исследования  в коррекционной педагогике и  реализуется в дошкольных учреждениях  компенсирующего вида. В зависимости  от отклонений в физическом  и интеллектуальном развитии  детей коррекционная физическая  культура делится на пять направлений:  нарушение зрения, нарушение слуха,  логопедия, нарушение интеллекта, ДЦП.

 Лечебная физическая  культура опирается на медицинские  исследования и реализуется в дошкольных учреждениях санаторного типа. В зависимости от заболевания детей лечебная физическая культура также делится на несколько направлений: заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, ЛОР-органов, гастроэнтерологичские заболевания.

Социальная физическая культура опирается на исследования в социальной педагогике, реализуется в дошкольных учреждениях интернатного типа и делится на два направления: в дошкольных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в дошкольных учреждениях круглосуточного пребывания детей.

7. В настоящее время  в дошкольных учреждениях в  подавляющем большинстве случаев  можно наблюдать занятия по  физической культуре, доминантно  связанные только с реализацией  двигательной активности детей.

 Однако вся система  физического воспитания должна  быть направлена на то, чтобы  наряду с решением оздоровительных  задач решать и чрезвычайно  важные задачи формирования знаний  дошкольников в области физической  культуры и ЗОЖ.

Дети старшего дошкольного  возраста могут усвоить необходимые  знания о физической культуре, понимать значение физических упражнений, знать  гигиенические правила занятий и уметь их применять. Усвоение данных теоретических сведений помогает сознательному отношению детей к физкультурным занятиям и самостоятельному использованию физических упражнений.

 

 

Список  литературы

Антонов, Ю.Е., Кузнецова, М.Н., Саулина, Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. - М.: Аркти, 2000.

Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. - М.: Терра-Спорт, 2000.

Доронина, М.А. Роль подвижных  игр в развитии детей дошкольного  возраста /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика. – 2007. - №4. – С.10-14.

Емельянова, М.Н. Подвижные  игры как средство формирования самооценки /М.Н. Емельянова //Ребенок в детском  саду. – 2007. - №4. - С.29-33.

Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. - М.: Владос, 2001.

Кожухова, Н.Н. и др. Воспитатель  по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Под ред. С. А. Козловой. – М.: Издательский центр Академия, 2002.

Козырева, О.В. Лечебная физкультура  для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) –  М: Просвещение , 2003.

Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников  в образовательной системе «Школа 2100». – М., 2005.

Кудрявцев, В.Т., Егоров, Б.Б. Развивающая  педагогика оздоровления /дошкольный возраст/. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры». - М.: Айри-Дидактика, 2003.

Мартынов, С.М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей. - М.: Владос, 2002.

Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

Ноткина, Н.А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: Детство- Пресс, 2000.

Педагогическая диагностика  по программе «Развитие»: Младший  и средний дошкольный возраст. –  М., 2000.

Педагогическая диагностика  по программе «Развитие»: Старший  дошкольный возраст. – М., 2000.

Потопчук, А.А., Овчинникова, Т.С. Двигательный  игротренинг для дошкольников. - С.-Пб.: Речь, 2002.


Информация о работе Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования