Практические методы обучения плаванию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 00:32, доклад

Описание

Метод обучения — это совокупность целенаправленных приемов передачи знаний и умений, обеспечивающих познание действительности. В данном случае это приемы обучения движениям, составляющим основу способа передвижения в воде. Методы обучения плаванию делятся на три группы: наглядные, словесные и практические.

Работа состоит из  1 файл

Методы обучения.docx

— 18.65 Кб (Скачать документ)

      МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ

      ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ

      И

      СПОРТА 
       

      Доклад.

        Практические методы  обучения плаванию. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

        Группа 1Ф-834-З

        Студент Попова Ю.Н. 

   Методы  обучения

Метод обучения — это совокупность целенаправленных приемов передачи знаний и умений, обеспечивающих познание действительности. В данном случае это приемы обучения движениям, составляющим основу способа  передвижения в воде. Методы обучения плаванию делятся на три группы: наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы создают четкое представление об изучаемом предмете. Они практически реализуются с помощью демонстрации способов плавания и различных упражнений (для этого необходим хороший демонстратор, лучше всего сверстник, в совершенстве владеющий этими движениями или действиями), а также показа фотографий, рисунков, плакатов, игрушек и т. д.

Словесные методы включают объяснения, рассказ, сравнения, замечания, указания, распоряжения, команды, подсчет, анализ (для старшего дошкольного возраста). В работе с малышами словесные методы должны быть доходчивыми, доступными для понимания малышей; следует широко использовать сравнения с движениями и действиями, известными ребенку.

   Практические  методы — это методы упражнения, изучения движений в целом и по частям, соревновательный, контрольный. Метод упражнения предусматривает многократное выполнение движений с контролем за дозировкой, темпом, интервалами отдыха, что в целом (учитывая и сложность упражнения) составляет физическую нагрузку. Метод изучения движения в целом (имеется в виду плавание одним из способов в полной координации) не даст желаемых результатов, если занимающиеся не освоили базовые упражнения — скольжения и выдохи в воду. Метод изучения движения по частям предусматривает освоение отдельных элементов техники — движений ногами, руками, дыхания, их последовательное согласование в данном способе плавания. Качество изучения элементов может быть проверено только при плавании в полной координации.       Главным из этих методов является метод упражнения, который предусматривает многократное повторение движений, направленных на овладение элементами и способом в целом. Все упражнения, применяемые в процессе обучения плаванию, объединены в целостно-раздельную систему. Это значит, что изучаемый способ плавания вначале демонстрируется и анализируется (дается подробное объяснение), затем он расчленяется на составляющие его элементы (движения ногами, дыхание, согласование движений ногами и дыхания и др.), которые изучаются последовательно и подводят учащегося к освоению способа плавания в целом.

   При обучении плаванию широко используются многочисленные методические приемы, например облегчение или усложнение условий выполнения, медленное плавание, выполнение изучаемых движений в  соревновательной или игровой форме  и др. Рассмотрим некоторые такие  приемы.

   Облегчение  условий выполнения движений обычно проводится в мелком бассейне, при  проведении урока поперек бассейна, при использовании облегченных  способов плавания. Обучение в усложненных  условиях, как правило, является кратковременным  и способствует лучшему выполнению упражнений в обычных условиях. Применяются, например, такие приемы: переход  к обучению в глубоком бассейне, плавание по всей длине бассейна безостановочно, удержание плавательной доски в  руках в вертикальном положении, плавание с помощью только рук, ног  и т. д.

   Медленное плавание применяется для оценки степени овладения навыком согласования движений и дыхания. Если занимающийся проплывает определенное расстояние с  техническими ошибками, очень медленно и без остановок, с правильным дыханием, то это значит, что условнорефлекторная  связь "движение-дыхание" образована и преподаватель может приступать к устранению наиболее серьезных  ошибок в технике движений, , а  по мере их ликвидации увеличивать  длину проплываемой дистанции и  темп плавания. Если же по мере увеличения темпа плавания будет нарушаться дыхание, то следует вновь вернуться к медленному плаванию. С помощью медленного плавания можно эффективно обучать движениям руками и ногами.

