Подвижные игры и игровые упражнения, как средство развития ловкости детей 6-7 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:25, курсовая работа

Описание

За последние годы в отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвященных решению различных проблем воспитания дошкольников. Это объясняется тем, что неблагоприятные социально-экономические изменения, которые произошли в нашей стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.

Содержание

Стр.
Введение
Глава 1.Теоретические основы развития ловкости у детей 6-7 лет
1.1.Анатомо-физиологические особенности развития детей 6-7 лет
1.1.1. Мышечная система
1.1.2. Опорно-двигательный аппарат
1.1.3 .Сердечнососудистая система
1.1.4 .Дыхательная система
1.1.5 .Нервная система
1.2. Особенности развития моторики
1.3. Психическое развитие ребенка
1.4. Ловкость
1.4.1. Методы развития ловкости у детей 6-7 лет
Глава 2. Подвижные игры и игровые упражнения, как средство развития ловкости у детей 6-7 лет
2.1. Характеристика подвижной игры
2.2. Методика проведения подвижной игры с детьми 6-7 лет
2.3. Подбор подвижных игр и их содержание
Заключение
Литература
Приложение

Работа состоит из  1 файл

вкр2.doc.docx

— 85.61 Кб (Скачать документ)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Министерство образования  и науки Красноярского края

КГБОУ СПО «Красноярский  педагогический колледж № 2»

ПЦК «Социальная работа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Селезова Ирина Геннадьевна

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И  ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

 

 

Допустить к защите

Н.И. Бычкова 

Председатель ПЦК 

«Социальная работа»

___________________

 

Руководитель:

Чупина Ольга Николаевна

преподаватель

______________________

 

 

Консультант:

Чупина Ольга Николаевна

преподаватель




 

Красноярск, 20_

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

Введение

Глава 1.Теоретические основы развития ловкости у детей 6-7 лет

           1.1.Анатомо-физиологические  особенности  развития детей 6-7 лет

           1.1.1. Мышечная система

           1.1.2. Опорно-двигательный аппарат

           1.1.3 .Сердечнососудистая система

           1.1.4 .Дыхательная система

           1.1.5 .Нервная система 

           1.2. Особенности развития моторики

           1.3. Психическое развитие ребенка

           1.4. Ловкость

           1.4.1. Методы развития ловкости  у детей 6-7 лет

Глава 2. Подвижные игры и игровые упражнения, как средство развития ловкости у детей 6-7 лет

          2.1. Характеристика подвижной игры

          2.2. Методика проведения подвижной игры с детьми 6-7 лет

          2.3. Подбор подвижных игр и их содержание

Заключение

Литература

Приложение

3

5

 

 

5

6

7

7

8

9

9

11

15

 

19

20

22

28

30

32

35

 




 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

За последние годы в отечественной  литературе появилось немало научных  трудов, посвященных решению различных  проблем воспитания дошкольников. Это  объясняется тем, что неблагоприятные социально-экономические изменения, которые произошли в нашей стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Начиная с трехлетнего возраста, ребенок многое умеет, очень подвижен. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. У детей воспитывается внимание и наблюдательность, развиваются  физические качества. Уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в школе. [9; С.6] Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования. Ловкость, по определению Л.П. Матвеева, - способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А. Бернштейну. Он дает глубокий анализ ловкости и называет ее не психофизическим качеством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди других качеств индивида.

Н.А. Бернштейн дает следующее определение  ловкости: ловкость есть способность быстро выйти из любого положения, то есть, способность справиться с любой возникшей двигательной задачей: правильно, быстро, рационально, находчиво. Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений. Ловкость развивается довольно медленно. Для развития ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами, на снарядах), акробатики (прыжки с трамплина, на батуте), упражнения с большими мячами – передачи, перебрасывания, ловля и др. Используют подвижные игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке, и спортивные игры. Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряженной умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению. Ценность подвижных игр способствующих развитию ловкости в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.

Проанализировав литературные пособия по физической культуре, мы убедились, что развитию ловкости детей дошкольного возраста в практике физкультурно-оздоровительной работы уделяется недостаточно внимания. Именно поэтому нам кажется необходимым изучение особенностей влияния и подбор подвижных игр и игровых упражнений, на развитие ловкости у детей 6-7 лет.

Тема нашей работы – подвижные  игры и игровые упражнения  как средство развития ловкости детей 6-7 лет.

