Особенности физического воспитания детей 5-7 лет с отклонениями в состоянии здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:11, контрольная работа

Описание

Понятие физическое воспитание, о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие воспитание в широком смысле. Это означает, что так же как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса ( направляющая роль педагога – специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами и т.д.) либо осуществляется в порядке самовоспитания.

Содержание

1. Понятие физическое воспитание, физическое развитие.
2. Физиологические предпосылки форм организации физического воспитания.
3. Задачи и особенности физического воспитания детей 5-7 лет с нарушением слуха
4. Формы организации физического воспитания детей 5-7 лет с нарушением слуха.
5. Система работы по физическому воспитанию детей с нарушением слуха.
6. Примеры комплексов упражнений, занятий, игр для коррекционной работы с детьми с нарушением слуха

Работа состоит из  1 файл

Понятие физическое воспитание.docx

— 34.23 Кб (Скачать документ)

Тема 3 Особенности физического воспитания детей 5-7 лет с отклонениями в состоянии здоровья.

План:

  1. Понятие физическое воспитание, физическое развитие.
  2. Физиологические предпосылки форм организации физического воспитания.
  3. Задачи и особенности физического воспитания детей 5-7 лет с нарушением слуха
  4. Формы организации физического воспитания детей 5-7 лет с нарушением слуха.
  5. Система работы по физическому воспитанию детей с нарушением слуха.
  6. Примеры комплексов упражнений, занятий, игр для коррекционной работы с детьми с нарушением слуха
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Понятие физическое воспитание, физическое развитие.

 Понятие физическое воспитание, о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие воспитание в широком смысле. Это означает, что так же как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса ( направляющая роль педагога – специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами и т.д.) либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительные же особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность.

В самом  общем смысле физическим развитием  человека называет процесс изменения  естественных морфофункциональных  свойств его организма в течение  индивидуальной жизни. Внешними количественными  показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно  же физическое развитие характеризуется  прежде всего существенным изменением функциональных возможностей организма  по периодам и этапам его возрастного  развития, выраженным в изменении  отдельных физических качеств и  общего уровня физической  работоспособности. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Физиологические предпосылки форм организации физического  воспитания.

Педагогическое  воздействие в целях восстановления нарушенных и развития еще не сформировавшихся двигательных функций предполагает применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей.

Занятие физическими упражнениями основаны на одной из главных потребностей человека – влечении его к движениям (кинезофилии). Широкие возможности  использования физических упражнений определяются ведущим значением  локомоторного аппарата во всей жизнедеятельности  человека. Необходимым условием нормального  функционирования и совершенствования  всех важнейших систем организма, в  том числе внутренних органов, является моторная активность.

Психика выражается в моторных актах, но эта  связь обоюдна: благодаря проприоцепции моторика влияет на психику. Поэтому аномальным детям так необходимы занятия физической культурой и трудовой деятельностью.

Рецепторная функция моторного анализатора  регулирует  всю нервную трофику  организма. Ведущая роль в управлении вегетативными функциями принадлежит  проприоцепторам, а основной причиной преобладания моторики является более  высокая функциональная лабильность  моторных центров по сравнению с  вегетативными. Поэтому имеется возможность, изменяя функциональное состояние моторного анализатора и его локомоторного аппарата, направленно влиять на деятельность различных систем организма.

Здоровье  человека поддерживается регулированием органов на основе афферентации, осуществляемой в мышечно-суставном аппарате проприоцепцией,  а в системе внутренних органов  – интероцепцией. Благодаря наличию  этих связей каждой системе органов  свойственна саморегуляция.

Но помимо саморегуляции на основе проприоцепции  и интероцепции возникает более  сложная и широкая межсистемная регуляция физиологических функций  и положительной и отрицательной  обратной связью. Положительная связь выражается в том, что усиление одной из взаимосвязанных функций вызывает нарастание другой. Отрицательная обратная связь заключается в усилении одного процесса и ослаблении другого. Один и тот же нерв регулирует положительную связь в отношении одного внутреннего органа и отрицательную в отношении другого.

В патологических состояниях и в условиях дефекта (у аномальных детей) тип обратной связи, по-видимому, может меняться, извращаться, что не исключает возникновения  резкой дисгармонии физиологических  функций, особенно в аппарате дыхания  и сердечно-сосудистой системе. Задачей  физических упражнений в таких случаях  является восстановление примата моторики, подчиняющей себе все функции  организма.

Необходимо  учитывать, что проприоцепции способна не только усиливать возбудительный процесс в моторных и вегетативных центрах, но и в определенных условиях ограничивать его. Фактически, исходя из этого, физическая культура – это  терапия регуляторных механизмов. Она  использует наиболее адекватные биологические  пути мобилизации собственных приспособительных, защитных и компенсаторных свойств  организма с целью ликвидации различных недостатков. Поэтому в практике физическое воспитание аномальных детей требуется детальное обоснование избирательного воздействия физических упражнений на различные анализаторы и функциональные системы их организма.

Своевременное (чем раньше – тем лучше) использование системы физического воспитания как эффективного средства коррекции нарушенных и компенсаций недоразвитых функций позволяет предупредить появление вторичных отклонений и развитии умственно отсталых детей.

Коррекционно-педагогический процесс следует строить, основываясь  на идеях об использовании сохранных  возможностей в развитии ребенка  и зонах его ближайшего развития.

Выявление двигательных нарушений должно осуществляться параллельно с выявлением сохранных  двигательных возможностей.

Управление  развитием двигательной сферы умственно  отсталых детей предполагает изучение специфики их двигательных нарушений  и физического развития, проявляющихся  в разных локомоциях, произвольных движениях и отрицательно сказывающихся  на их общем психофизическом развитии.