   Выполнение  изучаемых движений в соревновательной и игровой форме целесообразно по мере освоения движений в различных положениях (опорном, безопорном). Во время игры занимающиеся перестают контролировать правильность плавательных движений, поэтому здесь наиболее ярко проявляется степень освоения этих движений. Преподаватель контролирует действия занимающихся и после окончания игры указывает на допускаемые ими ошибки в технике плавания.

   Выполнение  упражнений в форме простейших соревнований значительно повышает эффективность  обучения. Однако нужно помнить, что  при использовании этого приема учащиеся должны обязательно знать  итоговый результат своей деятельности, иначе такой методический прием  теряет свой смысл. На начальных этапах обучения в форме соревнования можно  выполнять упражнения на оценку (в  баллах), назвав того, кто сделал упражнения лучше всех. Применяются такие  соревнования: "Кто дальше проскользит", "Кто быстрее всплывет", "Кто  дольше пролежит на воде" и т. д. По мере освоения техники, кроме оценки в баллах, применяется плавание на скорость как по элементам (с помощью  одних ног или рук) в опорном  и безопорном положениях, так и  в полной координации с использованием облегченных и спортивных способов плавания.

   При обучении плаванию часто используют различные ориентиры. Они могут  быть постоянными и временными. Постоянными  являются поперечные и продольные линии  на дне бассейна, разные цвета окраски  поплавков на дорожках, квадраты на поворотных щитах и другие обозначения, облегчающие условия выполнения заданий. Временными ориентирами могут  быть: место, занятое преподавателем перед началом выполнения упражнений, предмет, установленный на определенном расстоянии от старта, дорожка, протянутая поперек или в длину бассейна, и т. д. Ориентиры помогают преподавателю в организации деятельности учащихся, облегчают постановку перед ними конкретных заданий.

   Упражнения  можно выполнять в парах с  поддержкой партнера, предварительно объяснив способ поддержки, очередность  выполнения, задачи выполняющего движения и поддерживающего. При использовании  этого методического приема поддерживающий становится помощником преподавателя. Он указывает выполняющему на допускаемые  ошибки и помогает их устранить. Как  правило, этот прием применяется  после изучения упражнений у неподвижной  опоры.

   В процессе обучения применяются и  так называемые контрастные приемы. Например, учащийся выполняет упражнение на всплывание. Для того чтобы подчеркнуть  необходимость предварительного глубокого  вдоха и последующей задержки дыхания, ему предлагается не делать глубокого вдоха, погрузиться в  воду и принять заданное положение (тело не поднимается на поверхность  воды). Сразу после этого учащийся выполняет упражнение правильно (делает глубокий вдох, опускается в воду и  задерживает дыхание), и тело всплывает  на поверхность воды.

   Для того чтобы научить правильной технике  плавания, нужно опробовать несколько  ее вариантов, из которых выбрать "свой". С этой целью в процессе занятий  следует выполнять упражнения с  различными углами сгибания рук и  ног, чередовать их, во время движений применять различные мышечные усилия при выполнении рабочих движений, а также плавать с изменением скорости. Такой методический прием  способствует освоению варианта техники, отвечающего анатомо-физиологическим  особенностям каждого занимающегося.

   При изучении упражнений и элементов  техники используются образные выражения  и сравнения, облегчающие понимание  сущности задания. Например, "Гуди, как  паровоз", "Задуй горящую свечу" (при изучении выдоха в воду); "Нырни  как утка", "Вытянись в струнку", "Смотри, как убегает дно" (при  обучении всплываниям и скольжениям); "Работай руками, как мельница", "Работай ногами, как лягушка" (при изучении элементов техники плавания).

   Наибольший  эффект достигается при комплексном  использовании различных методов  и методических приемов в зависимости  от задач урока.

   Общая схема обучения плаванию слагается  из следующих этапов:

   демонстрация  изучаемого способа плавания и его  элементов;

   теоретическое обоснование (объяснение) техники данного  способа и его элементов;

   опробование способа (попытка плавать изучаемым  способом) ;

   практическое  ознакомление с формой движений на суше;

   овладение элементами способа и отдельными сочетаниями движений в воде;

   освоение  способа плавания в целом;

   совершенствование техники способа и его элементов.


Информация о работе Практические методы обучения плаванию