Цель исследования – выполнить  подбор подвижных игр и игровых  упражнений для максимального развития двигательного качества, в частности - ловкости, и недостаточной разработанностью вопроса использования подвижных игр и игровых упражнений для развития этого качества.

ГЛАВА 1.ТЕОРИЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

 

 

 В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в  месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний  вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной  и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно  связано с развитием тонкой моторики ребенка. [16, С.20]

 

Мышечная  система

 

Мышечная система органически связана с костной, поскольку они совместно обеспечивают движения человека. Мышцы у детей отличаются по своему строению, составу и функциям от мышц взрослого человека. Мышцы у детей по внешнему виду бледнее и нежнее, богаче водой, но беднее белковыми веществами и жиром, а также экстрактивными и неорганическими веществами. Развитие мышц у детей идёт неравномерно. В первую очередь у них развиваются более крупные мышцы, например, мышцы плеча и предплечья, а более мелкие мышцы развиваются позднее. К 6-7 годам хорошо развиты круглые мышцы живота, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Так же заметно увеличивается сила мышц-разгибателей туловища, бедра и голени - это способствует развитию координированных двигательных актов (ходьба, бег, прыжки) и физических качеств (быстрота, сила, выносливость). [16,С.22]

  У детей и подростков утомление работающих мышц наступает скорее, чем у взрослых. Но в то же самое время утомление мышц у детей проходит быстрее, так как этому благоприятствует более быстрый обмен и более обильная доставка к ним кислорода, который восстанавливает возбудимость утомлённой мышцы и повышает временно ослабленную её упругость. Всё это говорит о том, что при организации и проведении физических упражнений, спортивных занятий и физического труда детей и подростков необходимо не обременять чрезмерно их мускулатуру, дозировать нагрузку и проводить эти занятия замедленным темпом с соответствующими паузами для отдыха. [16, C.19]

При работе мышцы получают обильный приток крови, содержащей питательные вещества и кислород. Притекающая при работе мышцы кровь питает не только её, но и кости, к которым она прикреплена, а также и связки. Работа мышц оказывает положительное влияние и на процесс образования в костном мозгу красных кровяных телец, улучшая тем самым состав крови. Мышечная работа оказывает своё благотворное влияние на весь организм, в частности на такие органы, как сердце и лёгкие, и активизирует процессы обмена. [17, С.42]

 

Опорно-двигательный аппарат

 

 К 3—4 годам позвоночник  ребенка обладает всеми характерными  для взрослого изгибами, но кости  и связки еще эластичны и  изгибы позвоночника выравниваются  в лежачем положении. Постоянство  шейной и грудной кривизны  позвоночника устанавливается к  7 годам, а поясничной — к  12 годам. Окостенение позвоночника  происходит постепенно и завершается  полностью только после 20 лет. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат и мускулатура) у детей 6-7 лет еще далеко до завершения. Кости детей содержат значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. В 6-8 лет заканчивается формирование физиологических изгибов позвоночника. Скелетная мускулатура ребенка 6-7 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Ребра у детей раннего возраста имеют горизонтальное направление, что ограничивает экскурсию (движение) грудной клетки. К 6-7 годам эти особенности не проявляются. Начинается сращивание костей  таза  состоящего из отдельных частей — подвздошной, седалищной, лобковой. Таким образом, костная система детей до 7 лет характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса, что вызывает необходимостью тщательно оберегать ее. Когда начинается прямостояние и ходьба, усиленно развиваются мышцы таза и нижних конечностей.

Сердечнососудистая  система

К 6-7 годам значительно совершенствуется сердечнососудистая система ребенка. Утолщается мышца сердца, развиваются нервы, регулирующие ритм сердечных сокращений. Учащенное сердцебиение (ритм сокращений сердца у ребенка 6-7 лет равен 92—95 ударам в минуту, у взрослого 60—70) способствует усиленному обмену веществ, необходимому детям этого возраста. Вместе с тем ритм сокращений сердца легко нарушается, пульс его неустойчив и не всегда ритмичен; при повышенной физической нагрузке, волнении, сердце быстро утомляется

Сердце у детей относительно больше, чем у взрослых. Рост сердца протекает неравномерно. Ударный  объём сердца у детей меньше, чем  у взрослых. Под ударным объёмом  сердца подразумевается количество крови, выбрасываемое сердцем при  одном сокращении. Как на одну из особенностей развития сердечнососудистой системы, у детей следует указать на то, что до 6-7 лет рост сердца у детей отстаёт от роста кровеносных сосудов, а в последующие годы, особенно в период полового созревания, темп роста сердца превышает темп роста кровеносных сосудов

Деятельность сердца, как  известно, регулируется нервной системой. Развитие иннервационного аппарата сердца у детей заканчивается  в основном к 7-8 годам, т. е. ещё тогда, когда сердечная мышца ещё  далека от своего развития. Это обстоятельство может при известных условиях повлечь за собой перегрузку сердечной  деятельности, естественным последствием которой являются сердечные заболевания. 