Разлитое  органическое поражение коры головного  мозга препятствует не только психическому, но и физическому развитию детей, формированию у них произвольных движений. При этом необходимо учитывать, что произвольное движение является результатом суммарной деятельности всего головного мозга и оно может быть нарушено как наиболее сложно организованная деятельность при поражениях коры больших полушарий.

У умственно  отсталых детей в связи с тотальным  органическим поражением коры головного  мозга нарушения произвольных движений в большинстве случаев являются своеобразным признаком уровня моторной развитости.

В объяснении двигательной недостаточности детей  можно опираться на многоуровневую теорию построения движений, разработанную  Н.А. Бернштейном, сущность которой  заключается в том, что вше  по уровню поражена центральная нервная  система, тем менее вероятной  становится возможность управления смысловой организацией движений.

А поскольку  аномальный ребенок не обладает достаточным  двигательным опытом, то его общее  психофизическое развитие будет  страдать, так как он не сможет на должном уровне общаться с другими  детьми, перенимать их опыт.

Фундаментальными  экспериментальными исследованиями было доказано, что при использовании  оптимальной системы физических упражнений нарушенные движения при  поражении коры головного мозга  могут успешно корригироваться.

При разработке научно-методических основ физического  воспитания детей  специальных дошкольных учреждений необходимо тщательно учитывать  как структуру основного дефекта, так и двигательные возможности  детей.

Занятия физической культурой по преодолению  двигательных нарушений у умственно  отсталых детей следует проводить  так, чтобы коррекционные задачи пронизывали все формы занятий. Важно, чтобы их содержание определялось необходимостью решения задач коррекции двигательных нарушений и имело оздоровительную направленность, т.е. осуществлялся бы комплексный подход. Нужно, чтобы специфические задачи физического воспитания решались и при проведении утренний гимнастики, физкультминуток.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Задачи  физического воспитания детей с нарушением слуха.

Физическое  воспитание детей с нарушениями  слуха направлено на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, закаливание детского организма, развитие потребности в двигательной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физического развития. В процессе работы по физическому воспитанию реализуется как общие с массовыми дошкольными учреждениями задачи, так и специфические, обусловленные наличием своеобразия в физическом и моторном развитии детей с нарушениями слуха.

Решение оздоровительных задач – укрепление здоровье детей, содействие их физическому  развитию и закаливание организма  предполагают систематический контроль за здоровьем детей со стороны  педагогов и врачей, проведение постоянных медицинских осмотров, правильную организацию  режима дня в детском саду и  дома.

Формирование  основных движений и двигательных качеств  – одна из основных задач физического  воспитания детей с нарушениями слуха, так как овладение основными движениями создает основу для нормализации жизнедеятельности ребенка. Обучение детей правильной ходьбе, бегу, лазанью, прыжкам, метанию оказывает эффективное воздействие на развитие всего организма. Сформированность основных движений обеспечивает возможности расширения двигательного опыта, создает необходимую базу для овладения более сложными движениями. Для формирования основных движений используются подводящие упражнения, упрощаются некоторые условия их выполнения. В единстве с формированием основных движений развиваются двигательные качества: скоростные, скоростно-силовые, совершенствуются пространственно-временные ориентировки, равновесие, воспитываются ловкость, выносливость.

Решение коррекционных задач связано  с развитием и тренировкой  функции равновесия, формированием  правильной осанки, коррекций и профилактикой  плоскостопия, развитием дыхания, координации  движений. Одной из важных коррекционных  задач физического воспитания глухих и слабослышащих дошкольников является развитие их ориентирования в пространстве. Для этого используются упражнения, связанные с изменением местонахождения детей и размещения инвентаря в зале, изменением направления и условий движения. Детей необходимо упражнять в быстром выполнении ряда движений, развивать их двигательную реакцию в играх, изменять условия применения сформированных навыков и умений. Использование звукового сопровождения на занятиях по физическому воспитанию помогает развитию чувства ритма, вибрационной чувствительности, развлечению медленных и быстрых звучаний, что, таким образом, способствует развитию слухового восприятия.

Физическое  воспитание детей связано с развитием  речи и речевого общения. Выполнение движений сопровождается использованием речевых инструкций воспитателем. По мере овладения детьми значениями слов и инструкций речевой материал предъявляется  устно. Дети усваивают слова, обозначающие движения, физкультурные снаряды, игрушки, учатся применять эти слова в  общении с другими детьми и  педагогом в процессе подвижных  игр, выполнения упражнений. Использование  речевого материала должно быть хорошо продумано и регламентировано воспитателем с тем, чтобы не снижать моторной плотности занятий.

В процессе физического воспитания у детей  развивается произвольное внимание, умение действовать по подражанию взрослому  и по наглядному образцу, а затем  и самостоятельно выполнять упражнения, ориентируясь на словесные инструкции. Дети учатся действовать в коллективе, согласовывая свои действия с действиями других детей, помогать им, проявлять инициативу, самостоятельность, выдержку в играх и упражнениях. Достижение успеха в выполнении заданий и упражнений способствует формированию у старших дошкольников оценки собственных возможностей, положительно отражается на личностном развитии ребенка. Важное значение для дальнейшего физического развития приобретает формирование у дошкольников интереса к занятиям физкультурой, участию в играх, соревнованиях. 

4.формы  организации физического  воспитания детей  5-7 лет нарушением  слуха.

Физическое  воспитание осуществляется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Основными формами физического  воспитания являются: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках и  в перерыве между занятиями, физкультминутки, фонетическая ритмика, музыкальные  занятия, занятия по физическому  воспитанию.

Информация о работе Особенности физического воспитания детей 5-7 лет с отклонениями в состоянии здоровья