Нервная система

 Развитие центральной нервной системы детей 6-7 лет характеризуется ускоренным формированием ряда признаков: поверхность мозга шестилетнего ребенка равняется 90% поверхности мозга взрослого человека; завершается дифференциация нервных элементов тех слоев, в которых осуществляются процессы, имеющие решающее значение для осуществления сложных умственных действий — обобщений, осознания последовательности событий, причинно-следственных связей, развития сосредоточенности, наблюдательности, внимания. Это создает благоприятные условия для усвоения детьми систематических знаний. Например, внимание семилетнего ребенка может быть устойчивым 25—30 минут и больше, если дело требует его активного действия.

Активно совершенствуются основные нервные процессы ребенка — возбуждение и, особенно, торможение, что благоприятно сказывается на выполнении им правил поведения. Ребенку уже приносит удовлетворение умение поступать «как нужно», возможность регулировать свое поведение в соответствии с предъявленными к нему требованиями. Вместе с тем свойства нервных процессов, особенно их подвижность, развиты недостаточно. Например, ребенок не может сразу ответить на неожиданно обращенный к нему вопрос, не может быстро среагировать на опасность — отскочить, увернуться и т. д., трудно реагирует на изменения привычного уклада жизни, режима.

Особенности развития мелкой моторики

Развитие  двигательных функций в онтогенезе ребенка совершается очень медленно – на протяжении многих месяцев и лет. В исследованиях психологов, как отечественных, так и зарубежных, очень большое место уделяется вопросу о том, является развитие моторики ребенка следствием естественного созревания или же это есть результат научения. Общее развитие моторики  на 6-7 году жизни течет в направлении постоянного овладения координационными возможностями, которые создались у ребенка в результате окончательного анатомического созревания двигательной сферы. Развитие моторики играет важную роль в процессе овладения учебными навыками,  темп, ритм уже хорошо развиты в этом возрасте, но сила движений довольно мала. Однако могут  встречаться  среди детей 6-7 лет очень различные относительные степени развития отдельных координационных уровней. Есть дети, отличающиеся большим изяществом и гармонией телодвижений, руки которых, в тоже время необычайно беспомощны и не умеют справиться с наиболее примитивными заданиями при письме. Другие обладают исключительной точностью мелких движений (при письме буквы округлые, ровные, не вылезают за строку), однако, такие дети могут быть мешковаты, неловки, спотыкаются на ровном полу, роняют стулья. Практика показывает, что современные дети 6–7 лет нередко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой и крупной моторики. Это проявляется в плохой координации движений при беге, прыжках, общей двигательной неловкости и неуклюжести.

Психическое развитие ребенка

Психическое развитие ребенка в 6 лет претерпевает большой скачок. В  6 лет ребенок должен иметь четкое представление об различных процессах - обратимых и необратимых. Он должен уметь отличать ситуации, в которых происходит изменение количества или какого-либо другого признака от тех ситуаций, в которых признак остается неизменным. Ребенок 6-7 лет уже  хочет заниматься интересными делами, умеет сам их находить; стремится к контактам, проявляет доброжелательность в общении с взрослыми и сверстниками, адекватность в поведении, эмоциональную отзывчивость; стремится к освоению нового (информации, игр, способов действия с различными предметами). [21, С.91]

Воображение является важной высшей психической функцией, лежащей в  основе всех видов творческой деятельности человека, как маленького, так и  взрослого. Еще Альберт Эйнштейн говорил, что воображение намного  важнее, чем знание. Наиболее чувствительный период для развития воображения, это дошкольный возраст. Психическое развитие ребенка в 6-7 лет имеет свои особенности. Если строить обучение на основе действия по образцу и воспроизведения модели, которая предлагается взрослым, то творческая сила воображения угасает уже к 8 годам. При этом развитие творческого потенциала детей становится затруднительным. 
К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

Информация о работе Подвижные игры и игровые упражнения, как средство развития ловкости детей 6-7 лет